Причем в течение времени произношение звука менялось. Так,
заимствованное из древнегреческого языка слово "театр" до XVIII
века звучало как "феатр", а слово "теогония" ("происхождение
Богов") еще недавно писалось "феогония". Отсюда же расщепление
звучания в разных языках имен, имеющих общее происхождение:
Фе[о]дор -- Теодор, Фома -- Том[ас]. До реформы русского
Алфавита в его составе (в качестве предпоследней) была буква
"фита" -- Q, предназначенная для передачи заимствованных слов,
включающих букву "тета". И слово "скифы" в дореволюционных
изданиях писалось через "фиту". В действительности же "скит" --
Чисто русский корень, образующий лексическое гнездо со словами
типа "скитаться", "скитание". Следовательно, "скифы-скиты"
дословно означают: "скитальцы" ("кочевники"). Вторично, в
Качестве позднейшего заимствования из греческого языка, где оно
служило названием пустыни, общая корневая основа "скит" вновь
вошла в русское словоупотребление в смысле: "отдаленное
монашеское убежище" или "старообрядческий монастырь".
Ломоносов по поводу вопроса: можно ли именовать Мосоха
Прародителем славянского племени вообще и русского народа в
Частности -- высказался гибко и дипломатично. Великий россиянин
Не принял бесповоротно, но и не отверг категорически
возможности положительного ответа, оставляя "всякому на волю
собственное мнение"4. Аналогичным образом было расценено и
Предположение о вероятном родстве московитов-славян с
Геродотовым племенем месхов, оказавшихся в конечном счете в
Грузии. Что касается самой Геродотовой "Истории", то ее
Авторитет для раскрытия генетических корней русского племени
Ломоносов считал непререкаемым. В концентрированном виде такое
Же понимание впоследствии сформулировал другой выдающийся
русский историк -- Иван Егорович Забелин (1820 -- 1909):
"...Никакая отрицающая и сомневающаяся... критика не может
Отнять у русской истории истинного сокровища, ее первого
летописца, которым является сам Отец истории -- Геродот"5.
Ныне представление о прямом родстве славяноруссов со
Скифами и другими древними народами Евразии считается не иначе
Как наивным. Между тем позиция Татищева -- Ломоносова --
Забелина может быть существенно подкреплена за счет аргументов,
Заимствованных из исторического языкознания, мифологии и
Фольклора. Линия, идущая от историков ХVII -- ХVIII веков, была
Продолжена и закреплена в трудах Дмитрия Ивановича
Иловайского (1832 -- 1920) и Георгия Владимировича
Вернадского (1877 -- 1973), написавшего по-английски книгу
"Древняя Русь" (1938 г.; рус. издание -- 1996 г.), где история
Русского народа начинается с Каменного века и проводится через
Последующие этапы: киммерийский, скифский, сарматский и т.д.
Нельзя пройти и мимо исторических сочинений Александра
Нечволодова и Льва Гумилева. Известный в прошлом
Археолог и историк русского права Дмитрий Яковлевич
Самоквасов (1843 -- 1911) также отстаивал скифское
Происхождение русского народа, а прародину славяноруссов
Именовал Древней Скитанией6. Естественно, речь должна идти не
Об одном только русско-скифском родстве, но и о генетическом
Единстве множества народов, населявших в древности просторы
Евразии.
История не всегда благосклонна к собственным радетелям,
Подвижникам и летописцам. Примеров тому не счесть. Для русских
Же поучительна и показательна жизнь и деятельность человека,
Внесшего неоспоримый вклад в становление и организацию
Исторической науки в России. Имя его, мало что говорящее
Современному читателю, -- Александр Дмитриевич Чертков
(1789 -- 1853). Он обладал одним из самых богатых в России
Собраний книжных, рукописных и нумизматических редкостей. На
Данной основе впоследствии была создана и отстроена (дом с
Лепным фасадом в начале Мясницкой улицы) знаменитая частная
Чертковская библиотека -- бесплатная и общедоступная. Здесь,
Поиск по сайту:
|