1) Непосредственное управление стационарными и подвижными тр. Объектами (локомотив, элктро подстанция)
2) Дистанционное управление стационарными и подвижными транспортными объектами (поездной диспетчер, локомотивный диспетчер, энергодиспетчер)
3) Управление подсистемами и системами АСУЖД, видами тр-та
Роль ЧО в управлении постоянно возрастает
III. Показатели деятельности людей Ч-О в транспортных эрготических системах (126-127, 252-263 Спб)
1) Уровень загрузки Ч-О (ψ=ηзагр=(Тпозн+Тисполн)/Тпер. раб; ηзагр=(Тпер.раб-Ттехнн)/Тперраб
2) Коэффициент обработки информационных сообщений при наличии очереди (ηоч=nоч/N<=0.4)
3) Количество информационных сообщений в очереди (коч не более 3)
4) Время непреравной работы Ч-О (Тнепр<=15мин)
5) Поступающий поток информации не должен превышать пропускную способность Ч-О (Jинф/CПСЧ-О<=0,5) (126-127стр – 5 показателей)
6) Комплексный показатель (252-263)
В зависимости от психофизиологических, психических, биомеханических параметров различают загрузку Ч-О :
1) Легкую
2) Среднюю
3) Тяжелую
4) Очень тяжелую
Напряженность труда зависит от:
1) Скорости и точностивыполнения операций
2) От уровня физичесакой нагрузки и прилагаемых усилий
3) От количесттва одновременно контролируемых объектов
4) От угловых размеров объектов наблюдения
5) От интенсиыности и характера воздействия факторов окружающей среды
IV. Требования эргономики к научной организации труда (211-222)
Загрузка диспетчерского аппарата зависит от
Зднц =f(N,Tx(время хода),Тобсл(общее время обслуживания диспетчером всех поездов), Р(надежность технических средств),Рзадобсл(вероятность задержки обслуживания поездов диспетчером))
Загрузка диспетчерского аппарата резко возрастает при нарушениях движения поездов
Для диспетчерского труда характерно:
1) Большое напряжение зрительных и слуховых анализхаторов центральной нервно системы
2) Ярко выраженные эмоциональные переживания
3) Преобладание умственных процессов в сложном комплексе нервной деятельности
4) Труд днц требует быстроты и оперативности мышления частого переключения внимания на разные объекты одновременного наблюдения за несколькими изменяющимися процессами, быстрого принятия управленческих решений
Поэтому эргономическими проблемами диспетчерского труда являются:
1) Создание комфортных условий труда на рабочем месте
2) Ликвидация ручных операций по регистрации выполненной работы
3) Использование оптимальной организации информации по времени и полноте
4) Итд
Тема 8
Управление транспортными эрготическоми системами и оценка деятельности Ч-О
1) Диспетчер как звено эрготической системы, оценка загрузки диспетчера. Условия осуществления управляющей деятельности и ее психофизиологические особенности (уч пос Спб 211-222, 252-263, 126-127)
2) Профессиональный отбор и обучение диспетчерского аппарата (--//-- 234-252)
3) Групповая деятельность оператора в многоуровневых системах управления. Управление коллективом (--//--264-305)
4) Эргономические направления совершенствования транспортных систем управления. Улучшение организации рабочих мест работников, связанных с движением поездов (--//-- 223-228, 252-263)
I. См предыдущую тему
II. Профессиональный отбор и обучение диспетчерского аппарата
Различают следующие виды профессионального отбора и обучения
1) Профессиональная ориентация – система мероприятий оказания помощи Ч-О/Ч в разумном выборе профессии
2) Профессиональный отбор – система мероприятий, позволяющая выявить кандидатов, наиболее пригодных к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности по конкретной специальности. ПрофОтбор производится:
1) По образовательному уровню
2) По состоянию здоровья
3) По спец состоянию(программам)
4) По соц. параметрам
3) Система обучения и повышения квалификации – сообщение знаний, необходимых для профессиональной деятельности