Некогда весьма популярный и плодовитый писатель, чье собрание
Сочинений насчитывало 50 томов. Он еще в конце прошлого века
пешком исходил чуть ли не всю Русскую Лапландию, написал об
увиденном несколько сочувственных книг, одну даже детскую, "для
народа и школ", с трогательным названием "Лопь белоглазая". По
Саамской версии, древний народ, что раньше обитал на Севере,
Погрузился на дно океана и там продолжает жизнь. Под водою, как
и наверху: те же горы, леса, бродят звери, летают птицы. "Чудь
подземная" (точнее было бы сказать, "подводная") -- так
Собирательно назван исчезнувший народ -- пасет под водой не
Только оленей, но и моржей, тюленей, разводит вместо коров
Дельфинов, отбиваясь от нападения акул с помощью огромных
Железных луков и каменных стрел. Своеобразная полярная версия
Известной легенды о Невидимом граде Китеже, с той лишь
Разницей, что речь идет о целом народе, погрузившемся вместе со
Своими городами в пучину Ледовитого океана и продолжающем там
Прежнюю жизнь.
В русских народных преданиях живет также память о "дивьих
народах", обитающих под землей на краю света. Известны разные
Версии этой легенды, одна даже вошла в канонический Сборник
Сказок Афанасьева, хотя к сказке в собственном смысле данного
Слова имеет отношение самое незначительное. В русском народном
Сознании древний сюжет о подземных жителях смешался с
библейскими "Гогами и Магогами" и Александром Македонским:
Он-то якобы и загнал свирепых ворогов в глубь земли. Но они
Живы до сих пор и вырвутся на свободу перед самой кончиной
Мира.
Представление о подземном царстве имеет древнейшие корни.
И не только сказочные или мифологические. В преданиях о людях
(или человекоподобных существах), обитающих в недрах Земли:
Хозяйка Медной Горы, Подземная чудь, Аггарта -- северная
Шамбала. Сведения на сей счет сохранились и в русских
Летописях, где они излагаются как сами собой разумеющиеся
Факты. Так, в Начальной летописи под годом 1096-м (6604) Нестор
Воспроизводит свою беседу, надо полагать, с приезжим
новгородцем:
Теперь же хочу поведать, о чем слышал 4 года назад и
что рассказал мне Гюрята Рогович новгородец, говоря так:
"Послал я отрока своего в Печору, к людям, которые дань дают
Новгороду. И пришел отрок мой к ним, а оттуда пошел в землю
Югорскую. Югра же -- это люди, а язык их непонятен, и соседят
Они с самоядью в северных странах. Югра же сказала отроку
моему: "Дивное мы нашли чудо, о котором не слыхали раньше, а
Началось это еще три года назад; есть горы, заходят они к
Заливу морскому, высота у них как до неба, и в горах тех стоит
Клик великий и говор, и секут гору, стремясь высечься из нее; и
В горе той просечено оконце малое, и оттуда говорят, но не
Понять языка их, но показывают на железо и машут руками, прося
Железа; и если кто даст им нож ли или секиру, они взамен дают
Меха. Путь же до тех гор непроходим из-за пропастей, снега и
Леса, потому и невсегда доходим до них; идет он и дальше на
север".
Повесть временных лет
(перевод).
Сохранились в народной памяти также смутные воспоминания и
О так называемой ледниковой эпохе, точнее о катастрофическом
Похолодании, постигшем Гиперборею. Выдающийся чешский поэт,
Историк и фольклорист Карел Яромир Эрбен (1811 -- 1870)
Свидетельствует, что хрустальная или стеклянная гора славянских
Сказок есть не что иное, как образ ледяной горы54,
Трансформировавшийся в сознании людей, а также при устной
Передачи от поколения к поколению (в чешском фольклоре известен
И город Ледян -- сродни русскому Леденцу, -- что значит
"ледяной"). Чтобы убедиться в правомочности данного вывода,
Достаточно еще раз внимательно просмотреть волшебную русскую
сказку "Хрустальная гора" (по сборнику Афанасьева No162). Здесь
Тридесятое царство наполовину втягивается в хрустальную гору
(что наглядно воспроизводит действие наступающего ледника). Но
Главное в другом: чтобы спасти гибнущее царство и заточенную в
Хрустальной горе царевну, герой, победив змея о двенадцати
головах, "разрезал его туловище и на правой стороне нашел
Поиск по сайту:
|