После принятия Правительством РФ основных характеристик федерального бюджета и распределения расходов федерального бюджета на очередной финансовый год в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджета РФ Минфин России в двухнедельный срок обязан:
- направить бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета;
- уведомить органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений Российской Федерации и субъектов РФ на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу.
Срок окончания деятельности по разработке и согласованию федеральными органами исполнительной власти показателей проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, представляемых одновременно с ним документов, материалов и законопроектов – не позднее 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году.
Далее в срок с 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и уточненные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, проект перспективного финансового плана, другие документы и материалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу, представленные Минфином России, Минэкономразвития России, другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.
Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации муниципальных образований вносят на рассмотрение законодательного (представительного) органа соответственно проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ не позднее 15 октября текущего года, проект решения о местном бюджете не позднее 15 ноября текущего года.
Утверждением проекта федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год и направлением его на рассмотрение Государственной Думы завершается первая стадия бюджетного процесса.
Вопросы для самопроверки:
1. Перечислите состав показателей среднесрочного финансового плана субъекта РФ.
2. Какие документы составляются и представляются в законодательный (представительный) орган власти одновременно с проектом бюджета?
3. На основании каких документов разрабатываются перспективный финансовый план РФ и проект федерального бюджета?
4.Что из себя представляет сводный финансовый баланс?
5. Какие основные характеристики бюджета должны содержаться в законе о бюджете?
6. Какие органы занимаются составлением проектов бюджетов?
7. Каковы сроки внесения на рассмотрение проектов законов о бюджете разных уровней в законодательный (представительный) орган?
Тема 11. Рассмотрение и утверждение бюджетов
Вопросы, изучаемые в теме: общие положения о порядке рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете, бюджете государственного внебюджетного фонда; порядок принятия федерального закона о федеральном бюджете; порядок внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.
По завершении работы с теоретическим материалом следует ответить на контрольные вопросы по теме 11. В случае возникновения неясностей обратитесь к соответствующим разделам электронного пособия.
Общие положения о порядке рассмотрения проекта закона
(решения) о бюджете, бюджете государственного внебюджетного фонда
Порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете, бюджете государственного внебюджетного фонда и их утверждения представлен ст. 187 БК РФ и определяется для:
- федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - БК РФ;
- бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - законом субъекта РФ;
- местного бюджета - муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения, определенный законом субъекта РФ, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, должен предусматривать вступление в силу закона (решения) о бюджете с 1 января очередного финансового года, а также утверждение указанным законом (решением) показателей и характеристик (приложений) в соответствии со статьей 1841 БК РФ.
Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период вносится в Государственную Думу одновременно со следующими документами и материалами:
основными направлениями бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год и плановый период;
предварительными итогами социально-экономического развития Российской Федерации за истекший период текущего финансового года и ожидаемыми итогами социально-экономического развития Российской Федерации за текущий финансовый год;
прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;
пояснительной запиской к проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
расчетами по статьям классификации доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
реестром расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, в том числе за счет субвенций бюджетам субъектов РФ;
методиками (проектами методик) и расчетами распределения межбюджетных трансфертов между субъектами РФ в очередном финансовом году и плановом периоде; другими документами и материалами, предусмотренными ст. 192 БК РФ.
Правительство РФ вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 26 августа текущего года.
Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего. Одновременно указанный законопроект представляется Президенту РФ.
В течение суток со дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете в Государственную Думу Совет Государственной Думы или в период парламентских каникул Председатель Государственной Думы направляет его в комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрение бюджета, для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям статьи 192 БК РФ.
Совет Государственной Думы на основании заключения Комитета по бюджету принимает решение о том, что проект федерального закона о федеральном бюджете принимается к рассмотрению Государственной Думой либо подлежит возвращению в Правительство РФ на доработку, если состав представленных документов и материалов не соответствует требованиям статьи 192 БК РФ.
Доработанный законопроект со всеми необходимыми документами и материалами должен быть представлен в Государственную Думу Правительством РФ в 10-дневный срок и рассмотрен Советом Государственной Думы в установленном БК РФ порядке.
Проект федерального закона о федеральном бюджете в течение трех дней направляется Советом Государственной Думы или в период парламентских каникул Председателем Государственной Думы в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение. Совет Государственной Думы направляет проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Комитет по бюджету и определяет комитеты - соисполнители по рассмотрению отдельных разделов и подразделов проекта федерального бюджета (далее - комитеты-соисполнители).