1) Основное содержание дисциплины. Применяемая терминология (тезаурус)
2) Цели и задачи дисциплины
I. Основное содержание дисциплины. Применяемая терминология (тезаурус)
Термин Эргономика (Э) состоит из 2-х слов: эргон – работа/труд/трудовые действия; номос - закон
Был предловен 1857г – Ястшимбовский
1949 г. – возникновение кибернетики - основа возникноения
Э занимается оптимальной организацией труда в системых (С) – человек (Ч, ЧО) – машина (М) – среда (С) СЧМС/СЧМ/ЧМ
Э – научная дисциплина комплесно изучающая человека/группу людей в конкретных условиях его/их деятельности в современных производственных условиях с целью повышения функционирования человеко-машинных систем путем оптимизации средств условий и предметов труда.
Эргономика подразделяется на:
1) мини -Э,
2) миди-Э
3) макро-Э
Э подразделяется на:
1) коррективную – совершенствование существующих систем
2) проективную – создание новых систем, средств труда
тезаурус:
Система – совокупность элементов, обладающих интегративными свойствами (песчинка - куча)
Человек (человек-оператор) – существо биологическое, социальное – индивид à обладает индивидуальностью, любой человек управляющий машиной, и связанный с оперативным управлением производственным процессом.
Различают 5 видов операторской деятельности:
1) ЧО-технолог – непосредственно включен в производственный процесс
2) ЧО-манипулятор – обслуживание техники и органов управления
3) ЧО-наблюдатель-контролер
4) ЧО-исследователь – производит обработку данных, вычисления и т.д.
5) ЧО-руководитель – руководит коллективом.
Например:
ДСП – 1+, 2+, 3+, 4+, 5+.
Студент – 1+, 2+, 3+, 4+, 5- (у старосты +).
Машина à любое техническое устройство, предназначенное для целенаправленного изменения материи, энергии и/или информации
1) Ручка/карандаш ручной инструмент итд
2) Средства связи
3) Пульты табло,табло коллективного пользования (коллектив, более 4 м)
4) ЭВМ, ПЭВМ, АСУ
5) Технические устройства, станки, и т.д.
Различают труд :
1) ручной,
2) механизированный,
3) автоматизированный
техника:
1) производственная
2) не производственная
3) военная – создается на пределе человеческих возможностей
Среда окружающая или производственная – совокупности элементов, оказывающих влияние на человека/машину и на их взаимодействие
Ч М
C
Производственная среда представляет из себя слпжную систему. Выделяют 4 уровня производственной среды:
1) санитарно-гигиенический
2) психо-физиологический
3) Эстетический
4) Социально-психологический (морально-психологический климат в коллективе)
Человек создал машину по своему образу и подобию
Образно концептуальная модель (образ – специальное понятие используемое для сжатия информации, мама à образ)
Прием и обработка информации
Принятие решения
Реализация решения
Сои- средства отображения информации - то что на пульте управления отображает информацию
Информационная модель – то что отображается на пульте
Профессиональные образы:
Горка, башмак
II. Цели и задачи дисциплины
См. рабочую программу
Тема: Объект предмет и задачи эргономики
1) Объективный характер возникновения и развития эргономики, межпредметные связи эргономики, роль отечественных и зарубежных ученых, НТ прогресс и эргономика
2) Деятельность в эргономике
3) Методологические средства в эргономике. Принципы эргономики
4) Триединый характер эргономики, задачи на ЖДТ. Основные направления эргономических исследований
5) Социальное значение эргономики
Объект Э-ки -> СЧМС
Предмет Э-ки -> конкретная трудовая деятельность человека оператора
Э-ка реализует 4 направления:
1) Научное
2) Системное
3) Практическое
4) Методическое
I.
Рисунок 1
1700гг – Промышленная революция
1800гг – появление паровоза, строительство первых ЖД линий, паровоз черепанова
1837г – Снкт-Петербург – Царское Село
1857г – предложен термин Эргономика (Ястшембовский)
1900гг – первые летательные аппараты,
1914г – I мировая война, п-т «максим», появление танков
1939г – 1945 г – II МВ
1945г – ядерная бомба
1949г – появление науки «Эргономика» (военная техника – на грани человеческих возможеостей)
Начало 50-х гг. – ЭВМ
1951-52гг – водородная бомба
1957г – первый спутник
1961 – полет человекав космос
2000г –
???г - Легковой автотранспорт
Все перечисленное выше – основа для возникновения Эргономики
Основа развития Эргономики – НТП
НТП проявляется:
1) В повышении качества традиционных материалов и в создании новых материалов, нано технологии
2) Развитие традиционных источников энергии и создание новых
3) Увеличение параметров технических систем (скорость, масса, мощность)
4) В изменении структуры технических систем
5) Широкое использование ЭВМ и ПВМ и безбумажных технологий
Эргономика возникла в результате дифференциации (выделение) и интеграции (объединение) научных знаний
эргономика
технические (организация движения, ЖСУ, итд.), общественные (понятие труда итп) и естественные (математика, физика, теория систем итд.) науки
эргономика базируется на трудах Тейлора (попытка совокупного рабочего, сочетающего достижения многих работников), Гильберта (продолжил труды тейлора и выделил 17 единиц рабочего движеня), -> конвейерное производство Форда
сриди отечественных ученых эргономика использует труды Павлова, Сечинова, Мясищева, Кержинцева, и др.
II.
деятельность - есть специфичесткий человеческий способ отошения к окружающему миру, рассматривается в 4аспектах:
1) Предмет _____ познания
2) Управления
3) Проектирования
4) Многоплановой оценки
Структура деятельности
Потребность (жить, познавать, занимать определенное место в обществе)
мотив
Способ достижения цели, воля,
Цель (задается извне)
волевое усилие и др.
деятельность
действия
операции
Функциональные блоки
элементы
Иерархическая структура (из социологии):
- Физиологические
- В безопасности
- В защите
- В причастности к коллективу
- В признании и высокой оценке статуса
- В самовыражении через творчество
Потребности выражаются в мотивах, которые являются основными направляющими силами деятельности
Главные мотивы:
- выгода,
- безопасность,
- удобство,
- удовлетворенность,
- быть не хуже других
III.
Э-ка исп-ет 3 группы методологических средств:
1) Средства мировоззренческого характера (философия)
2) Общенаучные средства (системный подход: анализ и синтез, теория управления, математика итд.)
3) Специально научные / конкретно научные методологические средства (роспуск вагонов с горки)
Принципы эргономики:
1) Принцип единства сознания и деятельности (осознаная деятельность)
2) Принцип германизации труда
3) Принцип активного оператора (человек – придаток конвейера; водитель следит за приборами, обстановкой на дороге и обочинах, и предусматривает поведение авто)
4) Принцип проектирования деятельности (не только технику но и технологию работы)
5) Принцип последовательности и неприрывности учета требований эргономики на всех этапах существования СЧМС от проектирования до производства и эксплуатации.
6) Принцип системности или комплексности.
См принципы эр-ки в уч пособии снкт-птрбг –стр 12
IV.
Триединая/главная задача эргономики представляет собой совокупность 3-х задач:
1) Повышение эффективности функционирования СЧМС – задача социальная; задача экономическая
2) Сохранение здоровья и восстановление работоспособности Ч-О (человека оператора) – и социальная и экономическая задача
dt
3) Создание условий для развития человека как личности в процессе труда и за егопределами – социальная, имеющая экономическое значение
Основным является реализация триединой задачи на ЖДТ
Основными задачами Э на ЖДТ явл:
1) Формирование оптимальной производственной среды, создание новых рабочих мест
2) Обеспечение автоматизированного управления СЧМС на рабочих местах
3) Создание и освоение принципиально новых человеко машинных технологий
Основные направления эргономических исследований включают 6 направлений: (у старосты)
V. Социальное значение эргономики заключается в реабилитации лиц, частично утративших свою работоспособность. Принята Гос программа «доступная среда» на 2011-12 годы (в интернете)
Лекция 3
Тема: методы эргономики
1. Общая характеристика методов
2. Методы наблюдения и опроса
3. Профессиографирование, профессиограмма и ее содержание
4. Методы исследования _______
5. Медоды определения (оценки) функционального состояния человека оператора
6. Моделирование и применение ЭВМ в эргономике
I.
Методы в эргономике делятся на 2 групыы, аналитические (исходный пункт любых иследований) и экспериментальные. Экспериментальные бывают лабораторными и производственными (естественными), лабораторные в вою очередь бывают аналитическими (один параметр) и синтетическими (многофакторный эксперимент)
Анализ à эксперимент (виде расчётов)
Кроме того методы подразделяются (Снкт. Птрбг – учебное пособие), психологические, физиологические, моделирование.
Также применяется следующая классификация методов:
1) Организационные, направленные на обеспечение комплексных подходов к исследованиям
2) Эмпирические, связанные с получением эргономических данных
3) Способы обработки полученных данных
4) Интерпретация полученных данных
(см. метод указ практика,+ учебное пособие у старосты)