Наслоениями и дополнениями недвусмысленно просматривается былое
Противоборство между эллинскими и кельтскими племенами и
Поражение кельтов (тотема вепря) в этой, должно быть, весьма
Долгой и нелегкой борьбе.
Русская и славянская культура знает тотемизм в основном в
Форме пережитков, рудиментов, запретов. Данный вопрос был
Глубоко исследован в ряде фундаментальных работ замечательного
Русского этнографа и фольклориста Дмитрия Константиновича
Зеленина (1878 -- 1954): "Тотемический культ деревьев у
русских и белорусов" (1933 г.), "Идеологическое перенесение на
диких животных социально-родовой организации людей" (1935 г.),
"Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов"
(1937 г.) и др. У русских отголоски тотемизма сохранились
Главным образом в обрядовом фольклоре, связанном с почитанием и
Величанием деревьев, птиц, зверей, в сказках -- особенно о
Животных. Многие традиционные русские образы-символы зверей и
Птиц несут на себе следы тотемов. Об этом явственно
Свидетельствуют положительные человеческие черты, которыми
Народ наделил сказочных животных, а также оберегательные
Функции, которые они выполняют (первейшее предназначение тотема
-- оказывать помощь всем, кто находится с ним в
Социально-родственных отношениях). Среди наиболее популярных
Персонажей русских сказок -- звери (лиса, заяц, волк, медведь,
Козел, баран, корова, бык и др.), птицы (гусь, утка, петух,
Курица, ворон, сокол, лебедь и др.).
Древнее тотемическое мышление обнаруживается во множестве
популярных русских сказок: "Теремок", "Лиса и заяц", "Кот,
петух и лиса", "Котофей Иванович", "Звери в яме" и т.д. и т.п.
Содержащиеся в них тотемические реминисценции поддаются
Восстановлению и истолкованию, хотя и приблизительному, но все
Же достаточно близкому к первоначальному смыслу. Так, сказка
"Зимовье зверей" запечатлела закодированную в образах животных
Информацию об объединении миролюбивых оседлых тотемов-кланов
Ради выживания в условиях наступившей зимы (а, возможно, и
Неожиданного катаклитического похолодания) и отражения
Нападения со стороны враждебно-грабительского тотема волков.
Перечень зверей в разных вариантах сказки колеблется. Так, в
Сборнике Афанасьева (No64) зимующим тотемам быка, барана,
Свиньи, гуся и петуха противостоят нападающие на них тотемы
лисы, волка и медведя. В бесхитростной сказке "Колобок"
Закодирована информация о соперничестве тотемов зайца, волка,
Медведя и лисицы-победительницы за право быть хранителем
Традиций культа Солнца-Коло, олицетворяемого Колобком,
Тождественным дневному светилу и по имени и по обрядовым
Функциям (его съедают, как на Масленицу поедают блины,
Символизирующие Солнце). Народное творчество -- бездонное
Хранилище неизбывной памяти о русских тотемах -- не только в
Устном (фольклорном), но и в овеществленном виде. Коньки на
Крышах, петушки на маковках, утицы-солонки, олешки на
Полотенцах и рубашках -- все это отголоски тотемного прошлого,
Запечатленного в орнаменте, узорах, вышивках, резьбе, росписи.
В волшебных сказках всех времен и народов также
Аккумулированы остатки древнейшего мировоззрения. Например, уже
Упомянутый и широко распространенный мотив оборотничества
(превращения человека в животное и обратно), -- кроме
Тотемического оттенка, содержит также отголосок народных
Верований в переселение душ, получивших в дальнейшем развитие в
Религиозно-идеологических и философских системах --
Древнеиндийской, древнеегипетской, древнегреческой,
Древнекельтской и др.
Помимо тотемов-животных, в памяти поколений сохранились
Образы и тотемов-растений. Наиболее типичными для славянских и
Других индоевропейских культур являются деревья -- дуб и
Береза. Известна обширная древнекельтская (уэльсская) эпическая
поэма "Битва деревьев", воссоздающая столкновение
кланов-тотемов, где фигурируют свыше 20 древесных символов:
От поступи мощного дуба дрожали земля и небо,
Он втаптывал в землю врагов, разя их без счета,
Поиск по сайту:
|