Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

II. Цели и задачи дисциплины



Эргономика жилого помещения

Методы:

2215, 2934


 

Лекция №1

Тема: Эргономика – наука о труде

1) Основное содержание дисциплины. Применяемая терминология (тезаурус)

2) Цели и задачи дисциплины

 

I. Основное содержание дисциплины. Применяемая терминология (тезаурус)

Термин Эргономика (Э) состоит из 2-х слов: эргон – работа/труд/трудовые действия; номос - закон

Был предловен 1857г – Ястшимбовский

1949 г. – возникновение кибернетики - основа возникноения

Э занимается оптимальной организацией труда в системых (С) – человек (Ч, ЧО) – машина (М) – среда (С) СЧМС/СЧМ/ЧМ

Э – научная дисциплина комплесно изучающая человека/группу людей в конкретных условиях его/их деятельности в современных производственных условиях с целью повышения функционирования человеко-машинных систем путем оптимизации средств условий и предметов труда.

Эргономика подразделяется на:

1) мини -Э,

2) миди-Э

3) макро-Э

Э подразделяется на:

1) коррективную – совершенствование существующих систем

2) проективную – создание новых систем, средств труда

тезаурус:

Система – совокупность элементов, обладающих интегративными свойствами (песчинка - куча)

Человек (человек-оператор) – существо биологическое, социальное – индивид à обладает индивидуальностью, любой человек управляющий машиной, и связанный с оперативным управлением производственным процессом.

Различают 5 видов операторской деятельности:

1) ЧО-технолог – непосредственно включен в производственный процесс

2) ЧО-манипулятор – обслуживание техники и органов управления

3) ЧО-наблюдатель-контролер

4) ЧО-исследователь – производит обработку данных, вычисления и т.д.

5) ЧО-руководитель – руководит коллективом.

Например:

ДСП – 1+, 2+, 3+, 4+, 5+.

Студент – 1+, 2+, 3+, 4+, 5- (у старосты +).

Машина à любое техническое устройство, предназначенное для целенаправленного изменения материи, энергии и/или информации

1) Ручка/карандаш ручной инструмент итд

2) Средства связи

3) Пульты табло,табло коллективного пользования (коллектив, более 4 м)

4) ЭВМ, ПЭВМ, АСУ

5) Технические устройства, станки, и т.д.

Различают труд :

1) ручной,

2) механизированный,

3) автоматизированный

техника:

1) производственная

2) не производственная

3) военная – создается на пределе человеческих возможностей

Среда окружающая или производственная – совокупности элементов, оказывающих влияние на человека/машину и на их взаимодействие

Ч М

C

Производственная среда представляет из себя слпжную систему. Выделяют 4 уровня производственной среды:

1) санитарно-гигиенический

2) психо-физиологический

3) Эстетический

4) Социально-психологический (морально-психологический климат в коллективе)

Человек создал машину по своему образу и подобию

 

Образно концептуальная модель (образ – специальное понятие используемое для сжатия информации, мама à образ)

Прием и обработка информации

Принятие решения

Реализация решения

 

 

Сои- средства отображения информации - то что на пульте управления отображает информацию

Информационная модель – то что отображается на пульте

Профессиональные образы:

Горка, башмак

II. Цели и задачи дисциплины

См. рабочую программу


 

Тема: Объект предмет и задачи эргономики

1) Объективный характер возникновения и развития эргономики, межпредметные связи эргономики, роль отечественных и зарубежных ученых, НТ прогресс и эргономика

2) Деятельность в эргономике

3) Методологические средства в эргономике. Принципы эргономики

4) Триединый характер эргономики, задачи на ЖДТ. Основные направления эргономических исследований

5) Социальное значение эргономики

 

 

Объект Э-ки -> СЧМС

Предмет Э-ки -> конкретная трудовая деятельность человека оператора

Э-ка реализует 4 направления:

1) Научное

2) Системное

3) Практическое

4) Методическое

 

I.

Рисунок 1

1700гг – Промышленная революция

1800гг – появление паровоза, строительство первых ЖД линий, паровоз черепанова

1837г – Снкт-Петербург – Царское Село

1857г – предложен термин Эргономика (Ястшембовский)

1900гг – первые летательные аппараты,

1914г – I мировая война, п-т «максим», появление танков

1939г – 1945 г – II МВ

1945г – ядерная бомба

1949г – появление науки «Эргономика» (военная техника – на грани человеческих возможеостей)

Начало 50-х гг. – ЭВМ

1951-52гг – водородная бомба

1957г – первый спутник

1961 – полет человекав космос

2000г –

???г - Легковой автотранспорт

Все перечисленное выше – основа для возникновения Эргономики

Основа развития Эргономики – НТП

НТП проявляется:

1) В повышении качества традиционных материалов и в создании новых материалов, нано технологии

2) Развитие традиционных источников энергии и создание новых

3) Увеличение параметров технических систем (скорость, масса, мощность)

4) В изменении структуры технических систем

5) Широкое использование ЭВМ и ПВМ и безбумажных технологий

Эргономика возникла в результате дифференциации (выделение) и интеграции (объединение) научных знаний

эргономика


технические (организация движения, ЖСУ, итд.), общественные (понятие труда итп) и естественные (математика, физика, теория систем итд.) науки

 

эргономика базируется на трудах Тейлора (попытка совокупного рабочего, сочетающего достижения многих работников), Гильберта (продолжил труды тейлора и выделил 17 единиц рабочего движеня), -> конвейерное производство Форда

 

сриди отечественных ученых эргономика использует труды Павлова, Сечинова, Мясищева, Кержинцева, и др.

II.

деятельность - есть специфичесткий человеческий способ отошения к окружающему миру, рассматривается в 4аспектах:

1) Предмет _____ познания

2) Управления

3) Проектирования

4) Многоплановой оценки

Структура деятельности

Потребность (жить, познавать, занимать определенное место в обществе)
мотив Способ достижения цели, воля, Цель (задается извне)
  волевое усилие и др.  
  деятельность  
  действия  
  операции  
  Функциональные блоки  
  элементы  

Иерархическая структура (из социологии):

- Физиологические

- В безопасности

- В защите

- В причастности к коллективу

- В признании и высокой оценке статуса

- В самовыражении через творчество

Потребности выражаются в мотивах, которые являются основными направляющими силами деятельности

Главные мотивы:

- выгода,

- безопасность,

- удобство,

- удовлетворенность,

- быть не хуже других

 

III.

Э-ка исп-ет 3 группы методологических средств:

1) Средства мировоззренческого характера (философия)

2) Общенаучные средства (системный подход: анализ и синтез, теория управления, математика итд.)

3) Специально научные / конкретно научные методологические средства (роспуск вагонов с горки)

Принципы эргономики:

1) Принцип единства сознания и деятельности (осознаная деятельность)

2) Принцип германизации труда

3) Принцип активного оператора (человек – придаток конвейера; водитель следит за приборами, обстановкой на дороге и обочинах, и предусматривает поведение авто)

4) Принцип проектирования деятельности (не только технику но и технологию работы)

5) Принцип последовательности и неприрывности учета требований эргономики на всех этапах существования СЧМС от проектирования до производства и эксплуатации.

6) Принцип системности или комплексности.

См принципы эр-ки в уч пособии снкт-птрбг –стр 12

IV.

Триединая/главная задача эргономики представляет собой совокупность 3-х задач:

1) Повышение эффективности функционирования СЧМС – задача социальная; задача экономическая

2) Сохранение здоровья и восстановление работоспособности Ч-О (человека оператора) – и социальная и экономическая задача

dt

3) Создание условий для развития человека как личности в процессе труда и за егопределами – социальная, имеющая экономическое значение

Основным является реализация триединой задачи на ЖДТ

Основными задачами Э на ЖДТ явл:

1) Формирование оптимальной производственной среды, создание новых рабочих мест

2) Обеспечение автоматизированного управления СЧМС на рабочих местах

3) Создание и освоение принципиально новых человеко машинных технологий

Основные направления эргономических исследований включают 6 направлений: (у старосты)

V. Социальное значение эргономики заключается в реабилитации лиц, частично утративших свою работоспособность. Принята Гос программа «доступная среда» на 2011-12 годы (в интернете)


 

Лекция 3

Тема: методы эргономики

1. Общая характеристика методов

2. Методы наблюдения и опроса

3. Профессиографирование, профессиограмма и ее содержание

4. Методы исследования _______

5. Медоды определения (оценки) функционального состояния человека оператора

6. Моделирование и применение ЭВМ в эргономике

I.

Методы в эргономике делятся на 2 групыы, аналитические (исходный пункт любых иследований) и экспериментальные. Экспериментальные бывают лабораторными и производственными (естественными), лабораторные в вою очередь бывают аналитическими (один параметр) и синтетическими (многофакторный эксперимент)

Анализ à эксперимент (виде расчётов)

Кроме того методы подразделяются (Снкт. Птрбг – учебное пособие), психологические, физиологические, моделирование.

Также применяется следующая классификация методов:

1) Организационные, направленные на обеспечение комплексных подходов к исследованиям

2) Эмпирические, связанные с получением эргономических данных

3) Способы обработки полученных данных

4) Интерпретация полученных данных

(см. метод указ практика,+ учебное пособие у старосты)

II.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.