Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Большая Голубая гостиная

Залы и комнаты Большого дворцы.

Вид на фасад Большого дворца из Верхнего или Нижнего парков впечатляет, но сам по себе дворец довольно узкий и не настолько большой, как выглядит. Насчитывает прим. 30 залов, в том числе богато украшенные парадные залы, отштукатуренные под мрамор, с расписанными потолками, инкрустированным паркетом и позолоченными стенами.

Парадная лестница

 

Парадный вход размещён в западном флигеле дворца.
Интерьер лестницы- гимн правлению императрицы Елизаветы.
Был создан Растрелли к 1715 году. В скульптурное оформление входят золочёные статуи, резные букеты, кариатиды, рокайльные картуши и др. Золочение выполнено из сусального золота высочайшей пробы, которым покрывали резную деревянную основу, а затем или полировали поверхность до зеркального блеска или оставляли матовой( в зависимости от нужного эффекта).Росписи темперой выполнены в гризайльной(монохромной) и живописной(полихромной) маенерах.Широкие падуги "зеркального" свода расписаны фигурками амуров.Плафон (живописное панно потолка) представляет аллегорию Весны (художник Бартоломео тарсиа).
Лестница ведет в парадную анфилад, бельэтажа. В анфиладу входят залы официального назначения: Аванзаг (Чесменский), Парадная тронная, Аудиенц-зал, Светлая галерея (Танцевальный зал), Белая столовая, Картинный зал (центральный зал петровских Верхних палат), репрезентативные кабинетцы, комнаты для секретарей и караула.
За официальной частью следуют парадные комнаты приватной (Собственной) половины, куда доступ был открыт только для узкого круга лиц. Это спальни, личные кабинеты, туалетные и салоны. Все интерьеры были первоначально оформлены Растрелли. Отличные пропорции обширных залов, подвесные «зеркальные» своды, украшенные плафонной живописью, обилие позолоты, зеркал, росписей, паркеты излюбленного Б.-Ф.Растрелли рисунка «зигзаг» из ценных пород дерева -все создает ощущение бесконечного праздника.
Десюдепорт главных дверей- в Светлую галерею-венчают скульптурные аллегории Верности и Справедливости.

Голубая приёмная

 

Приёмная не входила в парадную анфиладу и служила секретарской. здесь велись так называемые " поденные журналы", фиксирующие события в жизни дворца. Комната оформлена Растрелли с нарядной торжественностью: стены обтянуты голубым шёлком, резной декор стенных панелей,дверных и оконных обрамлений вызолочен, паркеты рисунка "зигзаг" (характерно для интерьеров Растрелли) набраны из пальмы, ореха и клёна. Западные двери Голубой приёмной ведут на галерею, соединяющую дворец с Гербовым корпусом.

Чесменский зал

 

Чесменский зал. "Зал ожидания" - расположен перед Тронным, здесь прибывшие на прием официальные лица ожидали начала церемониала.
Вся символика зала прославляет победу при Чесме.Главным украшением зала в 1779 году стали двенадцать масштабных полотен, выполненных немецким живописцем Якобом Филиппом Хаккертом в 1771-1773 годах . Шесть из них представляют эпизоды знаменитого Чесменского сражения 26 июня 1770 года, когда русский флот во главе с графом Алексеем Орловым разгромил флот турецкий. Художник Хаккерт, которому были заказаны картины, изображающие самые драматические моменты битвы, маринистом-баталистом оказался паршивым, поскольку никогда не видел горящих кораблей. Чтобы дать ему представление о предмете, Ея Величество повелела взорвать настоящий корабль и повергла всю Европу в шок подобной бесхозяйственностью. Не знаю, что сказал Вольтер, но Гете впечатлился. Корабль символично звался "Святая Варвара".

Танцевальный зал

 

Такие залы - галереи, освещаемые многочисленными окнами в два яруса ( так называемыми двухсветными) , богато украшенные резьбой с позолотой, Растрелли обязательно включал во все дворцы. Их прототипом была зеркальная галерея Версаля. По сравнению с ней галерея Большого дворца сравнительно не велика (270 кв. м), однако обилие зеркал и огромный плафон зеркального свода, представляющий императрицу Елизавету петровну покровительницей искусств и наук ( по оригиналу Бартоломео Тариса), зрительно увеличевает помещение.
Великолепный паркет набрн из клёна, ореха, светлого и тёмного дуба. В простенках между окнами - шестнадцать тондо ( картин, закомпонованных в круге),иллюстрирующих" Метаморфозы" Овидия и " Энеиду" Вергилия.
Особенность Танцевального зала — фальшивые зеркальные окна-обманки, занимающие основное пространство глухих западной и северной стен.

Тронный зал

 

Самый большой по площади зал дворца (330 кв. м). Был спроектирован Растрелли как зал для официальных приёмов. концертов и балов. Стены были расписаны и украшены зеркалами, в простенках поставлены " 9 десюдепортов по пристойности к тому называемые музы" работы Лукаса Пфанцельта (Pfanzelt).
Однако в 1777 году всё это великолепие ( кроме зеркала ипаркетов) было уничтожено, а зал получил по проекту Юрия Фельтена классицистическое оформление. Падуги свода украсила тяжёлая онаментальная лепка, стены- рельефы работы Ивана Прокофьева, Михаила Козловского и Архипа Иванова. В простенках были помещены портреты всех представителей династии Романовых, начиная с патриарха Филарета и царя Михаила Фёдоровича.
Над троном хорошо известная нам картина, изображающая Ея Величество на любимом коне. Но на этом тронном кресле сиживала не она, а Петр Первый. Кресло было сделано по заказу Меншикова для приема в его дворцах Петра и привезено в Петергоф на замену утерянному во время войны. А вот подушечка для ног — аутентичная.

Аудиенц-зал

 

Аудиенц-зал - относительно небольшой зал в числе парадных помещений дворца. Зал именовался Аудиенц-каморой и предназначался для малых приёмов( аудиенций) императрицы Елизаветы. Является одним из шедевров Растрелли. Свод украшен единственным живописным произведением в Аудиенц-зале: плафоном, изображающим заключительный эпизод поэмы Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим». Плафон был написан в 1754 году П. Балларини специально для «Аудиенц-камеры» (итальянский художник работал в России недолго и ничего больше здесь не создал). Живописная работа отличается от остальных плафонов дворца необычным выбором темы: вместо условных аллегорий избрана любовно-героическая поэма. В 1941 году при пожаре дворца плафон погиб; сейчас на его месте воссозданная Л. Любимовым и В. Никифоровым при участии А. Солдаткова в 1979 году копия. В середине XIX века, когда стало практикой накрывать столы во всех парадных залах дворца для торжественных обедов, здесь отводилось место статс-дамам; зал получил своё второе название — Статс-дамская.

Белая столовая

 

Первоначальный декор Столовой, выполненный в традиционной для Б. Ф. Растрелли манере, просуществовал недолго. В 1774—1775 годах Ю. М. Фельтен существенно переделал зал, и по характеру переделки он получил своё нынешнее название. Белая столовая составляет выразительный контраст предыдущему интерьеру: после изобилия блеска позолоты и игры зеркал — почти полная монохромность и матовая текстура. Интерьер решён в строгих канонах классицизма. Белая столовая также выделяется среди остальных залов дворца отсутствием живописи. Функцию главного декоративного оформления несут на себе настенные барельефы, в других интерьерах выполнявшие лишь вспомогательную роль. Все лепные панно выполнялись русскими скульпторами. Сюжеты барельефов — аллегории изобилия (амуры, поддерживающие корзины с плодами и цветами), композиции из охотничьих трофеев, в верхнем ярусе — композиции из музыкальных инструментов.
Белый столовый зал предназначался для торжественных обедов. Зал оформлен по проекту Ю. Фельтена. В центре — огромный стол, покрытый белой скатертью и сервированный на 30 персон фаянсовым сервизом работы знаменитого английского мастера Д. Веджвуда.

Китайские кабинеты

 

Самыми экзотическими по декору помещениями дворца без сомнения являются Западный и Восточный Китайские кабинеты. Они расположены симметрично относительно центральной оси дворца, обрамляя собой Картинный зал. Это та часть дворца, которая существовала изначально; со временем она перестраивалась и изменяла всё функциональное предназначение. В Восточном кабинете ранее, при Петре I, существовала столовая. Идея обустроить Китайские кабинеты принадлежит Екатерине II и была реализована в 1766—1769 годах и в дальнейшем существенно не изменялся. Интерьер разрабатывал архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот. За основу декоративного убранства были взяты китайские лаковые ширмы, китайские лаковые миниатюры, привезённые в Россию ещё при Петре I.
Драгоценные паркеты набраны из сандала,амаранта, лимона,эбнового и оранжевого дерева.
В кабинетах экспонируется коллекция китайских и японских изделий, ценнейшая китайская мебель XVIII века ( Западный кабинет), европейские изделия в стле " шинуазри".

Картинный зал

 

Картинный зал - просторный двусветный зал, находящийся в обрамлении Китайских кабинетов, занимает центральное место в планировке дворцовых помещений; через него проходит композиционная ось не только самого дворца, но и Нижнего парка и Верхнего сада. Из больших окон-дверей нижнего яруса, выходящих на обе стороны, видна перспектива Морского канала, прорезающего Нижний парк и уходящего к Финскому заливу, и бассейны фонтанов Верхнего сада (окна-двери ведут на балконы, единственные во дворце).
Картинный зал — одно из старейших помещений Петергофского дворца, он создан ещё при строительстве «Нагорных палат» Петра I. В первоначальном варианте здания зал был самым крупным парадным помещением. Объёмы и пропорции зала за все последующие перестройки не изменялись; он даже сохранил элементы изначальной отделки по замыслу императора, который воплощали Ж.-Б. Леблон и Н. Микетти.
Известно, что при Петре I интерьер украшали гобелены французской работы и 16 картин итальянских живописцев, за что зал именовался Итальянским салоном. В дальнейшем декор зала неоднократно переделывался. В 50-е годы XVIII века интерьер был изменён по проекту Б. Ф. Растрелли: в зале появился паркет, заменивший мраморную плитку, зеркала в барочных рамах, а также изысканные десюдепорты.

Куропаточная гостиная

 

Анфиладу комнат, составляющих Собственную половину дворца, открывает небольшая гостиная, именующаяся Куропаточной. Такое название она получила при Екатерине II,когда стены комнаты украсил привезённый из Франции драгоценный голубой лионский шёлк, на котором среди цветов и колосьев были вытканы куропатки. Утончённость рисунка, богатая(32 оттенка) и исключительно изысканная цветовая гамма характеризует стиль знаменитого лионского мастера Филлипа де Ласалля. Старый шёлк сохранился в Куропаточной гостиной на западной стене, в драпировках на окнах и в нише.
В центре комнаты находится старинная арфа, изготовленная в Лондоне крупнейшим мастером музыкальных инструментов Себостьяном Эраром (1752-!831).

Диванная

 

Когда - то здесь находилась одна из комнат петровских Верхних палат ( возможно, комната Екатерины I ) , на месте которой Растрелли оформил для императрицы Елизаветы опочивальню с альковом для парадной кровати. В 1779 году Фельтен в алькове поставил небольшой гарнитур, а у заподной стены разместил широкий турецкий диван, по преданию, привезённый из Турции и подаренный Екатерине II Григорием Потёмкиным. Рядом уникальные фарфоровые произведения - изящная ваза эпохи изобретателя русского фарфора Дмитрия Виноградова ( после 1756) и фарфоровая фигурка Земфиры - любимой собачки Екатерины II, выполненная в натуральную величину по модели Рашетта. Стены Диванной обиты подлинным китайским шёлкрм XVIII века.

Туалетная

 

Небольшое, но роскошное помещение сохранило оформление, выполненное для императрицы Елизаветы Петровны. Иной стала только обстановка и цвет и рисунок обивки, которая неоднократно менялась на протяжении полутора веков. Шёлк украшающий сегодня Туалетную, был изготовлен в XIX веке по образцу XVIII века. Его рисунок представляет собой плотно закомпонованные на кремовом поле рокайльные орнаментальные композиции с букетами. обои прекрасно гармонируют с изящной золочёной отделкой комннаты и обстановкой.
На стенах Туалетной - портреты Елизаветы Петровны, Петра III и Екатерины II. Конный портрет Елизаветы Петровны( " Портрет с арапчонком") - один из лучших в коллекции Петергофа. Является, вероятно, авторским повторением картины, выполненной Георгом ристианом Гроотом в 1743 году( хранится в Тртьяковской галерее в Москве). Поколенный портрет Елизаветы был написан в 1760 году с миниатюры Шарлем Ван-Лоо, одним из крупнейших мастеров рококо, придворным художником Людовика XV.
Золоченая мебель комнаты, обитая тем же шелком, что и стены, выполнена в России в XIX веке.
Перед диваном стоит небольшой наборной работы столик необычной формы. Такие столики были излюбленными предметами меблировки русских интерьеров 80-90-х годов XVIII века. Легкие, свободно передвигаемые, они могли использоваться для разнообразных целей и за сходство столешни с бобом получили название «столик-бобик».
Четыре комода Туалетной имеют характерные для переходного от барокко к классическому стилю формы: сложно-изогнутую переднюю часть корпуса и в то же время геометрический рисунок набора и заключенные в прямоугольные рамки наборные архитектурные композиции.
Стоящий на комоде кабинет черного дерева, отделанный черепахой, изготовлен в Южной Германии в первой четверти XVIII века.
Хрустальная люстра русской работы середины XVIII века упоминается среди вещей Большого дворца уже в описи начала XIX столетия.

Кабинет императрицы

 

Интерьер кабинета восстановлен на эпоху Екатерины II. К тому времени относится, вероятно, и рисунок шёлка, покрывающего стены ( букеты в корзинах по белому поля). В комнате стоит кабинетный гарнитур, изготовленный в знаменитой мастерской Жоржа Жакоба (1739-1814) В числе других " мебельных шедевров" - стол-геридон красного дерева работы французского мастера Кулерю, комод, украшенный бисквитными рельефами, вышедший, вероятно, из мастерской Бенемана, секретер работы немецкого мастера Давида Рентгена (1743-1807) .
В небольшой картинной галерее комнаты, представлены портреты Павла I и его супруги Марии Фёдоровны. Здесь же парадный портрет екатерины II работы Вигилиуса Эриксена и портрет Елизаветы Петровны работы неизвестного русского художника XVIII века.

Штандартная

 

Комната, известная как Проходная, в XIX веке использовалась для хранения знамён ( штандартов) петергофского дворцового гарнизона. как все помещения служебного назначения, не сохранила ничего из первоначальной обстановки. Нет сведений и о первоначальной обивке стен. В настоящее время стены и мебель Штандартной обтты эффектным шёлком с букетами цветов по зелёному полю. В собрании музея сохранилась акварель Луиджи Примацци, запечатлевщая Спальню дворца Собственной дачи в Петергофе, обитую именно таким шёлком. Среди картин, представленных в комнате, - аллегорическое полотно работы Якопо Амикони (1675-1752) " Пётр I c богиней Минервой". Картина была выполнена в 1730-е годы по заказу выдающегося литератора и политического деятеля Антиоха Кантемира, который служил в 1732-1738 годах русским послом в Лондное. На стене рядом- камерный портрет Елизаветы Петровны, вероятно, кисти Георга Гроота.

Кавалерская

 

Кавалерская получила название в связи с тем, что здесь размещался караул кавалергардов, нёсших охрану Собственной половины. Сегодня в комнате экспонируется мебель работы европейских мастеров, китайский и японский фарфор первой половины XVIII века. На стенах- несколько ботальных полотен XVII века. Главное украшение комнаты- её оформление , выполненное по проекту Растрелли: паркеты рисунка "зигзаг", роскошное обрамление дверей, большая печь, облицованная изразцами, элегантные стенные панели с золочёными деталями.

Малая проходная

 

Это совсем крохотная комната отделана с роскошью парадного помещения. Стены обиты великолепным шёлкрм второй половины XIX века, изготовленным на мануфактуре Сапожникова (Москва). На стенах " Портрет старика" работы Джованни Баттисты Тьеполо (1696-1770) и " Портререт Виттории Коромбоны". выполненный во второй половине XVII века итальянским маньеристом Сципионом Пульцоне.

Большая Голубая гостиная

 

Гостиная служила для ужинов в узком кругу, поэтому сегодня главным элементом её обстановки являются столы, на которых выставлены предметы из Банкетного сервиза на 250 персон, изготовленного в 1848-1853 годах на Императорском фарфоровом заводе специально для Большого дворца.
Интерьер в целом сохранил оформление Елизаветовской эпохи, лишившись только плафона работы Лоренцо Вернерв (1750). место которого в середине XIX века заняла великолепная золочёная люстра на восемьдесят шесть свечей. роспись падуг представляет монограммы Елизаветы Петровны, воинскую атрибутику, цветочные гирлянды. В углу - большая изразцовая печь. В обстановку входит французская мебель конца XVIII века (диван и кресла), шкафы работы крупнейшего мастера середины 19 века Барбидьена, выполненные в стиле Людовика XIV , четыре пышных канделябра работы саксонских мастеров середины XIX века и др. Общее впечатление пышной торжественности дополняют парадные портреты Екатерины II и императрицы Марии Фёдоровны ( последний пренадлежит кисти замечательной художницы эпохи сентиментализма Элизабет Виже- Лебрен). Название " Голубая" гостиная получила в XIX веке, когда была обита голубой брокателью ( шёлковой материей. вытканной в тон стилизованными букетами).
Стены украшают живописные работы; одна из них кисти И. К. Айвазовского с Петергофским пейзажем («Вид Большого дворца и Большого каскада»). Приёмная выделяется множественностью перспектив, характерной для замыкающей комнаты барочной планировки: из окон видны Верхний сад и Нижний парк.

Коронная

 

Комната когда-то составляла пару с опочивальней (Диванной) северной анфилады и служила парадной мужской опочивальней. Название " Коронная" получила в годы правления Павла I , по распоряжению которого здесь была установлена падставка для императорской короны .
У северной стены комнаты устроен альков. по обе стороны от которого находятся двери, ведущие в диванную . Комната обита подлинным китайским шёлком XVIII века , расписанным акварелью (представлены сцены изготовления фарфора на императорских заводах в Цзиндэчжене ). В обстановку комнаты входит роскошная золочёная кровать X VIII века работы мебельщиков Южной Германии и столь же роскошное кресло-кровать.

Дубовый кабинет

 

Дубовый кабинет- единственный из интерьеров дворца, почти полностью сохранивший оформление Петровской эпохи. Известно, что кабинет проектировал сам Леблон и что он же предложил украсить его панелями с сюжетной резьбой. " так как однообразные сплошные филенки скучны для глаз".
В 1721 году Берхгольц писал об этой комнате : "Замечателен особенно кабинет. где находится небольшая библиотека царя, состоящая из разных голландских и русских книг; он отделан одним французским скульптором и отличается своими превосходными резными украшениями". Таким, с незнвчительными изменениями, кабинет предстаёт перед нами сейчас.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.