Вопросы, изучаемые в теме: экономическое содержание расходов, расходные обязательства РФ, субъектов РФ и муниципальных образований РФ; бюджетные ассигнования; государственное (муниципальное) задание; размещение государственного заказа; предоставление субсидий; бюджетные инвестиции; резервные фонды.
По завершении работы с теоретическим материалом следует ответить на контрольные вопросы по теме 4. В случае возникновения неясностей обратитесь к соответствующим разделам электронного пособия.
4.1. Экономическое содержание расходов. Расходные обязательства РФ, субъектов РФ и муниципальных образований РФ
Основанием разделения расходов бюджетов на текущие и капитальные является их экономическое содержание, под которым следует понимать значение расходов бюджетов в процессе общественного воспроизводства.
Текущие расходы бюджетов, предназначенные для покрытия ежедневных потребностей государства и местного самоуправления, обеспечивают решение вопросов простого воспроизводства в масштабе РФ, ее субъектов и муниципальных образований, капитальные расходы бюджетов, направлены на решение задач расширенного воспроизводства и предполагают достижение ожидаемых результатов в долгосрочной перспективе. Расходы бюджета выражают экономические отношения по поводу распределения централизованного фонда денежных средств и использования его на финансовое обеспечение задач и функций государства.
Расходы бюджета, как установлено Бюджетном кодексом РФ, — это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета.
Расходные обязательства, подлежащие исполнению в текущем году, называются бюджетными обязательствами. Предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, представляют собой бюджетные ассигнования.
В соответствии со ст. 84 БК РФ расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также заключения РФ договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами госвласти полномочий:
• по предметам ведения Российской Федерации;
• по предметам совместного ведения;
• предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов.
Расходные обязательства субъекта РФ (ст. 85 БК РФ) возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ договоров (соглашений) при осуществлении органами госвласти субъектов РФ полномочий:
• по предметам ведения субъектов РФ;
• по предметам совместного ведения;
• подлежащих финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета;
• предусматривающих предоставление из бюджета субъекта РФ межбюджетных трансфертов.
Расходные обязательства муниципального образования (ст. 86 БК РФ) возникают в результате принятия муниципальных правовых актов, а также заключения муниципальным образованием договоров при осуществлении полномочий:
- по вопросам местного значения;
- отдельных государственных полномочий, подлежащих исполнению в пределах субвенций из регионального фонда компенсаций.
Инструментом учета расходных обязательств являются реестры расходных обязательств (свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и/или правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов), которые в соответствии с бюджетным законодательством обязаны вести органы государственной власти и местного самоуправления.