А рядом с ним царственный тис отражал атаки
Врагов, что шли на него, как волны на берег моря;
И груша сражалась там же, обильно кровь проливая;
Каштан состязался с елью в свершенье подвигов ратных.
Бел снег, и чернила черны, и зелены деревья,
Спокойны пучины вод с тех пор, как я крик услышал;
С тех пор березы растут в стране этой без опаски,
И тянутся вверх дубы в холмистом Гвархан-Мелдеро.
У русских есть свой вариант воспоминаний о войне
Растительных тотемов. Но в отличие от кельтских сказаний он
Носит не эпический, а сатирический оттенок. Это -- знаменитая
сказка "Война грибов", где грибы воюют не друг с другом, а с
царем Горохом. Поговорка: "При царе Горохе" -- тоже
Рудиментарная память (или архетип коллективного
Бессознательного) об архаичном прошлом и тотеме гороха. Другие
Тотемные символы перечисляются, к примеру, в чрезвычайно
распространенной на Русском Севере сатирической былине "Птицы",
Где называются десятки пернатых, многие из них калькируют
Древние русские тотемы. Былина эта записана во множестве
вариантов, но почему-то выпала из поля зрения современных
Исследователей. В процессе становления славянорусского этноса
Многие из былых тотемов стерлись в памяти. Только образ
Сокола-рерика плавно перешел из родоплеменной в княжескую
Символику и геральдику, сохранив свое смысловое значение в
Династии Рюриковичей вплоть до татаро-монгольского нашествия.
Тотемический образ сокола -- доиндоевропейского
Происхождения. К тем незапамятным временам восходит и
Представление о Солнце как Соколе. У русских следы такого
Древнейшего отождествления обнаруживаются, помимо прочего, в
Архаичной загадке-поговорке, где Солнце именуется Ясным
Соколом, а темная ночь -- волком (еще одно доарийское
олицетворение, встречающееся у многих и разных народов Земли):
"Пришел волк [темная ночь] -- весь народ умолк; взлетел
ясен-сокол [Солнце] -- весь народ пошел!" Сокологоловым был
древнеегипетский Солнцебог Хор (Гор) (рис.29), этимологически и
Функционально родственный русскому Солнцебогу Хорсу (того же
корня русские слова "хорошо", "хор", "хоровод", "хоромы",
"храм"), -- что лишний раз доказывает общее происхождение
Древнейших культур и верований. Между прочим, традиционный
Круговой обход вокруг буддийской ступы также именуется
Хора. Соколоподобным изображался и другой
древнеегипетский Солнцебог -- Ра (рис.30). Солнечный смысл
присутствует и в самом слове "сокол": второй слог "кол", быть
Может, восходит к имени древнейшего Солнцебога Колы
(Коляды). Но соколоподобным был и древнеславянский Бог огня
И света Рарог (ср.: чешск. raroh; польск. rarog)
-- "сокол"; из этой общеславянской основы выводится и имя
Старорусского князя -- Рюрик, который в этом случае,
Естественно, не мог быть никаким варягом и, видимо, никогда
Таковым и не был, а также фамилия русского художника и
Мыслителя -- Рерих.
Данная историко-этимологическая концепция восходит к
Замечательному чешско-словацкому просветителю, поэту,
Фольклористу, одному из основоположников панславизма Яну
Коллару (1793 -- 1852). В России горячим пропагандистом
Этих идей был историк-антинорманист, литератор, театральный
Деятель и под конец жизни -- директор Эрмитажа Степан
Александрович Гедеонов (1815 -- 1878). В капитальном
двухтомном труде "Варяги и Русь" (СПб, 1876) он развил
Аргументы Коллара. Именно отсюда концепция славянского
Происхождения Рюрика и Рюриковичей была позаимствована
Владимиром Чивилихиным в его романе-эссе "Память", а также
Сергеем Лесным в его многочисленных изданных за рубежом
Работах, посвященных древней истории Руси.
Впрочем, имеется еще одна, более простая версия русской
Родословной Рюрика и русского же происхождения его имени. Она
Опирается на северные предания, согласно которым подлинное имя
Рюрика было Юрик и явился он в Новгород из Приднепровья.
Новгородцы "залюбили" его за ум-разум и согласились, чтобы он
стал "хозяином" в Новограде. (Р)Юрик наложил на каждого
Поиск по сайту:
|