Культуры, а по существу отторжение древнейших корней русского
Народа и установление границы его исторического бытия где-то в
IX веке н.э. (некоторые снижают эту ограничительную планку до
IV -- VI веков) было на руку и официальным властям, и
Представителям церкви. Первых не интересовало что бы то ни было
За пределами государственно-правовых структур, а их
Возникновение однозначно связывалось с появлением первой
Правящей династии Рюриковичей. Вторых более чем устраивал тезис
О дикости нравов и культуры русских людей до принятия
Христианства. Позиция эта, всячески поощряемая и
Культивируемая, дожила до наших дней и заняла доминирующее
Положение в школьных и вузовских учебниках, научной и
Популярной литературе, в средствах массовой информации и т.д. В
Результате повсеместно насаждается мнение, что до определенных
(указанных выше) временных пределов русский народ как бы вовсе
И не существовал, пребывая во внеисторическом состоянии, а
Когда возник (вроде бы из небытия) на исторической арене, то
Просто воспринял идеологию, культуру и государственно-правовые
Традиции, сложившиеся до него и без него.
По счастью, в русской исторической науке всегда была
Сильна и другая струя. Многие выдающиеся и рядовые
Исследователи постоянно искали истоки русской самобытности в
Самых глубинах человеческой истории, не противопоставляя славян
Древнейшим этносам, жившим на территории современной России, и
Отыскивая русские корни (и не только их) у народов, испокон
Веков обитавших на Севере и в других областях Евразии. Эта
Традиция восходит к двум замечательным деятелям отечественной
Науки -- Василию Никитичу Татищеву (1686 -- 1750) и
Михаилу Васильевичу Ломоносову (1711 -- 1765). Труды
Обоих, посвященные древнейшей русской истории, были
опубликованы посмертно; первый том "Истории Российской"
Татищева, где подробнейшим образом рассматривается генезис
Русского народа, увидел свет даже на год позже ломоносовской
"Древней российской истории..." (хотя и создан был почти на два
Десятилетия раньше). Однако оба русских ученых независимо друг
От друга отстаивали одну и ту же мысль: корни русского народа
Уходят в глубины тысячелетий и затрагивают этносы, издревле
Заселявшие север Евразии и известные под разными именами
Античным и иным авторам (к последним можно отнести составителей
Библейских книг, арабских, персидских, китайских и других
Хронистов).
Татищев напрямую вел родословную славян (а следовательно,
И русских) от скифов, по современным данным появившихся в
Причерноморье ориентировочно в VII веке до н.э., ареал же их
Расселения распространял далеко на Север и в Сибирь, именуя
наших далеких северных прапредков скифами [г]иперборейскими.
Праотцом славян и русских, исходя из данных вавилонского
Летописца Бероса, Иосифа Флавия и более поздних историков
вплоть до анонимного автора "Синопсиса" XVII века, Татищев
Считал Мосоха -- шестого сына библейского Яфета (Иафета) и
Внука легендарного Ноя. А.И.Асов удачно объясняет происхождение
имени Моск от протославянского и древнерусского слова "мозг": в
Устной речи две последние согласные становятся глухими, и все
слово звучит как "моск". От имени Мосоха (Моска) впоследствии
Образовались наименования: Москва -- сначала река, затем и
Город на ней, Московия, московиты, москвитяне, москвичи... Яфет
(Иафет) же, сын Ноя, по мнению многих, тождественен греческому
Титану Япету (Иапету), отцу Прометея, жившему, как и все другие
Титаны (после поражения от Олимпийцев и временного низвержения
В Тартар), на Островах Блаженных, на самом краю Земли, то есть
На Крайнем Севере -- в Гиперборее (о чем речь пойдет впереди).
Родословная потомков Ноя и основанные на ней легенды были
Когда-то чрезвычайно популярны на Руси2 и породили вереницу
Апокрифических сочинений. Насчитывается около ста списков
подобных "повестей" -- преимущественно ХVII века; некоторые из
Них полностью вошли в хронографы и летописцы (например, в
"Мазуринский летописец"). Публикация данных произведений,
Поиск по сайту:
|