Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Наслоениями и дополнениями недвусмысленно просматривается былое



Противоборство между эллинскими и кельтскими племенами и

Поражение кельтов (тотема вепря) в этой, должно быть, весьма

Долгой и нелегкой борьбе.

Русская и славянская культура знает тотемизм в основном в

Форме пережитков, рудиментов, запретов. Данный вопрос был

Глубоко исследован в ряде фундаментальных работ замечательного

Русского этнографа и фольклориста Дмитрия Константиновича

Зеленина (1878 -- 1954): "Тотемический культ деревьев у

русских и белорусов" (1933 г.), "Идеологическое перенесение на

диких животных социально-родовой организации людей" (1935 г.),

"Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов"

(1937 г.) и др. У русских отголоски тотемизма сохранились

Главным образом в обрядовом фольклоре, связанном с почитанием и

Величанием деревьев, птиц, зверей, в сказках -- особенно о

Животных. Многие традиционные русские образы-символы зверей и

Птиц несут на себе следы тотемов. Об этом явственно

Свидетельствуют положительные человеческие черты, которыми

Народ наделил сказочных животных, а также оберегательные

Функции, которые они выполняют (первейшее предназначение тотема

-- оказывать помощь всем, кто находится с ним в

Социально-родственных отношениях). Среди наиболее популярных

Персонажей русских сказок -- звери (лиса, заяц, волк, медведь,

Козел, баран, корова, бык и др.), птицы (гусь, утка, петух,

Курица, ворон, сокол, лебедь и др.).

Древнее тотемическое мышление обнаруживается во множестве

популярных русских сказок: "Теремок", "Лиса и заяц", "Кот,

петух и лиса", "Котофей Иванович", "Звери в яме" и т.д. и т.п.

Содержащиеся в них тотемические реминисценции поддаются

Восстановлению и истолкованию, хотя и приблизительному, но все

Же достаточно близкому к первоначальному смыслу. Так, сказка

"Зимовье зверей" запечатлела закодированную в образах животных

Информацию об объединении миролюбивых оседлых тотемов-кланов

Ради выживания в условиях наступившей зимы (а, возможно, и

Неожиданного катаклитического похолодания) и отражения

Нападения со стороны враждебно-грабительского тотема волков.

Перечень зверей в разных вариантах сказки колеблется. Так, в

Сборнике Афанасьева (No64) зимующим тотемам быка, барана,

Свиньи, гуся и петуха противостоят нападающие на них тотемы

лисы, волка и медведя. В бесхитростной сказке "Колобок"

Закодирована информация о соперничестве тотемов зайца, волка,

Медведя и лисицы-победительницы за право быть хранителем

Традиций культа Солнца-Коло, олицетворяемого Колобком,

Тождественным дневному светилу и по имени и по обрядовым

Функциям (его съедают, как на Масленицу поедают блины,

Символизирующие Солнце). Народное творчество -- бездонное

Хранилище неизбывной памяти о русских тотемах -- не только в

Устном (фольклорном), но и в овеществленном виде. Коньки на

Крышах, петушки на маковках, утицы-солонки, олешки на

Полотенцах и рубашках -- все это отголоски тотемного прошлого,

Запечатленного в орнаменте, узорах, вышивках, резьбе, росписи.

В волшебных сказках всех времен и народов также

Аккумулированы остатки древнейшего мировоззрения. Например, уже

Упомянутый и широко распространенный мотив оборотничества

(превращения человека в животное и обратно), -- кроме

Тотемического оттенка, содержит также отголосок народных

Верований в переселение душ, получивших в дальнейшем развитие в

Религиозно-идеологических и философских системах --

Древнеиндийской, древнеегипетской, древнегреческой,

Древнекельтской и др.

Помимо тотемов-животных, в памяти поколений сохранились

Образы и тотемов-растений. Наиболее типичными для славянских и

Других индоевропейских культур являются деревья -- дуб и

Береза. Известна обширная древнекельтская (уэльсская) эпическая

поэма "Битва деревьев", воссоздающая столкновение

кланов-тотемов, где фигурируют свыше 20 древесных символов:

От поступи мощного дуба дрожали земля и небо,

Он втаптывал в землю врагов, разя их без счета,

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.