Опорой. Часто он отправлялся так далеко, что очень долго
отсутствовал"15.
В данном же плане нужно рассматривать и закодированное
Общечеловеческое знание, доставшееся нам от предков и
Прапредков в виде фольклористики. В научной и учебной
Литературе в последнее время возобладало мнение о фольклоре как
Преимущественно об устном народно-поэтическом творчестве, к
Тому же оторванном от реальной действительности. На самом же
Деле фольклористика как базисный пласт мировой культуры --
Явление не просто емкое, но в полном смысле необъятное и
Неисчерпаемое. Будучи простым и удобным каналом аккумуляции и
Передачи накопленного за многие тысячелетия опыта и знаний,
фольклор (дословно "народная мудрость") вобрал в себя в
Специфически компактной символическо-образной форме
Многообразные факты истории, этногенеза, а также связанные с
Бытовыми традициями, мировоззренческими представлениями,
Культовыми ритуалами, обрядами, поверьями, пережитками и т.п.
Один из основоположников современного традиционализма Рене
Генон (1886 -- 1951) так расценивал действительное значение
Фольклора (в его соотношении с мифологией) для познания истории
и предыстории: "Народ сохраняет, сам того не понимая, останки
Древних традиций, восходящие порою к такому отдаленному
Прошлому, которое было бы затруднительно определить и которое
поэтому мы вынуждены относить к темной области "предыстории";
Он выполняет в некотором роде функцию более или менее
"подсознательной" коллективной памяти, содержание которой,
совершенно очевидно, пришло откуда-то еще"16.
Отсюда и фольклористика как наука призвана в полном объеме
Собирать и изучать различные проявления жизни народа как
Элемента исторически сложившейся цивилизации. Ни в коей мере не
Является она исключительно филологической наукой (или частью
Таковой), напротив, она становится абстрактной и непонятной в
Отрыве от этнографии, религиоведения, археологии, социологии и
Философии истории. Попытка представить русскую сказку, былину,
Песню, заговор и т.д. вне их обусловленности народным бытием во
Всех нюансах его исторического развития оборачивается
Искаженным истолкованием этих ценнейших памятников русской
Культуры, отразивших все основные вехи ее становления.
У нас ведь как принято относится к фольклорным
Произведениям? К сказке, например? Как к чисто развлекательному
Жанру. А сказке той, быть может, десятки тысяч лет и донесла
Она до нынешних дней дыхание наших далеких прапредков, осколки
Их тотемного мышления, наивно-целостного миросозерцания. Или
Так называемый обрядовый фольклор, связанный в том числе и с
Древнейшими народными празднествами: Коляда, Масленица,
Кострома, Иван Купала и др. Здесь соединено все -- и остатки
Языческого мировоззрения, и сакральный символизм, и первобытный
Ритуал, и песни, и танцы, и карнавал. Традиции, возникшие в
Глубинах веков и тысячелетий, передавались из поколения в
Поколение, закреплялись в слове и обрядовой символике,
Демонстрируя нераздельность человека и высших космических сил,
Проявлявшихся в смене времен года, дня и ночи, закономерностях
Движения на небосводе (иллюзорного, как известно) Солнца, Луны,
Других светил и звезд.
На первый взгляд нет ничего на свете более несхожего, чем
Наука и фольклор. Но если вдуматься -- есть между ними одна
Несомненно общая черта. Это -- способ описания и
Воспроизведения действительности. И наука и фольклор пользуются
Одним и тем же универсальным языком символов.
Символическую форму имеют и логические абстракции, и
Философские категории, и художественные образы, и
Мифологические сюжеты, и фольклорные мотивы (все они облачены в
Словесно-знаковую, а следовательно -- символическую оболочку).
Естественные науки предпочитают излагать добытое позитивное
Знание на символическом языке математики или иным способом --
Как это имеет место в химических формулах. Может быть, такова
Вообще природа человека -- отражать мир в символической форме?
Поиск по сайту:
|