Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Характерные свойства толпы.

Толпа.

Для начала дадим определение понятию «толпа».

Толпа — временное, внутренне не структурированное (слабо структурированное) множество людей, объединённых непосредственной пространственной близостью, внешним стимулом и эмоциональной общностью.

Так же можно сказать, что толпа — это одна из основных форм коллективного поведения, это временное собрание людей, чьё внимание сфокусировано на определённом объекте, оказывающих влияние друг на друга.

Историк Питер Ласлетт отмечает, что толпа — это современный феномен; в средневековой Европе большое число людей собиралось в одном месте — чаще всего только на поле боя. Сегодня на концертах, в метро, в крупных университетах можно встретить толпы людей.

Классификация толпы.

У каждой толпы есть свои особенности. Эти особенности можно выделить в зависимости от способа её формирования и поведения.

Существует четыре классификации толп:

· Случайная толпа — люди непреднамеренно собрались вместе, например, в связи с тем, что произошло неординарное событие (зеваки, собравшиеся на месте автомобильное катастрофы; пожар; наводнение; отдыхающие на пляже и т. п.). Основным объединительным фактором случайной толпы является общий интерес (например, любопытство). Индивиды слабо эмоционально включены в случайную толпу и при желании могут свободно покинуть её;

· Экспрессивная толпа — люди собираются вместе для совместного выражения каких-либо чувств (радости, горя, протеста) или совершения ритуальных действий (праздничные гулянья, фестивали, религиозные шествия). Главная причина присоединения людей к экспрессивным толпам заключается в возбуждении: это спонтанный и эмоциональный феномен;

· Конвенционная (обусловленная) толпа — собрание людей, заранее планирующееся и относительно структурированное. В данном случае толпа «обусловлена»в том смысле, что поведение её членов находится под воздействием определённых, заранее установленных социальных норм и правил. Её можно наблюдать на аукционах, рок-концертах, скачках, похоронах, стадионах и т. п. Главное понимать, что в каждом случае взаимодействие людей определяется нормами, соответствующими ситуации;

· Действующая толпа — любой вид толпы, которая проявляет свою активность в тех или иных действиях. Представляет собой общность, характеризующуюся выраженным стремлением; её образуют, например, люди, «штурмующие» концертный зал или спасающиеся бегством из горящего театра. Она отличается высоким эмоциональным накалом, который может достигать лихорадочного возбуждения и выливаться в насилие.

Данные четыре классификации выделил американский социолог и социальный психолог Герберт Блумер. Также существует ряд других классификаций. К примеру, Гюстав Лебон выделил следующие:

· Толпа разнородная:

1. Анонимная (к примеру, уличная толпа);

2. Неанонимная (присяжные, парламентские собрания и т.д.).

· Толпа однородная:

1. Секты (политические, религиозные и т.д.);

2. Касты (военные, духовенство, рабочие и т.д.);

3. Классы (буржуазия, крестьянство и т.д.).

Разнородная толпа составляется из индивидов, самых разнообразных по своей профессии и умственному развитию. Основной фактор – раса – позволяет нам установить ещё более глубокие различия меду разнообразными формами такой толпы. Раса является самым могущественным фактором, определяющим поступки людей, и, кроме того, выражается в действиях и свойствах толпы. Толпа, состоящая из самых разнообразных индивидов, но одной и той же расы (например, англичан или японцев), значительно отличается от толпы, в состав которой входят индивиды также всякого рода, но принадлежащие к разным расам (к примеру, русские, испанцы, французы).

Глубокие различия, создаваемые наследственной умственной организацией в мыслях и чувствах людей, тотчас же выступают наружу, как только какие-нибудь обстоятельства, соединяют вместе в толпе, и, притом, в приблизительно равной пропорции, индивидов различной национальности; эти различия обнаруживаются даже несмотря на кажущуюся общность интересов, заставивших их собраться вместе. Попытки социалистов собрать в общем конгрессе представителей рабочего населения каждой страны обыкновенно приводили лишь к самым яростным разногласиям. Латинская толпа, как бы она ни была революционна или консервативна, непременно обратится к вмешательству государства для реализации своих требований. Эта толпа всегда обнаруживает склонность к централизации (под централизацией понимают сосредоточивание доли государственной власти в некоем центре (например, федерализация — часть государственной власти (полномочия и ответственность за их использование) делегируется от регионов центральному правительству) и цезаризму ( это политический режим, при котором авторитарная власть организуется на псевдодемократических принципах. Правитель, сосредоточив в своих руках верховную власть в полном объеме, сохраняет при этом для вида демократические учреждения и формально признает, что власть делегирована ему народом, который остается единственным сувереном). Английская же или американская толпа не признаёт государства и всегда будет обращаться к частной инициативе. Французская толпа больше всего стоит за равенство, английская – за свободу. Такие различия, существующие между расами, ведут к тому, что социализм и демократия представляют почти столько же разнообразных форм, сколько есть наций.

Оставив в стороне расу, мы можем разделить разнородную толпу на два отдела: толпу анонимную, уличную толпу, и толпу неанонимную, к которой надо отнести все совещательные собрания, например, присяжных. Чувство ответственности, не существующее в толпе первого рода, развито в толпе второго рода и придаёт её поступкам очень часто совершенно иное направление.

Теперь речь пойдёт об однородной толпе.

Толпа однородная состоит из трёх категорий: сект, каст и классов.

Секта представляет первую степень организации однородной толпы. В её состав входят индивиды различной профессии и воспитания, различной среды, причём единственной связью между ними служат верования. Таковы, например, различные религиозные, а также политические секты.

Каста представляет уже самую высшую степень организации, доступную в толпе. В состав секты, как мы поняли, входят индивиды различных профессий, воспитания и среды, связанные лишь общностью верований, тогда как в состав касты входят лишь индивиды одной и той же профессии, следовательно, происходящие приблизительно из одной и той же среды и получившие одно и то же воспитание. Таковы будут касты военная и духовная.

Класс образуется индивидами различного происхождения, собравшимися не вследствие общности верований, как это мы видим у членов какой-нибудь секты, не в силу общности профессиональных занятий, как это наблюдается в касте, но в силу известных интересов, привычек, образовавшихся под влиянием одинакового образа жизни и воспитания. Таковы, например, буржуазный класс, земледельческий и т. д.

В своей работе я не буду подробно разбирать сущность однородной толпы, так как тематика моей курсовой больше относится к неоднородной толпе анонимного типа. О поведении человека в неоднородной толпе мы поговорим подробнее в третьей главе моей работы.

Характерные свойства толпы.

Толпы достаточно сильно различаются по характеру и поведению. Толпа одного типа может быть быстро трансформирована в толпу другого типа. Рассмотрим общие характеристики толпы:

· Внушаемость – люди, которые находятся в толпе, как правило, более внушаемы, чем находящиеся вне её. Они легко усваивают общие чувства, мнения, настроения и действия большинства;

· Подражательность – действия отдельных участников копируются и тиражируются;

· Спонтанность – люди, составляющие толпу, имеют тенденцию к более спонтанной манере поведения, чем в обычных условиях. Как правило, они не задумываются над своими действиями и их поведение в толпе зависит от эмоций и случайных событий;

· Анонимность – человек в толпе теряет свою индивидуальность, чувствует себя незначительным и неузнанным в толпе. Толпа часто действует как целое, и её индивидуальные члены не выделяются и не воспринимают себя как отдельных индивидов. Человек сливается с общей массой;

· Неуязвимость – поскольку люди, находящиеся в толпе, анонимны, они не задумываются о своих действиях и их последствиях, в толпе они чувствуют себя неуязвимыми;

· Повышенная эмоциональность – эмоции отдельных участников складываются и умножаются, создавая общее повышенное эмоциональное состояние толпы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.