Толпа — временное, внутренне не структурированное (слабо структурированное) множество людей, объединённых непосредственной пространственной близостью, внешним стимулом и эмоциональной общностью.
Так же можно сказать, что толпа — это одна из основных форм коллективного поведения, это временное собрание людей, чьё внимание сфокусировано на определённом объекте, оказывающих влияние друг на друга.
Историк Питер Ласлетт отмечает, что толпа — это современный феномен; в средневековой Европе большое число людей собиралось в одном месте — чаще всего только на поле боя. Сегодня на концертах, в метро, в крупных университетах можно встретить толпы людей.
Классификация толпы.
У каждой толпы есть свои особенности. Эти особенности можно выделить в зависимости от способа её формирования и поведения.
Существует четыре классификации толп:
· Случайная толпа — люди непреднамеренно собрались вместе, например, в связи с тем, что произошло неординарное событие (зеваки, собравшиеся на месте автомобильное катастрофы; пожар; наводнение; отдыхающие на пляже и т. п.). Основным объединительным фактором случайной толпы является общий интерес (например, любопытство). Индивиды слабо эмоционально включены в случайную толпу и при желании могут свободно покинуть её;
· Экспрессивная толпа — люди собираются вместе для совместного выражения каких-либо чувств (радости, горя, протеста) или совершения ритуальных действий (праздничные гулянья, фестивали, религиозные шествия). Главная причина присоединения людей к экспрессивным толпам заключается в возбуждении: это спонтанный и эмоциональный феномен;
· Конвенционная (обусловленная) толпа — собрание людей, заранее планирующееся и относительно структурированное. В данном случае толпа «обусловлена»в том смысле, что поведение её членов находится под воздействием определённых, заранее установленных социальных норм и правил. Её можно наблюдать на аукционах, рок-концертах, скачках, похоронах, стадионах и т. п. Главное понимать, что в каждом случае взаимодействие людей определяется нормами, соответствующими ситуации;
· Действующая толпа — любой вид толпы, которая проявляет свою активность в тех или иных действиях. Представляет собой общность, характеризующуюся выраженным стремлением; её образуют, например, люди, «штурмующие» концертный зал или спасающиеся бегством из горящего театра. Она отличается высоким эмоциональным накалом, который может достигать лихорадочного возбуждения и выливаться в насилие.
Данные четыре классификации выделил американский социолог и социальный психолог Герберт Блумер. Также существует ряд других классификаций. К примеру, Гюстав Лебон выделил следующие:
· Толпа разнородная:
1. Анонимная (к примеру, уличная толпа);
2. Неанонимная (присяжные, парламентские собрания и т.д.).
· Толпа однородная:
1. Секты (политические, религиозные и т.д.);
2. Касты (военные, духовенство, рабочие и т.д.);
3. Классы (буржуазия, крестьянство и т.д.).
Разнородная толпа составляется из индивидов, самых разнообразных по своей профессии и умственному развитию. Основной фактор – раса – позволяет нам установить ещё более глубокие различия меду разнообразными формами такой толпы. Раса является самым могущественным фактором, определяющим поступки людей, и, кроме того, выражается в действиях и свойствах толпы. Толпа, состоящая из самых разнообразных индивидов, но одной и той же расы (например, англичан или японцев), значительно отличается от толпы, в состав которой входят индивиды также всякого рода, но принадлежащие к разным расам (к примеру, русские, испанцы, французы).
Глубокие различия, создаваемые наследственной умственной организацией в мыслях и чувствах людей, тотчас же выступают наружу, как только какие-нибудь обстоятельства, соединяют вместе в толпе, и, притом, в приблизительно равной пропорции, индивидов различной национальности; эти различия обнаруживаются даже несмотря на кажущуюся общность интересов, заставивших их собраться вместе. Попытки социалистов собрать в общем конгрессе представителей рабочего населения каждой страны обыкновенно приводили лишь к самым яростным разногласиям. Латинская толпа, как бы она ни была революционна или консервативна, непременно обратится к вмешательству государства для реализации своих требований. Эта толпа всегда обнаруживает склонность к централизации (под централизацией понимают сосредоточивание доли государственной власти в некоем центре (например, федерализация — часть государственной власти (полномочия и ответственность за их использование) делегируется от регионов центральному правительству) и цезаризму ( это политический режим, при котором авторитарная власть организуется на псевдодемократических принципах. Правитель, сосредоточив в своих руках верховную власть в полном объеме, сохраняет при этом для вида демократические учреждения и формально признает, что власть делегирована ему народом, который остается единственным сувереном). Английская же или американская толпа не признаёт государства и всегда будет обращаться к частной инициативе. Французская толпа больше всего стоит за равенство, английская – за свободу. Такие различия, существующие между расами, ведут к тому, что социализм и демократия представляют почти столько же разнообразных форм, сколько есть наций.
Оставив в стороне расу, мы можем разделить разнородную толпу на два отдела: толпу анонимную, уличную толпу, и толпу неанонимную, к которой надо отнести все совещательные собрания, например, присяжных. Чувство ответственности, не существующее в толпе первого рода, развито в толпе второго рода и придаёт её поступкам очень часто совершенно иное направление.
Теперь речь пойдёт об однородной толпе.
Толпа однородная состоит из трёх категорий: сект, каст и классов.
Секта представляет первую степень организации однородной толпы. В её состав входят индивиды различной профессии и воспитания, различной среды, причём единственной связью между ними служат верования. Таковы, например, различные религиозные, а также политические секты.
Каста представляет уже самую высшую степень организации, доступную в толпе. В состав секты, как мы поняли, входят индивиды различных профессий, воспитания и среды, связанные лишь общностью верований, тогда как в состав касты входят лишь индивиды одной и той же профессии, следовательно, происходящие приблизительно из одной и той же среды и получившие одно и то же воспитание. Таковы будут касты военная и духовная.
Класс образуется индивидами различного происхождения, собравшимися не вследствие общности верований, как это мы видим у членов какой-нибудь секты, не в силу общности профессиональных занятий, как это наблюдается в касте, но в силу известных интересов, привычек, образовавшихся под влиянием одинакового образа жизни и воспитания. Таковы, например, буржуазный класс, земледельческий и т. д.
В своей работе я не буду подробно разбирать сущность однородной толпы, так как тематика моей курсовой больше относится к неоднородной толпе анонимного типа. О поведении человека в неоднородной толпе мы поговорим подробнее в третьей главе моей работы.
Характерные свойства толпы.
Толпы достаточно сильно различаются по характеру и поведению. Толпа одного типа может быть быстро трансформирована в толпу другого типа. Рассмотрим общие характеристики толпы:
· Внушаемость – люди, которые находятся в толпе, как правило, более внушаемы, чем находящиеся вне её. Они легко усваивают общие чувства, мнения, настроения и действия большинства;
· Подражательность – действия отдельных участников копируются и тиражируются;
· Спонтанность – люди, составляющие толпу, имеют тенденцию к более спонтанной манере поведения, чем в обычных условиях. Как правило, они не задумываются над своими действиями и их поведение в толпе зависит от эмоций и случайных событий;
· Анонимность – человек в толпе теряет свою индивидуальность, чувствует себя незначительным и неузнанным в толпе. Толпа часто действует как целое, и её индивидуальные члены не выделяются и не воспринимают себя как отдельных индивидов. Человек сливается с общей массой;
· Неуязвимость – поскольку люди, находящиеся в толпе, анонимны, они не задумываются о своих действиях и их последствиях, в толпе они чувствуют себя неуязвимыми;
· Повышенная эмоциональность – эмоции отдельных участников складываются и умножаются, создавая общее повышенное эмоциональное состояние толпы.