Кстати, до перехода в Румянцевский музей работал Н.Ф.Федоров и
здесь же состоялось его знакомство с молодым К.Э.Циолковским:
Длительное общение в стенах Чертковской библиотеки в 1873/74
Гг. оказало решающее влияние на формирование космического
Мировоззрения будущего основоположника теоретической и
Практической космонавтики. Бесценное собрание Черткова было
Подарено Москве, некоторое время пребывало в Румянцевском музее
(ныне Российская государственная библиотека), в настоящее время
Книги находятся в Исторической библиотеке, а рукописи -- в
Историческом музее.
В последние годы жизни Чертков являлся президентом
Общества истории и древностей российских и опубликовал во
Временнике данного Общества, а также в виде отдельных оттисков
(книг) несколько удивительных исторических изысканий: "Очерк
древнейшей истории протословен" -- (1851 г.), "Фракийские
племена, жившие в Малой Азии" (1852 г.), "Пеласго-фракийские
племена, населившие Италию" (1853 г.), "О языке пеласгов,
населивших Италию" (1855 г.). Опираясь на глубокое знание
Древних языков и практически на все доступные ему источники,
Чертков указал на языковое и этнокультурное сродство между
Славяноруссами, с одной стороны, а, с другой, -- с пеласгами,
Этрусками, скифами, фракийцами, гетами, эллинами, римлянами...
Однако открытие ученого-романтика, которого можно с полным
Основанием сравнить с Генрихом Шлиманом, не стало событием в
Отечественной и мировой историографии -- здесь в почете были
Совершенно иные ценности: эмпирико-позитивистские,
Вульгарно-социологические, психологические, структуралистские,
Семантико-семиотические и т.п.
И сегодня время Черткова еще не наступило -- проделанная
Им колоссальная работа ждет и своего продолжения, и своих
Продолжателей. Впрочем, современный подход требует не выведения
Славяно-русского языка из пеласгийского или из этрусского и
Критского, как это было недавно проделано в книге Г.С.Гриневича
"Праславянская письменность. Результаты дешифровки" (М., 1993),
А поиска общих истоков всех индоевропейских и неиндоевропейских
Языков.
Корни русского языка и русского народа находятся гораздо
Глубже. Истоки Руси уходят в тысячелетние дали и обнаруживают
Свои начала в той нерасчлененной этнолингвистической общности,
С которой, собственно, и начиналось человечество. Происхождение
Славян, русских и всех других народов, их языков и культур
Предстает совершенно в другом свете, если проанализировать
Общеизвестные факты с точки зрения метода археологии языка и
Реконструкции смысла.
Мировоззрение русского народа уходит во тьму веков и
Тысячелетий, к тому неведомому времени, когда пестроцвет
Современных этносов и языков был спаян в единой нерасчлененной
Этнолингвистической общности племен, обычаев, представлений об
Окружающем мире и верований. Есть все основания утверждать, что
В самых глубинных истоках, на заре становления людского рода
Все без исключения языки имели общую основу -- а следовательно,
И сами народы имели общую культуру и верования. К такому выводу
Приводит анализ самого архаичного и консервативного пласта слов
Всех языков мира -- указательных слов, и возникших позже на их
Основе личных местоимений всех модификаций. Удается выделить
Несколько первичных элементов, которые повторяются во всех без
Исключения языках мира -- живых и мертвых, донося до наших дней
Дыхание Праязыка. Какая-то случайность здесь полностью
Исключена. О былом единстве языков однозначно говорится уже в
Библии, аккумулировавшей в себе древнее знание Востока, Запада,
Севера и Юга: "На всей земле был один язык и одно наречие"
(Бытие II, I). В дословном научном переводе это звучит еще
более точно: " И были на всей земле язык один и слова одни и те
же"7. И это не наивная легенда, а непреложный факт.
Неоднократно обосновывался данный тезис и с точки зрения
Языкознания. Наиболее убедительно это было сделано уже в наше
Время. В начале ХХ века итальянский филолог Альфред
Тромбетти (1866 -- 1929) выдвинул всесторонне обоснованную
Поиск по сайту:
|