Объединительная семантика передается от поколения к поколению и
На определенных стадиях общественного развития может
Закрепляться в форме геральдической символики: именно таково
Происхождение многочисленных львов, орлов и иных животных на
Государственных и дворянских гербах. До нынешних времен,
Однако, -- если брать историю индоевропейской культурной
Традиции -- сохранилась лишь малая часть тотемической символики
Прошлого, да и то преимущественно в виде культурных памятников
Или исторических, беллетристических и фольклорных текстов.
Только в памяти, материализованной в рисунках, рельефах,
Скульптурах или зафиксированных преданиях, сохранились данные о
Тотемических верованиях древних народов.
Множество пережитков тотемизма отмечено в религии Древнего
Египта: десятки зверей, птиц, пресмыкающихся, рыб, насекомых,
Среди которых быки и коровы, козлы и бараны, кошки и собаки,
Обезьяны и свиньи, львы и гиппопотамы, соколы и ибисы, змеи и
Крокодилы, скарабеи и скорпионы и т.д. и т.п. На Крите
Почитался бык и обоюдосторонний топор-секира. Фетишизация
Топора как боевого оружия и многофункционального орудия труда
Была повсеместно распространена среди древнего населения
Старого и Нового Света, уходя своими корнями в эпоху Каменного,
Бронзового и Железного веков. Славяно-русская культура
Изобилует не только разнообразными натуральными топорами,
Возведенными, к примеру, у карпатских славян в особый культ, но
Также разного рода имитациями в виде украшений-подвесок,
Амулетов-оберегов (в том числе и солярными знаками) и даже
Детскими игрушками -- все это было широко распространено на
Руси вплоть до татаро-монгольского нашествия.
В Древнем Риме наиболее экзотическим тотемом был дятел, а
Наиболее известным -- волк (Капитолийская волчица, выкормившая
Ромула и Рема). У галлов название племен давалось по именам
Тотемов -- быки, кабаны, вороны. Такой же обычай существовал и
У других нецивилизованных народов. Многообразные рудименты
Тотемизма обнаруживаются в традициях и верованиях Древней
Греции. Общим для всех эллинов считалось их происхождение от
Рыб. Особые тотемы имели отдельные племена и народы: считалось,
Что мирмодоняне произошли от муравьев, фракийцы и аркадцы -- от
Медведей, ликийцы -- от собаки, фивяне -- от ласки. Несомненные
Отпечатки тотемизма носят и предания об оборотничестве,
Распространенные во всех древних культурах. Животное или
Растение, в которое обращается мифологический или сказочный
Персонаж, в конечном счете и может представлять тотем
Какого-либо конкретного племени, клана, семьи, округи, города
Или святилища.
Греческая мифология особенно богата превращениями Богов и
Героев в животных, растения и некоторые неодушевленные объекты
(камни, скалы, звезды). В мифах и их поэтических переложениях
(Овидий написал на эту тему 15 книг, объединенных в знаменитые
"Метаморфозы") зафиксированы оборотничества: Зевса -- в быка;
Гелиоса -- во льва, вепря, пантеру; Афины -- в оленя, спутников
Одиссея -- в свиней и т.д. Тотемическое происхождение имеют и
Атрибуты-символы Олимпийских Богов: орел Зевса, сова Афины,
Лебедь, сокол, дельфин Аполлона, голубь Афродиты, конь
Посейдона. Зафиксировано также почитание Геры в виде коровы, а
Артемиды -- с лошадиной головой (в Фигалии). Тотемическая
История эллинов нашла опоэтизированное отображение во многих
Мифологических сюжетах. Без учета тотемного прошлого трудно, к
Примеру, понять, почему в Древней Греции был столь популярен
Миф о Калидонской охоте (в ней приняли участие многие из
Знаменитых героев Эллады). С точки зрения современного читателя
Охота на кабана -- пусть даже очень большого -- достаточно
Заурядное событие. Но если взглянуть на него сквозь
Тотемическую призму, все предстает в ином обличии: Калидонская
Охота символизирует победу над тотемом вепря (кабана) в период
Разложения протоэтносов. Хорошо известно, что в древней Европе
Тотем вепря в наибольшей степени был распространен среди
Кельтов. Потому-то и в мифе об охоте на вепря за позднейшими
Поиск по сайту:
|