Одно целое. О распространенности и укорененности понятия
"светорусье" можно судить по "Сборнику Кирши Данилова", где
эпитет "светорусские могучие богатыри" выступает как норма. Еще
раньше (по письменной фиксации) сочетание слов "светлый" и
"русский" употребляется в договоре князя Олега с греками 911
г., текст которого включен в "Повесть временных лет".
Классическая схема научного познания очерчена Львом
Гумилевым. Любую проблему можно рассматривать по меньшей мере
Трояко: с точки зрения мышиной норы, с вершины кургана и с
Высоты птичьего полета. Современная этимология -- в основном
Взгляд из мышиной норы. Этимологи копали глубоко и обильно, но
При этом, как правило, не смотрели вдаль, воображая, что весь
Мир языка -- сплошная мышиная нора. Мало кому хватает фантазии
И воображения подняться хотя бы на вершину кургана и тем более
Достичь высоты птичьего полета. Макроэтимология же позволяет
Отвлечься от частностей, мелких деталей, нудных транскрипций,
Традиционных подходов, закостенелых схем, ползучего эмпиризма,
-- и, воспаряя ввысь, взглянуть на современную лексику с высот
Тысячелетий. Безусловно, вероятность погрешности в
Макроэтимологических изысканиях достаточно велика, но не
Настолько, чтобы отступить от научности, и не намного выше
Традиционных микроэтимологических выкладок, учитывая
Значительную вариативность и гипотетичность последних.
Мифология -- всегда мистифицированная и опоэтизированная
история. И космология! Причем мистификация происходит без
Всякого злого умысла -- вполне естественным путем. При передаче
Сведений от поколения к поколению в условиях отсутствия
Письменности (если не выработаны специальные приемы сохранения
Информации) первоначальные сведения подвергаются неизбежному и
Непроизвольному искажению. К тому же в течение веков и
Тысячелетий этносы (а вместе с ними роды, племена, семьи)
Распадаются, переселяются с одной территории на другую, а то и
Вовсе исчезают с лица Земли. Да еще войны и социальные
Перевороты. Да еще идеологическая или религиозная цензура. Да
Еще поэты и художники поприбавят. В результате факты и
Превращаются в мифы.
Значит ли все сказанное, что мифы -- сплошная выдумка?
Ничуть! Они вполне поддаются научному анализу и реконструкции
Первоначального смысла. В мифологических сюжетах и образах
Закодированы и реальные события далекого прошлого, и отголоски
Стародавних общественных отношений и норм поведения, и
Представления о мироздании и его законах, и память о
Катастрофах в истории Земли и великих переселениях народов.
Именно в таком смысле следует понимать энергичное утверждение
Н.Ф. Федорова: "Мифология не басня, а истина, действительность,
и никогда ее не убьет метафизика"12. Применительно к истории
Вообще и русской истории в особенности не менее определенно
высказался Г.В.Вернадский: "...Следы древней исторической
Основы могут легко быть обнаружены под мифологическим
покровом"13.
Мысль о том, что мифология и фольклор (особенно эпос) --
Это не что иное, как преломленная сквозь призму народного
Миросозерцания древняя история, развивалась еще Якобом
Гриммом (1785 -- 1863) в его классическом и, к сожалению,
до сих пор не переведенном на русский язык труде "Немецкая
мифология" (1835 г.). Но здесь он вовсе не был оригинален.
Существует древнейшая традиция -- считать Богов, которые
Впоследствии стали объектом религиозного поклонения, по
Происхождению своему такими же людьми, как и простые смертные.
Подобный подход присущ народам всех континентов, хотя схемы и
Модели самого обожествления не всегда и не у всех совпадали. И
Уж, конечно, сказанное никак не относится к позднейшему
Монотеизму мировых религий, рассматривающих Бога как безличное
И достаточно абстрактное Первоначало. Ничего похожего не было
Ни в египетской, ни в ведийской, ни в шумерской, ни в
Ассиро-вавилонской, ни в древнекитайской, древнеславянской,
Древнекельтской, древнегерманской, ацтекской и всем наборе
Поиск по сайту:
|