Изображалась в виде царственной девы с короной на голове, а
Вместо змеевидных волос у нее ноги и хвост, обращенные в змей
(рис. 26). Ничего рыбьего в самом образе русской Мелузы-Медусы
Практически нет -- рыбы ее просто окружают, свидетельствуя о
Морской среде. Похоже, что русская изобразительная версия
Гораздо ближе к тому исходному доэллинскому архетипу прекрасной
Морской царевны, которая в процессе Олимпийского религиозного
Переворота была превращена в чудо-юдо. Память о древней
Эллинско-славянской Медусе сохранилась и в средневековых
Легендах о Деве Горгонии. Согласно славянским преданиям, она
Знала язык всех животных. В дальнейшем в апокрифических
рукописях женский образ Горгоны превратился в "зверя Горгония":
Его функции во многом остались прежними: он охраняет вход в рай
(то есть, другими словами, является стражем прохода к Островам
Блаженных).
В несколько другом обличии и с иными функциями предстает
Медуса в знаменитых древнерусских амулетах-"змеевиках".
Магический характер головы Медусы, изображенной в расходящихся
От нее во все стороны змеях, не вызывает никакого сомнения, его
Защитительно-оберегательное предназначение такое же, как и на
Щите Афины-Паллады или эгиде Зевса. (Сохранившаяся по сей день
культурологическая идиома "под эгидой" по существу своего
изначального смысла означает "под защитой Горгоны Медусы".)
Знаменательно и то, что тайный эзотерический смысл доэллинских
И гиперборейских верований дожил на русских амулетах чуть не до
Наших дней: точная датировка даже позднейших находок является
Крайне затруднительной. В христианскую эпоху неискоренимая вера
В магическую силу и действенность лика Медусы компенсировалась
Тем, что на обратной стороне медальона с ее изображением
Помещались рельефы христианских святых -- Богоматери,
Михаила-Архангела, Козьмы и Демьяна и др. (рис.27).
До сих пор не дано сколь-нибудь удовлетворительного
объяснения происхождению и назначению русских "змеевиков".
Современному читателю о них практически ничего не известно: в
Последние полвека -- за малым исключением -- публикуется
Репродукция одного и того же медальона, правда, самого
Известного -- принадлежавшего когда-то Великому князю Владимиру
Мономаху, потерянного им на охоте и найденного случайно лишь в
прошлом веке (рис. 27-а). На самом деле "змеевиков" (в том
Числе и византийского происхождения) известно, описано и
Опубликовано множество44. И с каждого из них на нас смотрит
Магический взгляд Девы-охранительницы Горгоны Медусы,
Представляющей собой табуированный тотем.
Образ Лебединой девы Горгоны Медусы раскрывает наиболее
Типичные черты тотемной символики -- наследия почти что
Недосягаемых глубин человеческой предыстории, сохранившегося по
Сей день в соответствии с неписаными законами передачи традиций
И верований от поколения к поколению. Безвозвратно ушли в
Прошлое гиперборейские времена -- живы, однако, рожденные ими
Символы. Среди них -- лебедь -- одна из наиболее почитаемых
Русским народом птиц. Вместе с соколом он стал почти что
Олицетворением Руси. И не только олицетворением. По
Свидетельству византийского историка Х века императора
Константина Багрянородного, сама территория, где жили древние
Руссы, именовалась Лебедией. Впоследствии это дало право
Велимиру Хлебникову назвать новую Россию "Лебедией будущего".
Точно так же и славяно-скифы, описанные Геродотом, именовались
"сколотами", то есть "с[о]колотами" -- от русского слова
"сокол". В передаче арабских географов, описавших наших предков
Задолго до введения христианства, их самоназвание звучало
практически по-геродотовски: "сакалиба" ("соколы"). Отсюда и
знаменитые "саки" -- одно из названий славяно-скифов --
"скитальцев"-кочевников.
Почему же именно лебедь и почему сокол -- две столь разные
Птицы, друг с другом пребывающие в беспрестанной борьбе? Сокол
Поиск по сайту:
|