Излагается предыстория человечества в популярном и достаточно
Распространенном в средневековой Руси апокрифе, кратко
именуемом "Откровение Мефодия Патарского о Мунте сыне Ноевом".
Хотя Мефодий епископ Патарский является одним из
Канонизированных Отцов церкви, принадлежность ему
Неканонической версии древнейшей истории ортодоксальными
богословами отрицается, а само "Откровение о Мунте" включено в
Индекс отреченных (запрещенных) книг.
Как известно, в Библии ничего не говорится о четвертом
Сыне Ноя, поименованном Мунтом (в некоторых списках апокрифа он
Назван внуком). Но так как первоисточники библейских текстов
Давно утрачены, а сами они неоднократно переделывались, --
Вполне вероятно, что истинный автор Сказания о Мунте, которое
Впоследствии Мефодий Патарский включил в свое Откровение,
Опирался на недошедший до нас первоисточник. В нем весьма
Логично представлено послепотопное разделение Земли по четырем
странам света: Симу досталась "восточная страна земля"
(Восток), Хаму -- "полуденная страна земля" (Юг), Яфету
(Иафету) -- "западная страна земля" (Запад), Мунту --
"полунощная страна земля" (Север)20.
По апокрифической версии, именно Мунт и был перво-предком
Всех северных народов, включая и славяно-русские. Иафет же на
Каком-то этапе присылал к братцу людей для оказания помощи в
Строительстве северной град-столицы21. Но Мунт был не только
Прапредком северных народов и устроителем северных земель.
Согласно апокрифу, он стал еще и основателем астрономии как
науки и основоположником "острономейной мудрости", то есть, по
существу, -- космической философии. "Мунт живяше на полунощной
Стране, и прият дар много и милость от Бога и мудрость
острономейную обрете". Первая книга по астрономии также
принадлежит Мунту. А составил "сию книгу острономию" Мунт
Вопреки предостережениям Архангела Михаила22, бросив вызов
Божьему посланнику и самим небесам. Тем самым он уравнял силу
Человеческого разума с космическими силами и положил начало
Мировому космизму.
От древних мифологических сказаний и апокрифов
Отталкивался в своей концепции Прародины человечества и великий
Русский космист Н.Ф.Федоров. Эта тема красной нитью проходит
через всю его "Философию общего дела". Федоров выделял два
Центра мировых цивилизаций: 1) вселенский -- полярная гора Меру
-- ось мира; 2) духовный -- Памир -- "могила праотца" и бывший
Рай (Эдем), куда, согласно апокрифическим преданиям, Ной во
Время потопа вывез тело (или прах?) первочеловека Адама и где
"покоятся забытые предки всех арийских и анарийских племен
(Иафета, Сима и Хама)"23. Оба топонима -- Меру и Памир -- имеют
Один и тот же доиндоевропейский корень mr, от него
образовано и однозвучное русское слово "мир", означающее
Одновременно и Вселенную, и род людской, и согласие, и
справедливость -- "меру".
Символ Полярной Отчизны -- золотая гора Меру, по
Древнеарийским и доарийским представлениям, возвышалась на
Северном полюсе, окруженная семью небесами, где пребывали
Небожители и царил "золотой век" (отсюда, кстати, русская
поговорка: "На седьмом небе" -- синоним высшего блаженства).
Гора Меру считалась центральной точкой бесконечного Космоса,
Вокруг нее как мировой оси вращались созвездие Медведицы,
Солнце, Луна, планеты и сонмы звезд. В древнерусских
апокрифических текстах вселенская гора прозывалась "столпом в
Окияне до небес". Апокриф ХIV века "О всей твари" так и гласит:
"В Окияне стоит столп, зовется адамантин. Ему же глава до
небеси".24 В полном соответствии с общемировой традицией
Вселенская гора здесь поименована алмазной (адамант -- алмаз, в
Конечном счете это -- коррелят льда: фольклорная стеклянная,
Хрустальная или алмазная гора означает гору изо льда или
Покрытую льдом).
От доиндоевропейского названия вселенской горы Меру и
произошло понятие "мир" в его главном и первоначальном смысле
"Вселенная" (понятие "Космос" греческого происхождения и в
Поиск по сайту:
|