Словами, вишня -- это дерево Вишну. На юге России и на Украине
Вишня издавна была почитаемым деревом -- в одном ряду с дубом,
Березой, ясенем, липой. Существовал обычай вырезать посошки и
Палочки из вишневого дерева. Считалось, что вишневая палка
Наделена особой волшебной силой, которая к тому же передается
От деда к отцу и от отца к сыну.
Тождественность Вишну и Всевышнего однозначно проявляется
и в смысловом (семантическом) плане. В переводе с
древнеиндийского (ведийского) Вишну означает "проникающий во
все", "всеобъемлющий". По индуистским воззрениям, он
Символизирует энергию, упорядочивающую Космос, и считается
"владыкой существования и творения Вселенной": "Мир возник от
Вишну и пребывает в нем. (Вишну) -- творец существования и
предбытия мира, он -- мир"8. Именно таким образ Держателя
Вселенной, возникший еще в пору индоевропейской общности,
Рисовался и протославянам. Каменное изваяние Прото-Вишну было
Обнаружено археологами при раскопках курганов в
Днепропетровской области (рис. 13). Оно представляет собой
Низкорослого лысого и бородатого мужчину (одно из
первоначальных воплощений классического Вишну -- "лысый
карлик"), испещренного со всех сторон петроглифами в виде
Следов (след -- традиционный знак, божественное клеймо Вишну),
Фигурами людей в сексуальных позах, животных, смыслообразующих
орнаментов и информационно насыщенных "черт и резов". В своей
Совокупности все это вместе взятое и олицетворяет Вселенную 9.
Между тем у Керносовского идола имеются также хвост и
Звериные уши (или рога?). Данные аксессуары вполне подходят и к
Древнегреческому Божеству стад, лесов и полей -- Пану, имеющему
Доэллинское и, скорее всего, общеиндоевропейское происхождение.
Кстати, и имя Пан родственно имени Вишну, означая "все".
Следовательно, Прото-Вишну тождественен Прото-Пану. Другое
Дело, что общеиндоевропейское Божество, олицетворяющее
Вселенную, постепенно видоизменяло свои первоначальные функции
-- по мере расщепления первичной этнической общности и миграций
Праэтносов по всей территории Евразии. Если в индуизме Бог
Вишну сохранил и преумножил верховные и властные функции в
Составе великой триады Тримурти: Брахма -- Вишну -- Шива, то в
Условиях других исторических условий и иной идеологической
Доминанты -- Олимпийской религии, пришедшей на смену старым
доэллинским верованиям, -- Бог Пан, ранее олицетворявший "Все",
Превратился во второстепенное лицо Олимпийского пантеона, хотя
Никто не отрицал его глубоких корней, уходящих в первозданную
Природу. Естественно, менялись изображения или изваяния
Божеств. Прото-Вишну так же мало походит на классические
Скульптуры вишнуистского канона, как Прото-Пан на образ
Скотьего Бога со свирелью в руке на известной картине Михаила
Врубеля "Пан". Художественное воплощение нетождественно
Заложенному в него смыслу.
Нет сомнения, что понятие "(Все)вышний" перешло в
Христианскую традицию из глубокой древности. Этимологи выводят
слово "весна" из древнеиндийского vasantas -- "весна";
vasar -- "рано" -- откуда древнеисландское var --
"весна", латышское и литовское vasara -- "лето").
Фонетические и лексические закономерности в их историческом
Развитии лишь частично перекрывают закономерность формирования
И передачи во времени (от поколения к поколению) смысла
Понятий, имеющих словесно-знаковую оформленность, но
Развивающихся по совершенно иным закономерностям. Филолог может
и не заметить цепочку взаимосвязанных слов: "Вишну" -- "вешний"
-- "весна". Но мимо этого не сможет пройти культуролог, который
Оперирует не фонетическими, а смысловыми закономерностями,
Имеющими происхождение более высокого порядка. Из этих
Соображений вытекает и следующий пример. Фамилия великого
русского художника Сурикова происходит от слова "сурик" --
Поиск по сайту:
|