Введения христианства на Руси, он посетил нынешние российские
Территории, путешествуя по Хазарии и Волжской Булгарии. В одном
Из славянских Храмов на Черной горе, рассказывает Аль-Массуди в
книге "Золотые луга", стоял идол, представлявший Сатурна в
Образе старца с палкою в руках, ею он разгребал могильные кости
Смертных; под правою ногой были изображены разного рода
Муравьи, а под левою вороны и другие подобные птицы35.
Ясно, что упомянутое славянское Божество Времени и Смерти
Имело свое собственное имя -- в прошлом веке его пытались
Реконструировать известные европейские мифологи. Со ссылкой на
Чешские хроники считали, что имя его Ситоврат, созвучное
Сатурну и означающее Солнцеворот (или, возможно также, Врата
Солнца). Со ссылкой на средневековые латинские словари считали,
Что звали его Крът (Крет) -- созвучно (первые две буквы) имени
Крона, а также названию одной из разновидностей сокола --
"кречета". Подобной точки зрения придерживался Якоб
Гримм, проделавший скрупулезный лингвистический анализ
Данного теонима. В конечном счете родственными имени Крът
(Крон) признаются слова с корнем "крес" -- ("огонь") и
"крад-крак", включая название древнего польского города Краков.
От себя добавим, не менее созвучен имени Крът и топоним Крит --
Название средиземноморского острова, очага эгейской
Цивилизации. Для имени Зевс -- низвергателя Крона и других
Титанов -- тоже нетрудно подыскать аналоги в русском языке. Это
слово "зев", и "зов", и сопряженные с ними единоосновные
глаголы "зиять", "звать", "зевать". Последний, по Далю, помимо
общераспространенного смысла, означал также: "кричать",
"орать", "реветь". "Зев -- рев" -- вот, вероятнее всего, та
смысловая "вилка", которая нашла свое отражение в имени
Олимпийского Громовержца.
А какие сведения можно почерпнуть в древнерусских
Источниках? Крупнейший русско-украинский историк Николай
Иванович Костомаров (1817 -- 1885) в монографии
"Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого
уклада (История Новгорода, Пскова и Вятки)" ссылается на
Хронографы XVI и XVII веков, где записана уже упоминавшаяся
Легенда о начале Русской земли. Здесь рассказывается о потомках
Яфета (Япета) Скифе и Зар-дане, переселившихся на юг в
Причерноморье; в свою очередь их потомки -- Словен и Рус
Вернулись в места прежнего проживания своих предков на Севере.
Имя Зар-дан в русских источниках нигде более не зафиксировано.
Оно может быть интерпретировано двояким образом: во-первых, с
Учетом чередования согласных звуков и по аналогии с понятием
Зрван, означающим Время и прямиком выходящим на его греческий
эквивалент Хронос-Крон[ос]; во-вторых, как собственно русское
имя, состоящее из двух русских корней "зар" (ср.: "заря") и
"дан" (ср.: "данный") -- в таком случае Зардан сродни имени
Богдан. Думается, однако, что различие между обоими подходами
Условно, если обратиться к теории единого происхождения языков
Мира; впрочем, общая основа наверняка отыщется уже в
Общеиндоевропейских корнях.
Сходным образом понятие и слово "титан" образуют общее
лексико-смысловое гнездо с исконно русскими словами: "тита"
(женская грудь -- "титька"), "тетя", "тятя" ("тата -- отец",
откуда и слово "отечество") -- все они предполагают некоторую
Близкородственную основу. По поводу Крона в русских летописях
Есть еще одно любопытное свидетельство, почерпнутое из
Византийских хроник, излагавших эллинскую мифологию. В русском
Хронографе редакции 1512 года упоминается один из прародителей
человечества -- исполин Крон, названный так "по имени великой
звезды" (то есть планеты Сатурн). Русский хронограф считает
Крона дедом великого пророка Зороастра, "рекше зорозвездник,
славный перьскый звездозаконник".
Остается разобраться с этимологией имени Япет (Иапет) --
Яфет (последнее в древности писалось -- Афет, в современных
Изданиях -- Иафет). С ним сопрягается имя Ипат --
Поиск по сайту:
|