Краска темно-красного цвета. Но, в свою очередь, понятие
"сурик" проистекает от имени древнеарийского красно-солнечного
Божества -- Сурьи (отсюда и наше Красное Солнышко).
Бессмысленно искать какие-то аналогии между реальной личностью
-- Суриковым и Солнцем-Сурьей, но связь этих понятий очевидна,
Когда речь идет об археологии смыслов, показывающих их полное
Совпадение.
Ниже будут прослежены неслучайные параллели между
Древнеегипетской и древнеславянской мифологиями: Солнцебоги Хор
(Гор) и Хорс, смертоносный гроб Осириса (Осиянного) и Святогора
(Светогора), птица Феникс и Финист Ясный Сокол. Но есть еще
Один общий -- более психологический, чем смысловой -- аспект
Сходства мироощущений древних египтян и русских. На него
Обращал особое внимание Василий Васильевич Розанов (1856
-- 1919). Он считал русский "трепет к звездам" чертой,
ничего не имеющей общего с христианским миропредставлением ("О
звездном небе ничего нет в Евангелии"). Истоки русского
Народного космизма следует искать в Египте и Вавилонии: именно
Отсюда проистекают звезды на темно-синих куполах некоторых
Русских храмов, а также подвешенные лампады, имитирующие
"висящие" звезды древневосточных святилищ10.
Итак, видим: единый праязык единого пранарода дал цепную
Реакцию, в результате которой возникло все лингвистическое
Многообразие. Значение и звучание многих современных слов (в
Том числе и в русском языке) уходит своими корнями в общий
Праязык. Наиболее приближенным к нему по времени и, главное, --
Уцелевшим по сей день (в виде литературных памятников и
Составленных на их основе словаря и грамматики) является
Санскрит (собственно древнеиндийским считается язык
Вед). Руководствуясь им, а также другими источниками, нетрудно
Раскрыть корни многих современных понятий.
В санскрите одно из слов для обозначения понятия света:
ruca ("светлый", "ясный") и ruc ("свет",
"блеск"). В последующем языковом развитии "шь" и "ц"
превратилось в "с" (чередование согласных и гласных звуков --
Обычное фонетическое явление даже на протяжении небольших
Временных периодов) и достаточно неожиданным (на первый взгляд)
образом осело в столь значимых для нас словах, как "русский" и
"Русь". Первичным по отношению к ним выступает более архаичное
слово "русый", прямиком уходящее в древнеарийскую лексику и по
сей день означающее "светлый". От него-то (слова и смысла) и
Ведут свою родословную все остальные однокоренные слова языка.
Данная точка зрения известна давно. Еще русский историк и
Этнограф польского происхождения, один из основоположников
Отечественной топонимики Зориан Яковлевич
Доленга-Ходаковский (1784 -- 1825), критикуя норманистские
пристрастия и предпочтения Н.М.Карамзина, писал: "Тогда б
увидел и сам автор [Карамзин. -- В.Д.], касательно
Святой Руси, что сие слово не составляет ничего столь мудреного
И чужого, чтобы с нормандской стороны, непременно из-за
Границы, получать оное; увидел бы что оно значит на всех
Диалектах славянских только цвет русый (blond) и что русая коса
у всех ее сыновей, как Rusa Kosa i Rusi Warkocz [коса.
-- В.Д.] у кметей (крестьян) польских равномерно
славится. <...> Есть даже реки и горы, называемые
русыми".11
Таким образом, этноним "русский" и топоним "Русь"
Сопряжены с санскритским словом ruca и общеславянским и
древнерусским "русый" со смыслом "светлый" (оттенок). Если
открыть "Толковый словарь живого великорусского языка"
Владимира Даля на слово "Русь", то найдем там аналогичное
объяснение: "русь", по Далю, означает прежде всего "мир",
"бел-свет", а словосочетание "на руси" значит "на виду". У Даля
же находим еще одно удивительное слово -- "светорусье",
означающее "русский мир, земля"; "белый, вольный свет на Руси".
Здесь не только корневые основы, но и их значения сливаются в
Поиск по сайту:
|