Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Неоконсервативное (либерал-консервативное) течение



Данное течение современного консерватизма является сравнительно новое. Объективной основой его появления считается структурный кризис, охвативший мировую экономику в 70-е годы. Он обнаружил недостаточность прежних реформ рыночной системы и потребовал более радикальных средств. Была поставлена под сомнение существовавшая вера в то, что "научная цивилизация" сама стабилизирует общество в силу рациональности своего механизма, что она не нуждается в моральном подкреплении, легитимации и обладает каким-то внутренним регулятором. Предполагалось, что не только экономика, но социальные отношения, духовное состояние общества имеют некий автоматически действующий стабилизатор, заключенный в самой системе. Кризис подорвал эти иллюзии. Неоконсерватизм, по мнению одного из его ведущих представителей в Германии Г. Рормозера, вновь и вновь воссоздается кризисом современного общества. Его порождают ослабление моральных устоев человеческого общества и кризис выживания, в условиях которых он предстает как один из механизмов сохранения системы.

Неоконсерватизм исходит из идеи свободы рыночных отношений в экономике, но категорически против перенесения подобных принципов в политическую сферу и потому представляется и как наследник и как критик либерализма. В его политической доктрине выделяется ряд центральных положений: приоритетность подчинения индивида государству и обеспечение политической и духовной общности нации, готовность использовать в своих отношениях с противником в крайнем случае и весьма радикальные средства. Полемизируя с либералами, неоконсерваторы обвиняют их в том, что те выдвигают политические лозунги чисто декларативного характера, не осуществимые в реальной жизни. Они считают, что в условиях нарастания манипулятивных возможностей средств массовой информации воля большинства не может быть последним аргументом в политике, ее нельзя абсолютизировать. "Партиципационной демократии", которая была в определенных исторических условиях, в условиях кризиса легитимности выражением новой политической культуры протеста со стороны левых, неоконсерваторы противопоставили идеи элитарной демократии. Основное содержание кризиса они увидели в неуправляемости государства, идущей от непослушания граждан, развращенных либерализмом, и в кризисе управления, проистекающей от бездействия властей, поскольку неприятие адекватных решений приводит к перерастанию социальных конфликтов в политические. В условиях, когда, по мнению неоконсерваторов, требуется более активная и ясная политика, эффективной и приемлемой может стать модель элитарной, или ограниченной, демократии.

Истоки.

Наряду с либерализмом и социализмом консерватизм причисляют к числу метаидеологий, зарождение и концептуальное оформление которых связывают с эпохой модерна, преобразовавшей мир из «досовременного» в «современный». Откликаясь на потрясшие их события Великой французской революции, Эдмунд Бёрк (1729—1797), Жозеф де Местр (1753—1821) и Луи Габриэль Амбруаз Бональд (1754—1840) выдвинули ряд программных идей, позже составивших основу консервативной философии. По утверждению лорда Хью Сесила (1869—1956), автора популярной брошюры о консерватизме, вышедшей в начале ХХ века, применительно к периоду до 1790 года вообще невозможно говорить о «сознательно разработанном учении консерваторов» (Cecil 1912). Фактически, его породила обусловленная революцией конфигурация политических событий, и в данной связи прав Иммануэль Валлерстайн (р. 1930), полагающий, что «консервативная идеология была “реакционной” в прямом смысле этого слова, ибо стала реакцией на пришествие современности» (Валлерстайн 2003: 77). Что же касается самого термина, то его творцом выступил французский писатель Франсуа Рене де Шатобриан (1768—1848), в первой четверти XIX века издававший журнал «Консерватор» («Conservateur»), который ставил своей целью пропаганду идей Реставрации. В 1830 году одно из английских изданий впервые использовало этот термин для характеристики партии тори; примерно в то же время он пришел в Соединенные Штаты Америки, Германию и Россию.

Как и всякая идеология, консерватизм являлся в первую очередь не столько определенным состоянием ума, сколько политической программой. В изложении каждого из его основателей эта программа выглядела по-разному, но во всех интерпретациях имелись неоспоримые общие признаки. Во-первых, «классические» консерваторы отвергали тезис о народном суверенитете, составлявший концептуальную основу революционного брожения. Подмена суверенитета абсолютного монарха 82 суверенитетом народа, совершенная Великой французской революцией, их категорически не устраивала. По мнению основателей консерватизма, идея народа-суверена приписывает индивидам власть, принадлежащую исключительно Богу, а это с неизбежностью порождает социальные конфликты. Во - вторых, ключевым признаком, подтверждающим правильность социальных установлений, консерваторы считали следование традиции, и поэтому термины «традиционализм» и «консерватизм» почти сразу стали синонимами. [См. статью Традиция.] Только систематическое воспроизведение сложившихся норм, обычаев, представлений гарантирует стабильность социального порядка. С этой точки зрения наиболее эффективными инструментами противодействия революционной стихии оказываются три института — религия, монархия и семья. В-третьих, первые консерваторы отстаивали трансцендентные основы социального бытия, напрямую связывая разрушение социальной ткани с повреждением органичной взаимосвязи земного и Небесного. В частности, Бональд, по замечанию Исайи Берлина (1909—1997), «искренне пытался приложить интеллектуальные, нравственные и политические каноны, почерпнутые из сочинений Фомы Аквинского, к современным ему событиям» (Берлин 2001: 216). В-четвертых, государство в построениях консерваторов всегда играло ключевую роль, ибо именно в нем они — как, впрочем, и представители иных идеологий, — видят главный инструмент реализации своей социальной программы. Причем в данном случае подразумевалось государство особого типа: монархическое, корпоративное, опирающееся на религиозные институты.

В рамках консервативной мысли принято выделять умеренное и радикальное направления, ведущими представителями которых были, соответственно, Бёрк и де Местр. По словам авторов Британской энциклопедии, «в то время как консерватизм Бёрка по сути является эволюционным, консерватизм де Местра контрреволюционен. Оба мыслителя предпочитают традицию новшествам 1789 года, но традиции у них разные: первый сражается с Французской революцией ради попранных ею традиционных свобод, а второй — ради традиционной идеи власти» (Britannica: 428). Именно поэтому, в частности, беспощадно критикуя якобинцев, Бёрк выступал в защиту американской революции 1776 года (Бёрк 1993). Необходимо отметить, что наиболее значительное влияние на развитие консервативной идеологии XIX и XX столетия оказал умеренный консерватизм.

В ходе исторической эволюции консерватизм проделал значительный и сложный путь, весьма далеко отклонившись от своих истоков. В первой половине XIX века он прочно ассоциировался с отстаиванием монархических и аристократических начал. Присущий ему авторитаризм обрел второе дыхание спустя столетие - в популистских движениях, которые возобладали в бывших колониальных, зависимых и слаборазвитых странах. В конце ХХ века консервативное сознание колебалось между патерналистскими надеждами на государство и постоянно укрепляющейся верой во всемогущество свободного рынка. Двусмысленность и противоречивость этих идейных установок обусловили как слабость, так и силу современных консерваторов: их способность к заимствованиям и внешним обогащениям в наши дни превзошла все ожидания, сделав консерватизм весьма гибкой и устойчивой политикомировоззренческой системой.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.