Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ДЕД МОРОЗ И ЕГО ПОМОЩНИКИ



АЛАТЫРЬ-КАМЕНЬ

 

Чудесный «бел-горюч» камень, «всем камням отец». Лежит он, по древним народным преданиям, в море-океане на острове Буяне. Обладает волшебными и целеб­ными свойствами. Восседает на том камне крас­ная дева Заря-Заря­ница (Зоря). Из-под Алатыря истекает Живая вода и бьёт ключом животворным. В «Стихе о Голубиной книге» написано:

«Идут по морю много корабельщиков,

У того камня останавливаются;

Они берут с него снадобья,

Посылают по свету белому».

Считается, что от этого ключа с Живой водой берут начало все реки земные и источники целебные. В старинных народных песнях по­ётся:

«С-под камешка, с-под белого Алатыря

Протекли реки, реки быстрые,

Средь лесов, полей, по Вселенной всей,

Всему миру на исцеление,

Всему миру на пропитание».

(«Стих о Голубиной книге»)

В своих заговорах Русский народ постоянно обращается к Алатырь-камню, как к источнику целительной силы, как к свидетелю надёжности и крепости клятв:

«На море на Океане, на острове на Буяне лежит бел, горюч камень Алатырь. На том камне Алатыре сидит красная девица, швея-мастерица, держит иглу булатную, вдевает нитку шелковую, руда-жёлтую, зашивает раны кровавыя…»

«…Замыкаю свои словеса замками, бросаю ключи под бел-горюч камень Алатырь. А как у замков смычи крепки, так мои словеса крепки» («Русский народ, его обычаи, обряды, предания…»).

В народных сказаниях об Алатыре говорится: «Под камнем тем скрыта сила мо­гучая, и силы конца нет. Добыть даже маленький кусочек камня трудно, стере­жёт его муд­рая Змея Гарафена, загадывающая загадки. Если ответишь – все тайны узнаешь и с камнем вернёшься». Поэтому всегда стремились к Бел-горюч камню люди: кто за советом и помощью, кто в надежде на обретение волшебной силы и богатства. Но только чистый душой и сильный духом человек мог посмотреть Змее Гарафене в глаза и получить от неё помощь.

По преданиям, Алатырь-камень существовал ещё до начала нашего мира (в умных книгах его называют «праматерией», из которой строятся все миры). Он упал на таинственный остров Буян посреди моря-океана с Небес. «Как летел Алатырь – море дыбилось, как упал Алатырь – Земля хрустнула, из семи глубин поднялась вода, с семирядного неба хлы­нула, отворилася пропасть звёздная, опустилась ночь вековечная…» («Сибирские сказы» Т.Е. Пьянкова).

Ещё в старинных преданиях говорится, что на Ала­тыре высечена Глубинная (Голубиная) – то есть самая древняя и муд­рая – книга. И что она спущена Богами с Небес для людей: со Сварожьими наказами как правильно жить и о начале всего сущего, о появлении нашего мира и существовании иных миров. Сейчас называют эту книгу Праведы. За прошедшие века каждый народ написал с неё свои Веды: книги Знания и Ведения с заповедями для своих потомков. Говорят, что такие Праведы были в книгохране (библиотеке) Ивана Грозного. Все российские царственные особы обязательно знакомились с Глубинной (Голубиной) книгой, с древними заповедями наших предков. Об этом написал в своих стихах А.А. Блок:

«Царица смотрела заставки –

Буквы из красной позолоты.

Зажигала красные лампадки,

Молилась Богородице Кроткой.

Протекали над книгой Глубинной

Синие ночи царицы.

А к Царевне с вышки голубиной

Прилетали белые птицы…»

 

«Алатырь-камень» – так ещё недавно называли поморы северный янтарь, или мор­ской ладан, наделяя его божественными и обережными свойствами в память о Первокамне. Перед плаванием, чтобы кораблю в походе сопутство­вал успех, его окуривали дымом горящего янтаря. Хранили янтарь-алатырь на божнице рядом с иконами, делали из него свечи. Поморы считают, что отсюда и пошло название «алтарь» – место хранения сокровенных, доро­гих для души вещей или место поклоне­ния божествам и предкам.

 

АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК

 

Самый красивый, самый прекрасный цветок в мире, краше его во всём свете нет. В.И. Даль записал народную пословицу: «Алый цвет мил на весь свет». Все о нём знают, но никто из современных людей его не видел.

Говорят, что Аленький цветочек све­тится днём и ночью. Это один из Жар-цветов, светящийся всегда. Если прислушаться – можно услышать изда­ваемую им музыку или его тихий разговор с вами и другими существами в округе. Ещё о нём, о его благоухании в сказке говорится: «Запах от цветка по всему саду бежит».

Он волшебный – может переносить человека из одного мира (царства) в другой, может изменять и останавливать те­чение времени, делать человека невидимым и счастливым, исцелять от болезней и защищать его от врагов и многое-многое другое. В сказке он таинственным об­разом связан с за­колдованным царевичем – «зверем», который своим внешним обманчивым видом «чудища» пугает и отгоняет непрошеных гостей, а на самом же деле – лелеет и охраняет бо­жественный цветочек. У каждого такого особого Цветка есть свой защитник и хранитель.

Цветок этот так прекрасен и чудесен, что воплощает собой всю красоту мира, высшее возможное на земле счастье, красоту человече­ской души. Словно он кем-то принесён в наш мир из обители светлых богов славянских – Ирия Небесного – и оставлен здесь в дар людям.

Редко кто может встретить и увидеть Аленький цветочек – для человека это большое счастье. Но суметь его удержать, хотя бы на время, и нау­чится им пользоваться, дано только самым чистым душой людям.

В «Толковом словаре» В.И. Даля говорится о смысловых особенностях цвета, называемого людьми «алый»: ясный, чистый цвет, резко отличающийся от окружающих; присущий молодости, полный жизнедательной силы – «Алеет, поколе молодеет».

 

 

«Ходит честной купец, дивуется; на все такие диковинки глаза у него разбежалися, и не знает он на что смотреть и кого слушать. Хо­дил он так много ли, мало ли времени – неведомо. И вдруг видит он, на пригорочке зелёном цветёт цветок цвету алого, красоты невидан­ной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать. У чесного купца дух занимается; подходит он ко тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит; и возговорил купец голосом радостным: «Вот Аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая».

И проговорив таковы слова, он подошёл и сорвал Аленький цветочек. В ту же ми­нуту, безо всяких туч, блеснула молния, и ударил гром, земля зашата­лася под ногами, – и вырос, как будто из земли, перед купцом зверь не зверь, человек не человек, а какое-то чудище, страшное и мохна­тое, и заревел он голосом диким: «Что ты сделал? Как ты посмел со­рвать в моём саду мой заповедный, любимый цветок? Я хранил его, как зе­ницу ока моего и всякий день утешался на него глядючи, а ты лишил меня всей утехи в моей жизни…. Знай же свою участь горь­кую: уме­реть тебе за свою вину смертью безвременной!..».

(«Аленький цветочек» С.Т. Аксаков)

 

«И приснился ему ночью сон, будто нашёл он Алый цветок, а в середине его большую прекрасную жемчужину. Цветок он сорвал и пошёл с ним к замку, и к чему он ни прикасался тем цветком, всё освобождалось от злых чар; и приснилось ему ещё, что и Йоринду он нашёл благодаря тому же цветку.

Проснулся он утром и стал искать по полям и горам, не найдётся ли где такой цветок. Он всё искал и на девятый день нашёл на рассвете Алый цветок. И лежала внутри цветка большая росинка – такая большая, словно жемчужина. Пошёл он с этим цветком, и он шёл целый день и целую ночь в сторону замка. Он подошёл к нему на сто шагов, и никто его не остановил, и вот подошёл он к самым воротам. Сильно обрадовался Йорингель, прикоснулся цветком к воротам – и распахнулись они перед ним…».

(«Подарки доброй феи», сказки братских народов)

 

БАБА ЯГА

 

Наши далёкие предки чтили Лесную Жрицу, Повелительницу Сти­хий и зверей, которая известна нам из сказок как Баба Яга. Она веду­нья (то есть ведающая женщина), которая живёт уединённо в лесу, в своей деревянной избушке «на курьих ножках». Живёт и одевается она очень просто, сама прядёт и ткёт, топит печь и баню, ест растительную пищу; во всех сказках ей очень много лет. В хозяйстве у неё – кот и другие домашние животные, которые служат ей не за страх, а за совесть.

Избушка Яги чаще всего стоит в самой середине заповедного (особого) леса, на гра­нице с «триде­сятым царством». То есть на границе нашего мира Яви с другими ми­рами (царствами), которых превеликое множество («тридесять»). Баба Яга – страж этой границы. Она охраняет вход в далёкий ска­зочный мир: это и соседние нам миры Яви, и Небесные миры светлых божеств, и нижние миры Нави… Всех, кто ищет туда путь и попадает к ней, она подвергает испытаниям (прежде чем показать дорогу), пропуская туда только достойных и чис­тых душой и телом.

Баба Яга – дарительница и советчица: указывает доброму путнику дорогу, дарит волшебного коня или орла, на которых можно добраться в тридесятое царство, даёт совет в беде. Она понимает язык леса, язык зверей и птиц, разговаривает с ветром и водой. Ей служат лесные духи, звери, птицы, рыбы и другие существа. Дружит с Лешим и Водяным. Баба Яга владеет волшебством, лечит травами, умеет переме­щаться по воздуху на своей ступе и может казаться невидимой. У неё есть волшебный клубочек, скатерть-самобранка, сапоги-скоро­ходы, гусли-самогуды, ковёр-самолет, меч-самосек и множество других та­инственных вещей. Она хранитель­ница (если надо – то и воинственная) своего лесного пространства и окрестностей со всеми их обитателями. Раньше в каждом большом лесу (который нельзя было обойти за день ходьбы) была своя Баба Яга, и тогда такой лес ста­новился «особым». Говорят, что когда появились на нашей земле первые большие леса (в умных книгах пишут, что было это после отступления ледниковых гор), их хранительницы были молодыми. Шло время, росли леса, сменялись поколения людей, и стали называть лесных жриц сначала долгоживущими, а потом уже и старыми Бабами Ягами. Такими их знали и запомнили наши прадеды и деды, которым ещё довелось с ними встречаться, такой образ и пришёл к нам вместе со сказками наших предков.

Лесные ведуньи всегда помогали и до сих пор помогают народу, с которым живут рядом – дают советы нуждающимся, лечат обращающихся к ним за помощью, охраняют селян от чужаков, заботятся о плодородии лесов и полей. Иногда даже освещают семейный союз, по просьбе людей, одаряя новую семью волшебным подарком.

В современных сказках у Бабы Яги иногда бывает «злой образ». Сейчас люди забыли, что раньше Баба Яга была их помощницей и охранительницей. Забыли, что она обучала ленивых детей разным ремёслам и до­машнему труду. Люди сами привозили к ней таких детей для обуче­ния, либо их приносили на своих крыльях гуси-лебеди. Обучала она и особо одарённых, способных детей понимать лес, понимать язык растений, птиц и зверей, обрядам почитания Стихий природы, всевозможным приметам, траволечению и многому-многому другому. Такие дети становились травниками, знахарями, целителями, лесниками, предсказателями, жрецами, кудесниками. Когда люди разучились по­нимать лес и Природу, перестали жить с ними в ладу – они и к Бабе Яге стали относиться по-другому. Но в старинных сказках остался добрый и мудрый образ Бабушки Яги – советчицы и дарительницы, воительницы и целительницы, охраняющей лес и границы между мирами, охраняющей покой сельских мирных жителей и всех лесных обитателей.

 

 

«Что же ты не говоришь со мною? - сказала Баба Яга, - Стоишь как немая?»

«Не смела, - отвечала Василиса, - А если позволишь, то мне хотелось бы спросить тебя кой о чём».

«Спрашивай, только не каждый вопрос к добру ведёт: много будешь знать, скоро состаришься!»

«Я хочу спросить тебя, бабушка, только о том, что видела: когда я шла к тебе, меня обогнал всадник на белом коне, сам белый и в белой одежде: кто он?»

«Это день мой ясный», – отвечала Баба Яга.

«Потом обогнал меня другой всадник на красном коне, сам крас­ный и весь в красном одет: это кто такой?»

«Это моё солнышко красное!» – отвечала Баба Яга.

«А что значит чёрный всадник, который обогнал меня у самых твоих ворот, бабушка?»

«Это ночь тёмная – все слуги мои верные!» – молвила Баба Яга».

(«Василиса Прекрасная», русская народная сказка)

 

«Вот Марья Моревна улучила добрую минуту и стала Кащея выс­прашивать. Где он себе такого доброго коня достал. Кащей сказал: «За тридевять земель, в тридевятом царстве. За Огненной рекой живёт Баба Яга, у неё есть такая кобылица, на которой она каждый день во­круг света облетает. Много у неё и других славных кобылиц; я у неё три дня пастухом был, ни одной кобылицы не упустил, и за то мне Баба Яга дала одного жеребёночка…»

(«Марья Моревна», русская народная сказка)

 

«Пошла девочка. Вот идёт, идёт и пришла. Стоит хата, а в ней сидит Баба Яга, костяная нога и ткёт.

«Здравствуй, тётушка!»

«Здравствуй, родимая!»

«Меня матушка послала просить у тебя иголочку и ниточку рубашку шить».

«Хорошо, садись покуда ткать».

(«Баба Яга», русская народная сказка)

 

«Вдруг видит девочка – стоит избушка на курьих ножках, об одном окошке, кругом себя поворачивается. В избушке старая Баба Яга прядёт кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку: «Здравствуй, бабушка!»

«Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?»

«Я по мхам, по болотам ходила, платье намочила, пришла погреться».

«Садись покуда кудель прясть».

Баба Яга дала ей веретено, а сама ушла».

(«Гуси-лебеди», русская народная сказка)

 

 

«Входит солдат в избушку – там сидит Баба Яга-костяная нога, се­дая, беззубая.

«Здравствуй, бабушка! Скажи, где мне искать мою королевну?»

«Подожди немножко, вот я созову всех своих ветров и у них спрошу. Ведь они по всему свету дуют, так должны знать, где она те­перь проживает».

(«Заколдованная королевна», русская народная сказка)

 

«Шла-шла Марфа, шла-шла и пришла: избушка на курьей ножке, на петушьей головке. Она говорит: «Избушка, избушка, стань к лесу глазами, ко мне воротами, чтобы мне, дорожному человеку, зайти и выйти!».

Избушка повернулась к лесу глазами, к ней воротами, она зашла; там сидит старушка – языком в печи пашет (метёт). Губами горшки обнимает, в зубах шёлковый пояс плетёт. Говорит: «Что ты, девушка, зашла? Куда идёшь, куда путь держишь? Здесь чёрный ворон не пролётывал. Не то, что русский человек прохаживал!». Пригласила её, а потом сама себя по щеке ударила, по другой приправила: «Ох, я, - говорит, - дура, плёха, дорожного человека не напоила, не накормила, стала вести выспрашивать!».

Накормила, напоила Марфу, спать уложила, стала вести выспрашивать. «Куда, - говорит, тебя бог несёт? Волей али неволей, али своей охотой?». Она говорит: «Волей-неволей, а более – своей охотой».

(«Марфа крестьянская дочь», русская народная сказка)

 

«Баба Яга всё дело справила – коня убрала, а Ивана-царевича накормила, напоила и стала спрашивать, кто он да откуда и куда путь дер­жит.

«Я, бабушка, такого-то царства, такого-то государства, царский сын Иван-царевич. Был у твоей младшей сестры, она послала к середней, а середняя к тебе послала. Дай свою голову моим могутным плечам, направь меня на ум-разум, как мне добыть у девицы Синеглазки живой воды и молодильных яблок».

«Так и быть, помогу я тебе, Иван-царевич. Девица Синеглазка, моя племянница, - сильная и могучая богатырка...»

(«О молодильных яблоках и живой воде», русская народная сказка)

 

«Ехали братья по долам, по горам, по зелёным лугам и приехали в дремучий лес; в том лесу стоит избушка на курячьих ножках, когда надо повёртывается.

«Избушка, избушка, повернись к нам передом, к лесу задом; нам в тебя лезти, хлеба-соли ести».

Избушка повернулась. Добрые молодцы входят в избушку – на печи лежит Баба Яга костяная нога, из угла в угол, нос в потолок.

«Фу-фу-фу! Прежде русского духа слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух сам на ложку садиться, в рот катиться».

«Эй, старуха, не бранись, слезь-ка с печи да на лавочку садись. Спроси: куда едем мы? Я добренько скажу».

Баба Яга слезла с печки, подходила к Ивану Быковичу близко, кланялась ему низко: «Здравствуй, батюшка Иван Быкович! Куда едешь, куда путь держишь?»

«Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калиновый мост; слышал я, что там чудо-юдо живёт».

«Ай да Ванюша! За дело хватился!..»

(«Иван Быкович», русская народная сказка)

 

«Стоит на опушке, на перекрёстке лесных дорог, избушка на курьих ножках. И скачут по тем лесным дорогам богатыри да Иваны-царевичи, все по своим делам: тот невесту ищет, тот в заморские земли торопиться.… Встанет конь перед избушкой, крикнет добрый молодец: «Избушка-избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом!». Повернётся избушка, выглянет оттуда Баба Яга: «Тьфу-тьфу, русским духом пахнет! Здорово, милок! Зачем пожаловал? Дело пытаешь иль от дела лытаешь?». И тут надо ответить так: «Здравствуй, бабушка! Вот только бы ты меня, добра молодца, сначала накормила-напоила да на постель уложила. Я бы улёгся, а ты бы и спрашивала». Кто с ней вот так вежливо поговорит, для того она всё сделает. А иной Иван-царевич возьмёт да и гаркнет: «Не твоё дело, старая! Неси мне быстрее еды, да чаю полный самовар, а то мечом голову отсеку!» Тут она его и сграбастает, как миленького…»

(«Сказочная азбука»)

 

БАННИК

 

Служебный дух – обитатель и хранитель бани. Живёт за каменкой или под пол­ком; обычно невидим, а иногда имеет шапку-невидимку. Людям показы­вается чаще всего в виде старика с радужными (разноцветными) гла­зами, покрытого листьями от веников и с длинной бородой. Может при­нимать облик животного – кошки, собаки, зайца и других мохнатых созданий. В народе есть поверье, что Банник первый раз появляется в бане после того, как там побывала роженица.

Банник живёт в бане, моется там и на­водит порядок. Он поддерживает хороший пар и греет баню, ко­гда парятся хозяева. Ему следует оставлять воду, мыло и веник, иначе он обижается и брызжет кипятком, скидывает камни с каменки, напускает угару. Дружит с Домовым и Дворовым, с домашними кош­ками (а собак не очень привечает). Днём обычно спит. Для того чтобы его задобрить, приносят в баню соль и хлеб, ставят в праздники угощения

Банник вредит тем, кто плохо следит за баней и оставляет её грязной, кто приходит в неё из-за своей лени поздно, после захода солнца или моется ночью. Тогда он пугает приходящих всякими способами. Очень не любит, когда люди в бане ругаются или кричат. Тех, к кому Банник хорошо относится, он мо­жет защитить от демонических су­ществ и недругов. Он охраняет баню, когда хозяева отсутствуют, и участвует в святочных гаданиях девушек. Но если за баней нет должного присмотра, банник стано­вится злым, сердитым и может совсем уйти от ленивых хозяев к дру­гим.

На Новгородчине есть пословица: «Нет злее банника, да нет его добрее».

При входе в баню мужчина должен переступать порог правой но­гой, а женщина – левой. При этом нужно испросить разрешение: «Бан­ный дедушка! Дозволь попариться!». При выходе из бани благодарят Банника словами: «Спасибо тебе, баннушко, на парной банечке». В народе говорят, что если уж что-то случилось, то надо выскакивать из бани и просить: «До­мовой! Дворовой! Помогите! Помогите!». Обычно они приходят на выручку человеку, помогают и за­щищают его от чем-то рассерженного «Банного старосты».

 

Иногда в бане живёт Шишига – существо, которое показывается в бане тем, кто идёт туда без молитвы и оберега или без разрешения, без согласия Банника. Она может принимать облик знакомых людей или родствен­ников и запарить нежеланных гостей до смерти. Может испугать роженицу и подменить оставленного без присмотра ребёнка: такие «подменные» дети не рас­тут, не ходят, не говорят и скоро умирают. Её можно почуять по тихому шуршанию в углах. Может остаться жить в пустой бане, после ухода Банника. Хотя в его присутствии во всём ему подчиняется, и вреда от неё добропорядочным хозяевам нет.

 

 

«Кто такой наш баннушко?

Не игрушка, не зверёк.

Ростом – с детский сапожок,

Чёрненький мохнатушко.

То в углу он возится,

То по крыше носится.

То сидит за печкою,

Борода колечками:

«Мойтесь, мойтесь побелей,

Станет жить повеселей.

Я на тех всегда сердит,

Кто ревёт и кто не мыт».

«Где мочалка, бабушка?»,

«А подспрятал баннушко».

«Ну, а где ботинок мой?», –

«Баннушко унёс домой».

(«Баннушко» Т. Смертина)

 

«Женщина одна рассказывала. Пошла она как-то в баню взять что-то. Подходит к бане, – а она ночью шла то, – и чует, что она горячая вроде. Приоткрыла дверь, а оттуда пар валит, и будто вениками хле­щутся. Закрыла она дверь и убежала. А это банный староста сам па­рился».

«У нас в бане за каменкой банник жил. Его Митькой окаянным звали. Мы перед призывом в армию вытягивали его верёвкой из бани. Сначала его концом верёвки дразнили. Он хайлом как схватит, разо­злится, потом как дёрнет верёвку, мы все попадали. А сам он весь из шерсти, лица, рук, ног нет».

(«Былички и бывальщины»)

 

«Лён-то у нас по вечерам чесали. Ведь дни-то коротенькие осенью. Пришла в баню чесать лён. Чесала-чесала. На полках сидит как белая кошка, глаза сверкают-сверкают такие у ней. Я сказываю: «Кис, кис, кис…». Киска не двигается. Да я бегом это!»

«Вот топила ночью байну (баню). Тогда мужики ездили в 12 часов ночи, поздно. Топила байну, топила-топила…. Ну, потом мужики приехали, пошли в байну мыться: и каменка разрытая, и вода вся вылита. Вот, вот ночью в байну ходить!»

(«Легенды. Предания. Бывальщины»)

 

БЕРЕГИНЯ

Существо миров Светлой Нави, оберегающее что-либо: дерево, ле­сок, поляну, утёс, ручей или другие места («бер» – лес, беречь; «йогиня» («егиня») – владеющая йогой, то есть наукой единения со стихиями). Они дети той стихии, которую хранят и оберегают: Земли, Воды, Воздуха, Огня. У каждой стихии Природы есть свои Берегини – лесные, горные, водяные, воздушные и другие. Обычно они неви­димы или прозрачны, но могут являться людям в виде красивых и нежных девушек, легко передвигающихся по воздуху и воде, сквозь горы и огонь.

Обычно Берегини доброжелательны к лю­дям, и помогают человеку на суше и в воде при трудных обстоятельст­вах. Они обе­регают сон усталых путников в лесу, если те знают законы лесного гостеприимства и приносят дары лесу. В христианских рукопи­сях новгородского Софийского собора упоминается о требах, кото­рые ставили Славяне рекам, источникам и Берегиням. Раньше люди дружили с Берегинями и пользовались их помощью и советами, так как эти Девы – хранительницы древней мудро­сти. В старину древние празднества в честь Берегинь назывались «Русалиями», позднее их стали называть Русальной неделей. Одни считают, что эти названия даны в честь русоволосых светлых Дев, другие говорят – в честь защитниц всех Русов. В эти дни наши предки ставили угоще­ние всем Берегиням на опушках лесов, берегах рек и озёр, оставляли им подарки и украшения на камнях, на стволах и ветвях деревьев. Считалось, что в эти дни Берегини собираются вместе для своих особых обрядов и водят хороводы под земным небом, и нельзя было им мешать. Когда Русалии заканчивались, и Бере­гини покидали землю, чтобы вернуться к своим местам обитания или в Светлую Навь, люди устраивали им весёлые проводы: пели, плясали, играли на гуслях и свирелях, водили хороводы, устраивали игрища, уносили в лес или в воды рек подарки.

Берегиня может жить только в чистом месте; она может погибнуть в нашем мире (то есть вер­нётся в мир Светлой Нави), если будет уничтожено место её обитания здесь: высохнет река, разрушится гора, будет вырублена роща.

Берегини на Западе называются греческим словом «Нимфы», мор­ские Берегини – «Нереиды», Берегини земных вод – «Наяды», а Бе­ре­гини – покровительницы деревьев называются по-гречески «Дриады». Они – часть живой природы вокруг человека, часть нашего мира.

На севере Руси, до сих пор, берёза счита­ется деревом Берегинь, как воплощение небесного света и чистоты. Поэтому опавшую осеннюю листву берёз там и сегодня называют «золотом Берегинь».

 

 

«Пошёл пригожий молодец в лес – и видит: на ветвях большой бе­рёзы качается красавица. Волосы у неё зелёные, будто берёзовые ли­стья, а на теле и нитки нет. Увидала красавица парня и засмеялась так, что у него мурашки по коже побежали. Понял он, что это не про­стая девушка, а Берегиня».

(«Энциклопедии русских преданий»)

 

«Ах, разве это было не вчера, -

Дочь леса светлая свою справляла свадьбу,

И вместе с нею веселились все?

Она была и птицей, и ручьём,

Тропинкой тайной и кустом весёлым.

Она была безстрашной и хмельной,

Она не знала этой ночью меры

Стыдливости и смеха, попросив

Калиновую дудку у кукушки.

Она прошла, танцуя, меж озёр,

Наигрывая песенку, и – сразу

Ни одного несчастного не стало

На праздничной, на свадебной земле.

Дочь леса светлая не признаёт печали…»

(Э. Сёдергран, стихи Эстонии)

 

«Русалочка не чувствовала смерти; она видела ясное солнце и сотни каких-то прозрачных, чудных созданий, реявших над ней, а сквозь них просвечивали белые паруса кораблей и розовые облака в небе. Голоса их звучали, как музыка, но такая нежная, что человеческое ухо не расслышало бы её, так же как человеческие глаза не различали их самих. У них не было крыльев, но они носились в воздухе, лёгкие и незримые. Русалочка увидала, что и у неё такое же тело, как и у них, и она всё больше и больше отделяется от морской пены. «К кому я иду?» – спросила она, поднимаясь в воздухе, и её голос звучал такою дивною музыкой, какой не в силах передать земные звуки. «К доче­рям воздуха! – ответили ей воздушные созданья. – У Русалки нет безсмертной души, и обрести её она может, только если полюбит человека. У дочерей Воздуха тоже нет безсмертной души, но они могут заслужить её добрыми делами…».

(«Русалочка» Х.К. Андерсен)

 

«Люси посмотрела на серебристую берёзу: у неё был мягкий льющийся голос, и она походила на стройную девушку, с развевающимися вокруг лица волосами. Она взглянула на дуб: это был высокий, но крепкий старик с курчавой бородой; но лучше всех было буковое дерево, под которым она стояла: это была грациозная богиня, спокойная и величественная.

«Деревья, деревья, деревья, - начала Люси. – Проснитесь, деревья, проснитесь. Разве вы не помните? Разве вы не помните меня? Дриады и нимфы, придите, придите ко мне!».

Хотя не было ни дуновения ветерка, они зашелестели, и шум листвы был похож на слова. Люси показалось, что она вот-вот поймёт то, что пытаются сказать деревья».

(«Принц Каспиан» К.С. Льюис)

 

«Лёг дикий посох мимо ног;

На ней из воздуха одежда;

Листов берёзовых венок

Её опора и надежда»

(«Вила и Леший» В.В. Хлебников)

 

ВОДЯНОЙ

 

Водяной хозяин, Водяник, Царь речной – повелитель рек и озёр, земных вод. Служеб­ный дух Светлой Нави. Дружит с Царём морским (который приходится ему старшим братом) – повелителем вод и глубин морских.

Водяной живёт в глубокой воде, откуда выходит редко. Его лю­бимые места – тихие речные омуты. В народе есть по­словица: «Дедушка Водяной, начальник над водой». Он пове­левает Русалками и другими водными духами; требует к себе уважения. Человеку часто показы­вается как древний старик, покрытый болотной травой. Но облик его меняется: при рождении месяца он молод, волосы его при молодой луне свежи и зелены, будто водоросли; на ущербе месяца волосы становятся седы и длинны. Его любимая рыба – сом, на самом большом из которых он разъезжает. Сома нельзя ругать, иначе Водяной рассердится. Иногда в тихую лунную ночь, забавляясь, он хлопает ладонью звучно по воде и гул слышен на плесу издалека. На реках все рыбы ему подвла­стны; он решает – дать рыбаку счастливый улов или порвать снасти. При дневном свете Во­дяной обычно скрывается в глубине, а в ночном сумраке выплывает: то в образе огромной обомшелой коряги или рыбы (щуки, сома), то в челове­ческой личине. Не любит, когда ссорятся, шумят на воде, без разрешения ловят рыбу или ку­паются (особенно – ночью). Если Водяной сердится, он разгоняет рыбу, портит водяные мельницы и погоду на реке, может наказать человека.

Наши предки жили в мире с Дедушкой Водяным, на осо­бые праздники приносили ему угощение, испрашивали помощи в де­лах. А он мог в облике человека приходить к людям в гости. Среди людей его легко узнать, так как где бы он ни сел – место постоянно оказывается мокрым, с его одежды и волос капает вода. А вот с Лешим Водяной часто ссорится. В своей родной стихии Водяной не­одолим, а на земле сила его слабеет. Зимой Водя­ной обычно спит. С началом весны он пробуждается от зимней спячки – голодный и сердитый; считают, что это он ломает лёд на реках, помогая проснуться речным обитателям. Люди в старину радостно приветствовали пробуждение Водяного хозяина и приносили ему в дни ледохода угощение на реки.

В народе говорят, что когда жене Водяного приходит время родить, он принимает вид человека, идёт к людям и находит ей хорошую повитуху. Потом ведёт повивальную бабку в свои подводные владения. После успешного рождения ре­бёнка Водяной хозяин расплачивается с бабкой серебром или золотом, исполняет её желания.

 

Если Водяной живёт на болоте, его называют Болотником. Болот­нику подчиняется не только стихия Воды, но и стихия прибрежной влажной Земли. Его сущность более тёмная, к человеку он относится враж­дебно и недоверчиво. Коварство Болотника и Кикиморы болотной общеизвестно. Дружить с ним сложно, редкий человек на это отваживается. Но если такое случается, то будет знать этот человек все омуты болотные, все тропки потаённые, все травы целебные. Раньше люди заключали с Болотником договор на время сбора ягод или трав, принося перед началом сбора подарки на край болота. До сих пор считается, что собирать ягоды морошки или клюквы можно только в дневное время, а ночью на болоте тёмные сущности хозяйничают.

 

 

«Однажды ребятишки купались под мельницей; когда они уже стали одеваться, то кто-то вынырнул из воды, закричал: «Скажите дома, что Кузька помер!» – и нырнул. Ребятишки повторили дома отцу слова эти. Тогда вдруг кто-то с шумом и криками соскочил с печи и выбежал вон: это был Домовой, а весть ему пришла о ком-то от Водяного».

(«Былички и бывальщины»)

 

«Рассказывают, что однажды рыбаки вытащили в сетях ребёнка, который резвился и играл, когда его опускали в сетях в воду, но то­мился, грустил и плакал, когда приносили в избу. Ребёнок оказался детищем Водяного; рыбаки отпустили его к отцу с условием, чтобы тот нагонял им в сети как можно больше рыбы, и это условие было соблюдено».

(«Энциклопедия русских преданий»)

 

«Разыгрался однажды Леший с зайцами и волками и погнал их по лесам и полям, болотам и озёрам. На шум и гам выскочил Водяной из озера, заспорил с Лешим, и дошло дело до драки. Плохо пришлось бедняге Водяному: на берегу – не в воде – осилил его лесной хозяин, так что Водяной еле-еле убрался в своё озеро. Тут сил у него при­было, стал он в Лешего камнями кидать и песком швырять – чем дальше, тем больше. В ответ Леший начал в озеро деревья валить. Вырос над озером холм – от одного берега до другого…»

(«Кто кого», русская сказка)

 

«В одном лесу глухое озеро было. В озере Водяной жил, а в лесу Леший, и жили они дружно с уговором друг друга не трогать. Леший выходил к озеру с Водяным разговоры разговаривать. Вдруг лиха беда попутала: раз вышел из лесу медведь и давай из озера воду пить; сом увидал да в рыло ему и вцепился. Медведь вытащил сома на берег, загрыз его и сам помер. С той поры Леший раздружился с Водяным и перевёл лес выше в гору, а озеро в степи осталось».

(Из сборника Д.Н. Садовникова)

 

«Водяной и сам захаживал в пивоварню, слуги его знали по зелёному фрачку, с которого капала вода. В пивоварне он никого не обижал, помогал солодарям, а стоило угостить его пивом, трудился за четверых…

Деревенский паренёк снова пришёл на мельницу, мельник накричал на него, сказал убираться, пока он на него собак не натравил. Паренёк расстроился, зашёл за мельницу, сел на пенёк на берегу и заплакал. Откуда ни возьмись – Водяной, и спрашивает: «Что стряслось, парень, чего горюешь?»

Парень даже испугаться забыл, до того огорчённый был, и сказал только: «О чём говорить, ты мне всё равно не поможешь!»

«Как знать, - отвечал Водяной, - доверься мне, я много чего умею, много знаю».

Парню чудно было такое слышать от Водяного, рассказал он про всё, как мельник выгнал его и единственную дочь хочет отдать в жёны пану их замка.

«Не бойся, не кручинься, я ему женитьбу из головы выгоню!» - утешил Водяной парня».

(«Водяной и пан», чешская народная сказка)

 

 

«Не ходи к потоку –

Он шумит, бежит,

Там неподалёку

Водяной сторожит.

Он на дне золотом

Неприметен днём.

 

Солнце лишь к закату –

Он встаёт из реки,

Тяжёлую пяту

Кладёт на пески.

И, луной озарён,

Погружается в сон.

 

До утра косматый

Там спокойно спит,

Рой духов крылатый

Вкруг него сторожит,

Чтоб случайная волна

Не встревожила сна».

(«Водяной дух» Д. Ознобишин)

 

«И чудится ему – свет в глаза брызжет. Смотрит – что за диво! Посреди озера Водяной месяц печёт. Вода пузырями, месяц тоже булькает, светляки с него по всему лесу летят. Водяной фыркает по-лошадиному – сердится. Плоховато месяц испекается, кривой, весь в дырках, как сыр. Известное дело, без масла худое – печиво.

Водяной скребёт корягой-лапой по озеру, а месяц прилип, не снимается. Проне стало жалко Водяного. Слез с дерева. Достал из котомки кринку масла, да и кинул её Водяному: «Держи, дедушка! Масло печива не испортит».

(«Жемчужина окатная» В. Бахревский)

 

«Понял я, наконец, что ребячьим голосом стонет омутовая глубина! Что ж это такое? Уж не Водяной ли зовёт меня к себе?!

«Почему же он тогда ребятёнком плачет?»

«Кто его угадает? Должно надеется, что так жальче».

«Водяной кошкой орёт, - убеждённо заявил Дёмка и стал гадать, - Может берегиня какая, русалка, в нашем ёрике поселилась? Может её половодьем с верховья принесло…»

«Берегиня больше хохочет».

«Дай сбегаю, послушаю», - сорвался было Дёмка слетать до парусла».

(«Берегиня» Т.Е. Пьянкова)

 

«Стал царь держать путь в своё государство, стал подъезжать к своей земле, а день-то был жаркий-жаркий, солнце так и пекло! И напала на него жажда великая, что ни дать, только бы воды испить! Осмотрелся кругом и видит невдалеке большое озеро; подъехал к озеру, слез с коня, прилёг и давай глотать студёную воду. Пьёт и не чует беды; а Царь озёрный ухватил его за бороду.

«Пусти!» - просит царь.

«Не пущу, не смей пить без моего ведома!»

«Какой хочешь возьми выкуп – только отпусти!»

«Давай то, что дома не знаешь…»

(Русская народная сказка)

 

ВОЛШЕБНЫЕ ПТИЦЫ

Алконост – птица радости и любви из Небесного Мира. Она с че­ловече­ским лицом (полуженщина-полуптица), с большими радуж­ными, раз­ноцветными перьями. Доброжелательна к человеку, помо­гает ему, предупреждает о беде. Пение Алконоста настолько пре­красно, что услышавший его забывает обо всех своих бедах и трево­гах. Иногда на зиму улетает в Ирий Небесный, возвращаясь оттуда по весне на землю с боже­ственными, удивительной красоты цветами. Сам Хорс – бог зимнего солнца – покровительствует Алконосту, покорённый его пением и красотой. Счастлив человек, увидевший эту птицу, так как её легко спугнуть (как и успех, и везение), а она столь быстра, что исче­зает мгновенно. Очень редко появляется сейчас эта птица. Современные люди принимают её за мираж и наваждение, боясь поверить в мимолётное видение небесной красоты и счастья.

 

Сирин –птица печали, вестник властелина подземного мира. Пе­ние её плени­тельно и печально, встреча с ней для любого существа означает близкую беду. У Си­рина тело птицы, а голова – пре­красной женщины. Эта птица тоже служительница и исполнитель­ница воли вышних богов – наделена ими даром предвидения, даром утешения в печали и горе. Часто путешествует вместе с Алконостом; тогда при встрече с человеком каждая из птиц поёт ему свои песни о его судьбе. Многим царским особам являлся Сирин перед тяжкими испытаниями для их стран и семей. Но если уметь слушать эту птицу, можно всегда найти правильный выход в любых трудных обстоятельствах.

 

Финист (Феникс) –безсмертная птица счастья и вечной молодо­сти. Это птица с перьями ог­ненно-красного и золотого цветов, быстрая как свет или молния. В русских сказках это Финист-яс­ный сокол – образ возрождения и обновления человека, Природы, России. Днём сказочный Финист превра­щается в птицу, ночью – в прекрасного ца­ревича. Иногда в сказках Финист-сокол надолго засыпает, чтобы про­снуться от слёз возлюбленной и развеять колдовские чары. Это вечно молодая и победоносная птица-воин, защитник Руси, заветов предков и справедливости. Вестник богов Небесной России. Фини­сту покро­вительствует сам бог Род, а помогают ему Перун и Сварог.

В греческих легендах в старости Феникс сжигает себя в собст­венном огне и восстаёт из пепла ещё более прекрасным и молодым.

В русских песнях и сказках добрых красных молодцев называют «млад-ясен сокол». Сказочные царевичи обращаются в соколов, когда нужно мгновенно одолеть огромные расстояния, внезапно ударить с небес по врагу или незаметно появиться перед красной девицей. Сокол считается воплощением небесных стихий – Огня и Воздуха, олицетворением смелого и сильного мужского начала.

 

 

«В давние времена плыли на корабле добрые люди в далёкую землю – за Фениксом, птицей счастья. Море было пустынно и тихо. И вдруг две скалы, стоящие друг против друга, показались впе­реди. Чистый, замечательной красоты свист доносился с их вершин. Услы­хав его, корабельщики забыли обо всём на свете. И понеслась их ла­дья с брошенным рулём в узкий пролив между скалами, где всех ждала неминуемая гибель. Но они не думали о смерти, а лишь смот­рели на птиц с человеческими лицами, издававших пленитель­ные звуки. Это были птицы Сирин, птицы печали, встреча с ними озна­чает беду. Неожиданно иные звуки, слетевшие сверху, коснулись слуха кора­бельщиков и заставили их поднять головы. Другая птица с лицом че­ловека сидела на вершине мачты и пела песню о далёкой родине, где их ждут матери и отцы, жёны и дети, тёплый очаг и крыша в родном доме, реки и поля, леса и горные тропы. Встрепенулись сердца: люди вспомнили об опасности и бросились на реи. В последние мгновения кораблю удалось отвернуть от смертоносных скал и уйти своим кур­сом. Птица же, снявшись с мачты, полетела над морем и скрылась за горизонтом. Это была Алконост – птица радости».

(«Сказочная азбука»)

 

«А такие бывают?» – спросила Машенька и, поколебавшись в воз­духе, превратилась в большую птицу с девичьей головой. «Бывают, – твёрдо сказал Егор, – птица Сирин называется, или Алконост. Эка не­видаль! Давай теперь, пой свои песни, завораживай. Всё равно я тебя не боюсь!».

«И запою», – сказала птица. И, в самом деле, запела. Пела она хорошо, только слов в той песне не было. А чудилось Егору, что тайга вокруг изменяется, и он сам растворяется в ней: в каждой твари, в жилке листа, в песчинке. Ощущение это было новым для него, не­привычным, странным, но приятным, и Егору даже проти­виться не хотелось этой песне, а слушал он её, и вот – он уже не он, и тела нет у него, и душа рассыпалась средь деревьев…»

(«Башня птиц» О.С. Корабельников)

«Поднимался с-под камня росток, потянулся вверх – вырос в де­рево. К небу дерево протянулося, а корнями ушло в Землю-матушку. На восточных веточках дерева свил гнездо Алконост, а на западных – птица Сирин, в корнях – Змей шевелится. У ствола же ходит Небес­ный царь – сам Сварог, а с ним Лада-матушка…»

(«Русские Веды». Клубок третий)

 

«Если семь дней подряд стоит безветренная погода, значит райская птица Алконост, которая сложенье имеет птичье, а лик женский и прекрасный, несёт яйца «на крае моря», но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть всё на свете, но зла от него нет, в отличие от Сирина».

(«Словарь славянской мифологии»)

 

«Летели, летели – остановились. Оказались на горе высокой, на скале висячей. Скала эта – из чистого золота, на ней дворец хрустальный. Здесь, должно быть, Вещая Птица и живёт.

Встречает тут Легостая красная девица, спрашивает, как он добрался и что видел. А Легостай в ответ: «Сперва накорми, а потом спрашивай!».

Накормила гостя красная девица и опять за своё: где был, что видел?.. Говорили они, говорили, спрашивала девица, спрашивала, устала, обронила вдруг два пера – чёрное да белое. Легостай сразу на них и наступил!

Тут красная девица – а это и была Вещая Птица – говорит: «Раз ты здесь, то скажу тебе правду. Нет на свете такого царства-края, какое ты ищешь. Ты сам его устрой! Возьми эти перья: с белым пером обскачи на коне любую местность-сторонку, какая полюбится, и вот она-то и станет самой прекрасной да привольной. А кинутся к ней жадные да завистливые людишки, ты махни пером чёрным, они – исчезнут вмиг! А теперь перья забирай, да и к своему делу приступай…».

Раскланялся Легостай с Вещей Птицей – Красной Девицей, полетел-поскакал на Воронке своём скорёхонько домой»,

(«Легостай», коми-пермяцкая сказка)

 

«Собрался крестьянин на базар и спрашивает дочерей: «Что вам, дочки, купить?». Одна просит шаль, другая платье, а Марьюшка – перо Финиста-ясна сокола. Привёз старик подарки; легли все спать, бросила Марьюшка перо на пол: «Финист-ясный сокол, явись, желанный жених!». И явился молодец красоты неописанной. К утру ударился об пол, сделался соколом и улетел. Так и повелось: днём летал он по небу, а к ночи прилетал к Марьюшке».

(«Финист-ясный сокол», русская народная сказка)

 

ГАМАЮН

 

Вещая птица-говорун с человеческой головой, посланник Небес, глашатай богов. В народных преданиях говорится, что Гамаюн родился вместе с на­шим миром. Поэтому он знает всё о происхождении нашей Земли и Неба, гор и рек, богов и людей, зверей и птиц. Может предска­зывать будущее. К птице Гамаюн приходят люди за советом, так как ведома вещей птице мудрость всех времён, всех народов. Говорят, что Гамаюну боги рас­сказали даже то, что было до сотворения нашего мира.

Часто живёт ря­дом с морем, а отдыхать любит на острове Буяне. Говорят, что когда летит Гамаюн – крылами бурю поднимает. А прилетает он на Русь с вес­тями из Ирия Небесного – обители светлых богов славянских. Вещей птице Гамаюн по­кровительствует бог Велес, это он заботится о лю­дях, посылая им божественную весть через птицу-вестника. По древ­нему поверью, крик птицы Га­маюн предвещает счастье. Но вещает она только тому, кто сам умеет её спросить и кто готов слу­шать тайное. Гамаюн поёт людям божественные славословия, в которых напоми­нает о высших ценностях мира, о славных деяниях богов и предков, а ещё пропевает он людям Глубин­ную (Голубиную) книгу с заповедями бога Сварога о том, как мир устроен, и как жить правильно.

В старинной «Книге глаголемой Козмография» с описанием Земли на карте изображена круглая равнина, омываемая со всех сторон ре­кою-океаном. На восточной стороне означен «остров Макарийский, первый под са­мым востоком солнца, близ блаженного рая; потому его так нари­цают, что залетают в сей остров птицы райские Гамаюн и Феникс и благоухание износят чудное».

 

«На гладях безконечных вод,

Закатом в пурпур облеченных,

Она вещает и поёт,

Не в силах крыл поднять смятенных…»

(«Гамаюн, птица вещая» А.А. Блок)

 

 

«Разгулялася непогодушка, туча грозная поднималася. Расшуме­лись – приклонились дубравушки, всколыхалась в поле ковыль-трава. То летела Гамаюн – птица вещая со восточной да со сторонушки, бурю крыльями поднимавшая. Из-за гор летела высоких, из-за леса летела тёмного, из-под тучи той непогожей.

Сине море она перепархивала, Сарачинское поле перелётывала. Как у реченьки быстрой Смородины, у бел-горюч камня Алатыря во зелёном садочке на яблоне Гамаюн-птица присаживалась. Как сади­лась она – стала песни петь, распускала перья до сырой земли.

Как у камня того у Алатыря собиралися-соезжалися сорок царей со царевичем, сорок князей со князевичем, сорок могучих витязей, сорок мудрых волхвов. Собиралися-соезжалися, вкруг её рядами рассажи­вались, стали птицу-певицу пытать:

«Птица вещая, птица мудрая, много знаешь ты, много ведаешь… Ты скажи, Гамаюн, спой-поведай нам… Отчего зачался весь белый свет? Солнце Красное как зачалося? Месяц светлый и часты звёз­дочки отчего, скажи, народилися? И откуда взялись ветры буйные? Разгорелись как зори ясные?»

«Ничего не скрою, что ведаю…».

(«Песни птицы Гамаюн». Клубок первый)

 

«Один охотник выследил на берегу озера диковинную птицу с го­ловой прекрасной девы. Она сидела на ветке и держала в когтях сви­ток с письменами. На нём значилось: «Неправдою весь свет прой­дёшь, да назад не воротишься!». Охотник подкрался поближе и уже натянул было тетиву, как птицедева повернула голову и изрекла: «Как смеешь ты, жалкий смертный, поднимать оружие на меня, ве­щую птицу Гамаюн!». Она взглянула охотнику в глаза, и тот сразу ус­нул».

(«Вещее пророчество», русская сказка)

 

«Я люблю малиновый падун,

Листопад горящий и горючий,

Оттого стихи мои как тучи

С отдалённым громом тёплых струн.

Так во сне рыдает Гамаюн,

Что забытый туром бард могучий»

(«Гамаюн» Н. Клюев)

 

ГНОМ

 

Служебный дух стихии Земли. Может проявляться в нашем явном мире (мире Яви), как маленькое человекоподобное существо. Обитает под зем­лёй, в горах или в лесу. Ростом Гном с ребёнка или даже с па­лец, но при таком маленьком росте он наделён сверхъ­естественной силой. Взрослый Гном носит длинную бороду и живёт гораздо дольше, чем обычный человек. Поэтому, обычно, они очень уравновешенны и знают множество секретов и преданий глубокой старины. В недрах земли Гномы хранят сокровища – драгоценные камни, руды, соли. Помогают расти кристаллам и растениям, охраняют клады. Они трудолюбивые и ис­кусные ремесленники, могут выковывать волшебные кольца, мечи, кольчуги, ларцы, замки с ключами и другие предметы. Строят в пещерах подземные города, дороги, дворцы и храмы удивитель­ной красоты. Когда надо – Гномы становятся храбрыми и безстрашными воинами. Они могут легко и безшумно пе­редвигаться среди скал и под землёй, становясь невидимыми для че­ловека; прекрасно видят в полной темноте. В сказках Гномы дают людям добрые советы, обучают ремёс­лам, которые связаны с рудным делом, обработкой камней или метал­лов. Но бывают и враждебные, злые карлики (например, Чёрные гномы – обитатели миров Тёмной Нави).

Когда-то Гномы жили рядом с людьми, помогали рудознатцам, кузнецам, каменотёсам, зодчим, са­довникам и огородникам. Но сей­час они ушли далеко от шумных го­родов, да и люди разучились с ними общаться. Только настоящим рудознатцам помогают они и в наши дни, от­крывая кое-какие секреты.

Не только старинные, но и современные сказки про хоббитов и Гномов очень похожи на правду. Но само слово «гном» придумал и ввёл в обиходную речь в XVI веке немецкий учёный Филипп Парацельс. Он образовал его от греческого слова «гнозис» – знание, учение. То есть «гномы» – это те, кто владеет древним знанием или обучен какому-либо мастерству. Наши предки – Славяне и Арии – называли подземных кузнецов Хмурами, Людками (человечками), Копарями. В одной из рукописей Соловецкого монастыря описан подземный го­род: «Вверх той великой реки Оби люди ходят под землёю иной ре­кою день и ночь, с огнями и выходят на подземное озеро, и на том озере свет причудный и град великий». Согласно русским преданиям, это у Хмуров научились люди кузнечному ремеслу, а искусству добывания железной руды – у Копарей. Это о них остались упоминания в рус­ских народных сказках: «Мальчик-с-пальчик», «Мужичок-с-ноготок», «Крошечка-хаврошечка» и другие. В странах Западной Европы очень любим детьми добрый Гном-сказочник Оле-Лукойе.

 

 

«Правда это или байка –

Так суди иль по-иному,

Верь не верь, а всё ж узнай-ка:

Есть народец малый – Гномы.

 

Как ему не подивиться!

Невелик росточком вышел –

Войско в тыкве уместиться:

Каждый семечка повыше.

 

Где ж они? А на пригорке,

И под камнем, и в чулане,

В каждой ямке, в каждой норке –

Вот спроси у старой няни!..»

(«О Гномах и сиротке Марысе» М. Конопницка)

 

«…Есть чудесная страна – Дараинна, обитель корней растений и семян. Её крошечные обитатели – Гномики в белых колпачках, помо­гают вырасти из крошечного зерна огромному дереву. Они ворожат над корешками и пестуют их, охраняя от недобрых сил».

(«Роза мира» Д.Л. Андреев)

 

«Да расскажи мне, пожалуйста, кто вы таковы?» – продолжал Алёша. «Неужели ты никогда не слыхал, что под землёю живёт народ наш? – отвечал министр, – Правда, не многим удаётся нас увидеть, однако бывали примеры, особливо в старину, что мы выходили на свет и показывались людям. Теперь это редко случается, потому что люди сделались очень нескромны. А у нас существует закон, что если тот, кому мы показались, не сохранит этого в тайне, то мы принуж­дены бываем немедленно оставить местопребывание наше и идти да­леко-далеко, в другие страны…». «Я даю тебе честное слово, что ни­когда не буду ни с кем об вас говорить, – прервал его Алёша, - Я те­перь вспомнил, что читал в одной книжке о Гномах, которые живут под землёю. Пишут, что в некотором городе разбогател один сапож­ник – он шил сапоги и башмаки на Гномов, плативших ему очень до­рого…»

(«Чёрная курица, или подземные жители» А. Погорельский)

 

«…Решил тогда Клаас остаться в кузнице – посмотреть. Кто так споро трудится. В полночь в кузнице появился Гном, тот самый, которого кузнец выручил из беды, и принялся за работу, да так ловко и споро, что к утру работа за троих была сделана.

Радуется Клаас, подмастерьев отпустил, сам целыми днями с невестой гуляет, а работа в кузнице тем временем справно идёт.

«Надо бы мне как-нибудь отблагодарить Гнома», - подумал Клаас и заказал у портного маленький зелёный кафтан с золотыми позументами, зелёные брюки и шляпу, а у сапожника – крошечные башмаки. Вечером разложил он всё это в кузнице, повесил на стену зеркало и приготовил воду с кусочками мыла…»

(«Кузнец и Гномы», нидерландская народная сказка)

 

«Целый день Гномик трудился в саду. Там зрели яблоки. Он их раскрашивал: румянил, золотил, самые спелые сбрасывал на землю. Гномик знал, что Старому Хозяину уже не под силу залезть на дерево, он будет рад поднять спелое яблоко с земли…»

(«Жил-был горбатый Гномик» М. Войтешонок)

 

«Совсем Сашка уже решил идти домой, когда рядом остановился маленький старичок в высокой остроконечной синей шапке с красной кисточкой и тихим голосом попросил: «Не можете ли вы, молодой человек, перевести меня на другую сторону?»

Сашка взял старичка за руку и перевёл через улицу. «Спасибо!» - сказал старичок и вежливо приподнял шапку только на одну секунду, но Сашка успел заметить, что на голове у старичка растут не волосы, а цветы-одуванчики и ромашки. И хотя Сашка знал не очень много старичков, всё-таки он подумал, что это странно. Да и зима ведь, – какие зимой одуванчики и ромашки! Сашка не подал виду, что разглядел цветы, но старичок сам догадался, поднялся на носки, чтобы дотянуться до уха мальчика, и зашептал: «Тут нечего удивляться, потому что я ведь не обыкновенный Гном, а Цветочный. Чему же расти на голове Цветочного Гнома? В молодые годы росли пионы и розы, а теперь одуванчики и ромашки…»

(«Кукушонок, принц с нашего двора» А. Шаров)

 

« В сладкие чащи

Несутся зелёные воды.

И песня знакомого

Гнома

Несётся вечерним приветом:

«Вернулись

Ко мне мои дети

Под розовый куст розмарина…

Склоняюсь над вами

Цветами

Из старых столетий…»

(«Родина», Андрей Белый)

 

«Пастушата очень удивились, увидев маленького человечка в плаще, в колпачке, с книгой под мышкой, с чернильницей на поясе и пером на плече. Юзек подтолкнул Стаха и шепнул, показывая пальцем: «Гномик!».

А Чудило-Мудрило, который подошёл уже совсем близко, кивнул им и улыбнулся приветливо.

Ребята смотрели на него разинув рот, как зачарованные. Они не то чтобы испугались, а просто онемели от неожиданности. Бояться тут нечего – даже малые дети знают, что Гномы никому не делают зла, а бедным сиротам ещё и помогают. Стах помнил, как позапрошлой весной вот такой же малюсенький человечек помог найти ему и пригнать на пастбище убежавших в лес телят. А на прощенье насыпал полную шапку земляники, погладил по голове и сказал: «На вот тебе, не бойся!»...

…Когда Гномы замолчали, Король продолжал: «Не все сокровища отдала Мать-земля людям – она доверила их и нам, своим маленьким слугам. Мы стережём их, но не богатеем. Мы не превращаем слёз бедняков в жемчуг, не покупаем и не продаём бриллиантов, не чеканим из золота монеты. Мы только любуемся блеском драгоценностей, славим Землю и верно храним её богатство».

«Коли вы такой добрый, скажите, откуда же взялись эти сокровища?» - спросил Пётр.

«Из земли. Сокровища – это всё, что потерял и чем пренебрёг человек: пропавшая даром минутка – сапфир; брошенный кусок хлеба – сверкающий жемчуг; сила, не послужившая на пользу людям – чистое золото. Если бы люди не теряли своих сокровищ, они бы разбогатели. А так сокровища уходят в землю, и мы их стережём».

(«О Гномах и сиротке Марысе» М. Конопницка)

 

«Вдруг послышалось старухе, кто-то говорит за печкой человеческим голосом: «Матушка! Сними меня отсюда!». Изумилась она, сотворила честной крест и спрашивает: «Ты кто таков?». «Я твой сынок, народился из твоего мизинчика». Сняла его старуха, смотрит – мальчик крохотный-крохотный, еле от земли видно! И назвала его Мальчик-с-пальчик».

(«Мальчик-с-пальчик», русская народная сказка)

 

«Жили старик со старухою. У них не было детей. Старик поехал в поле пахать, а старуха осталась дома блины печь. Старуха напекла блинов и говорить: «Если бы был у нас сын, он бы отцу блинов отнёс; а теперь с кем я пошлю?».

Вдруг из хлопка (клочок очёсов льна) вылез маленький сыночек и говорит: «Здравствуй, матушка!..».

А старуха и говорит: «Откуда ты, сыночек, взялся и как тебя звать?».

А сыночек и говорит: «Ты, матушка, отпряла хлопочек и положила в столбочек, я там и вывелся. А звать меня Липунюшкой. Дай, матушка, я отнесу блинов батюшке».

(«Липунюшка», русская народная сказка)

 

ГУСИ-ЛЕБЕДИ

 

Сказочные белоснежные птицы из светлых Небесных миров, вестники и служители богов славянских. По­могают тому, кто делает благое дело и тому, кто их хорошо об этом попросит. Иногда служат Бабе Яге, потому что она знает их язык и умеет с ними общаться.

Во многих народных сказках древнейший помощник человека – птица. Наши предки – народы Славян и Ариев – поклонялись Небесным птицам и говорили, что после смерти душа человека превращается в такую птицу или улетает на ней в другое царство (иной мир), в Ирий Небесный. В Древнем Риме, когда умирал император, отпускали на волю орла, чтобы он унёс его душу в верхний мир.

У многих славянских богов есть свои крылатые помощники: у Рода – белый сокол (покровитель Руси), у Перуна – орёл (покровитель витязей), у Макоши – уточка (покровительница семейного очага и благополу­чия), у Велеса – вещая птица Гамаюн, у Семаргла – огненный сокол Рарог (покровитель кузнецов).

 

В русских народных сказках часто говорится о Лебединых девах – суще­ствах особой красоты, обитательницах земных вод и небес. Их назы­вают вещими, потому что они обладают даром предвидения, даром целительства, мудростью и добротой. Это они подарили людям сладкозвучные гусли. Любят танцевать на воде и на берегу, легко поднимаются в воздух, исчезая в его струях. Они могут управлять стихиями Воздуха и Воды, общаться с другими стихиями Природы. Олице­творяют собой белые летние облака. Раньше люди умели разговари­вать с ними, называли их крылатыми или Небесными Берегинями, даже обращались к ним с просьбами: укрыть от зноя в жару, оросить землю дождём, спрятать от врага, помочь преодолеть препятствия. Чаще всего в сказках Лебединые девы помогают людям советами, если те умеют их спросить. Служат кому-либо только по своей доброй воле. Но если украсть перья у крылатой девы, она останется на земле, и будет помо­гать укравшему их человеку. Но земная жизнь делает её несчастной, так как рождена она для полёта небесного. Покровительствует Лебединым девам сама Дива-Додола – бо­гиня весенних гроз и летних дождей. Есть и воинственные Небесные Девы, это дочери матушки Грозы и бога Перуна. Они любят кататься на грозовых облаках, петь и смеяться в потоках грозового ветра, играть макушками волн и разгонять по домам зазевавшихся путников. Не любят трусливых и ленивых, хвастливых и через чур гордых. Иногда наблюдательные люди видят их в образе огромных синих птиц, носящихся по небу среди туч, дождя и ветра. Могут даже наказать кого-либо по велению Перуна, но всегда – справедливо.

 

До сих пор белая птица – образ мира на земле, образ чистой человеческой Души, образ чистой Любви и Вер­ности. Один из самых прекрасных образов русских сказок – Царевна-Лебедь, одно из красивейших обращений к девушке – Лебедь Белая, Лебёдушка.

Перелетающие с дерева на дерево обитательницы прибрежных земных вод – Русалки-Вилы – родственницы небесным Лебединым девам. Они дружат с ними и водят общие летние хороводы.

 

 

«Эти Лебеди в то лето и гнезда себе не вили, всё около Василия старались. Мало что от воеводы ухранили да речные дороги показали, они ещё открыли ему всё здешнее богатство. Поднимет Лебедь правое крыло, как покажет на горку какую или ложок, поглядит Василий на то место и увидит: где какая руда лежит, где золото да каменья. Под­нимет Лебедь левое крыло, и Василию весь лес на берегу на многие вёрста откроется: где какой зверь живёт, где какая птица гнездится. При таких Лебедях, понятно, об еде да питье Василию и заботы не было. Подведут Лебеди лодочку к какому-нибудь крутику, похлопают крыльями, и откроется в том крутике ходок, как проточка малая. За­ведут Лебеди лодку в эту проточку, а там как пещера выкопана, и в ней поесть и попить приготовлено…

Довели Василия до знакомых мест, поласкались маленько, как про­стились, а сами наговаривают одно: «Клип-анг, клип-анг!»

Вроде наказ дают: когда тебе надо, кричи нам!»

(«Ермаковы лебеди» П.П. Бажов)

 

«Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказали; посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загу­лялась. Налетели Гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на кры­лышках».

(«Гуси-лебеди», русская народная сказка)

 

«Вот Иван-царевич ездил за охотой каждый день в чисто поле, в широко раздолье, на край синя моря; он ловил гусей, лебедей и серых утиц. И попала ему в ловушку Лебёдка. Поймал эту Лебёдку Иван-царевич, принёс в шатёр и посадил в шосточек. Поутру встал и уехал за охотой.

Вот Лебёдка та вышла из шосточка, обернулась молодой-молодицей и наготовила Ивану-царевичу всяко кушанье. Сама опять обернулась Лебёдкой и села в шосток».

(«Белая Лебёдка», русская народная сказка)

 

«В тучах есть леса, есть пашни и посевы,

Стройные, растут, восходят терема,

У янтарных окон Облачные Девы

Ткут, прядут, в их тканях – свет, в их пряже – тьма.

 

Без конца прядут и ткут попеременно,

Любо Девам выткать самоцветный луг,

Море из опала, ширь, где влажность пена,

Сеть сребристой грёзы, золотистый круг.

 

Из воздушной влаги облачные горы,

Стебли из дождя, что вниз, не вверх растут.

Облачные Девы ткут всегда узоры,

Им в ответ Земля рождает изумруд».

(«Облачные Девы» К.Д. Бальмонт)

 

«… И каждый день высылает она караваны белых птиц в разные стороны света. Медленно, медленно плывут караваны этих птиц по небу, и там, где люди жаждут узнать то, что было в древние времена, быстро-быстро начинают махать крыльями. И падают белые перья птиц на землю, превращаясь в сказки, легенды, предания, мифы и песни. А в них – наше наследие, то, что было в старину, как жили в давние времена наши предки. Слушают их мудрецы и запоминают, а потом рассказывают своим детям и внукам. Так прошлое опять пере­ходит вместе с людьми в будущее».

(эстонский писатель М. Юхма)

 

«… Как в простор небес высоко унесёт его полёт, –

И какую там он песню вдохновенную споёт!

Как на всё, на всё святое, что таил он от людей,

Там откликнутся родные стаи белых лебедей».

(«Лебедь» Я.П. Полонский)

 

«Ай, как синяя вода разливается,

Ай, как зелёная трава расступается.

Как лебёдушка да с лебедем милуются,

Лебедями – люли! – девушки дивуются».

(Русская народная песня)

 

ДЕД МОРОЗ И ЕГО ПОМОЩНИКИ

 

Мороз, Морозко, Студенец – так называют на Руси повелителя зимних месяцев и зимних холодов. Зимой он на земле полноправный хозяин: ему подчиняются вьюги, метели, снегопады и льды; его слушаются звери и птицы. Дыхание Мороза вызы­вает стужу, а слёзы и слова превращаются в сосульки, его волосы – это снежные облака. Сам Дедушка Мороз это величественный старик с длинной седой, снежной бородой и ледовым посохом. Он одет в тёп­лую шубу, да и другим не даёт замёрзнуть. Заботится о лесах и лес­ных обитателях, укрывая их снегом, заботится о реках и речных оби­тателях, покрывая реки льдом и давая им отдых от летних забот. Но не всех путников Хозяин зимы встречает радушно в своих владе­ниях – не любит ленивых и капризных, так как сам трудится без ус­тали. Если уж рассердится – снегом запорошит, с дороги собьёт, уши и нос отморозит или совсем заметёт. Не любит и тех, кто дрожит и жалуется на стужу, а бодрым, весёлым, смелым и крепким людям дарует здоровье телесное и жаркий румянец на щеках. Поэтому так полезно зимой купаться в реке или в снежных сугробах – на весь год Дедушка Мороз одарит здоровьем, благополучием и удачей!

Любит тихие зимние ночи; именно долгими зимними вечерами рассказываются самые таинственные, волшебные сказки. Говорят, что Дед Мороз помнит эти сказки с тех пор, когда сам был маленьким – со времени, когда на Земле ещё только начиналось большое оледенение. Днём любит смотреть на игры детей, слушать их смех, вспоминая свою внучку Снегурочку. На радостях покрывает оконные стёкла изумительными узорами, замораживает снежные горки и поверхности рек, катков для детских забав. Может и побаловаться: напустить стужи, загнать людей в дома и ходить стучать посохом по стенам и углам домов. Тогда и гово

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.