Новгородца поначалу небольшую дань, но затем стал постепенно ее
Увеличивать, пока не сделал ее невыносимой (что впоследствии
Усугублялось с каждым новым правителем). Первые летописцы,
Упоминавшие имя Рюрика, вряд ли опирались на какие-то
Письменные источники, а скорее всего, использовали устные
Известия. Постепенно исконно русское имя Юрик, помянутое в
Северорусском предании, оваряжилось. (Продолжение темы см. в
Приложении 2.)
Еще одним подтверждением смысловой идентичности сокола с
Русским именем Рарог-Рерик-Рюрик служит княжеская символика
рода Рюриковичей (рис.31). Как известно, она имеет форму
Трезубца и в этом смысле стала основой украинской
Государственной геральдики. Между тем существует версия, что
знаменитый "трезубец" на самом деле является стилизованным
изображением сокола-рерика (рис.32). Впервые эту гипотезу
Выдвинул С.А.Гедеонов, впоследствии она получила дальнейшее
Обоснование45. Версия выглядит романтичной и привлекательной и
Обычно вызывает горячие читательские симпатии. Однако символ
Трезубца, триглава, треножника как выражение священной
Троичности чрезвычайно распространен в мировой культуре. Выходя
За пределы индоевропейской традиции, его можно обнаружить в
вариантах, близких к символике киевских князей, и в древних
онежских петроглифах (рис.33), и в этрусско-кельтской символике
(рис.34), и в китайской каллиграфии, и в гигантских (свыше 200
М) древних рисунках-геоглифах на тихоокеанском побережье Южной
Америки (рис.35), и в шаманских жезлах енисейских остяков
(кетов) (рис.36). Так что какая бы то ни было славянская
Самостийность здесь ни при чем.
Принадлежность конкретного тотема какому-либо роду-племени
Или, что одно и то же, принадлежность какого-то
Семейно-кланового или половозрастного образования конкретному
Тотему наглядно демонстрирует узнавательно-разграничительную
Функцию последнего, что помогает узнавать себе подобных или
Отличать своих от чужих. В частности, это проявляется в
Особенностях одежды, головного убора, прически, украшений,
Косметики, татуировок, которые, как показывают данные
Археологии, в древности были распространены повсеместно.
Например, русский женский головной убор кика по форме
Напоминает птицу, а его название происходит от названия
лебединого крика -- кика (кикать-"кликать, кричать"). Отсюда
древнегреческое наименование лебедя -- "Кикн" (так звали и сына
Аполлона, превращенного после смерти в созвездие Лебедя).
Интересно, что мужской головной убор алеутов, когда они были
Открыты русскими мореплавателями, по форме также представлял
Лебединую голову.
Тотемические образы гуся, лебедя, селезня (утки), пожалуй,
Наиболее архаичные в древнем мировоззрении, они связаны с
Доиндоевропейскими мифами о первородном яйце и птице, творящей
Мир. В индоевропейской культурной традиции эти представления
Получили наибольшее развитие в космологии орфиков, впоследствии
Воспринятой митраизмом в образе Митры-Фанеса, рожденного из
Космического мирового яйца (напомним, что от имени Митры
произошло русское слово "мир" в смысле "согласия"). Аристофан,
Великий древнегреческий комедиограф, иронически относился к
философии орфиков, тем не менее в комедии "Птицы" он дал
Позитивное изложение идей, уходящих в самые глубины
космического постижения действительности: "птицы древнее
Олимпийцев блаженных", породил их златокрылый Бог любви Эрот,
Сочетавшись с Хаосом. Сам же Эрот, олицетворяющий космическое
Сексуальное начало, -- сын первозданной Ночи и Ветра. Они-то и
сотворили Яйцо-первородок, и из него спустя годы "появился Эрот
сладострастный" -- "в сверкании крыл златых, легконогому ветру
подобный". В русском фольклоре смутные воспоминания о золотом
Космическом яйце закодированы в популярной сказке про Курочку
Рябу и снесенное ею волшебное золотое яичко.
По русскому космогоническому мифу творцом Вселенной был
Селезень (гоголь-нырок). Он долго плавал по безбрежному океану,
Поиск по сайту:
|