Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Россия, США, НАТО и Евросоюз: Изменение стратегического курса или временная конъюнктура?



Эффект расширения НАТО и Европейского союза за последние годы для России высветил четыре момента, которые стали очевидны всем, в том числе и самым рьяным нашим союзникам "союза" с Западом. Во-первых, Россию не ждут ни в НАТО, ни в ЕС. Третья волна расширения НАТО в будущем возможна за счет Грузии, Украины, Молдавии, Азербайджана. В обозримой перспективе вакантного места для России в НАТО не предвидится.

Во-вторых, если говорить о ЕС то он и так не может "переварить" вновь принятые маленькие страны, что уж говорить о гиганте, каким является Россия. Возможно, что к 2008 году в Евросоюз будут приняты Румыния и Болгария, а в последующем страны Балканского полуострова и может быть решена судьба Турции. В-третьих, ни американцы, ни европейцы не желают видеть Россию в военных и политических организациях. Из этого следует один вывод: Россия может быть партнером ЕС, НАТО и США только в качестве самостоятельного и самодостаточного государства, находящегося на Евроазиатском континенте, но не входящего ни в НАТО, ни в ЕС. В-четвертых, следует признать, что в России геополитический центр нефтегазовой, а следовательно экономический, финансовый центр жизни страны переместился в сибирско- дальневосточную часть. Это означает, что приоритетные на ближайшие десятилетия стратегические интересы России должны быть складывающие отношения на Востоке, а не Западе.

Таким образом, можно предположить, что границы ЕС на Востоке будут совпадать с географическими границами России, Украины и Белоруссии, а Евросоюз не станет открытым сообществом, входным билетом в который может быть приверженность определенной системе ценностей.

При этом стратегическими интересами России могут быть развитие партнерских, взаимовыгодных экономических отношений с Европейским союзом, при активном участии в программах коллективной европейской безопасности, международной стабильности. Следует признать, что "морковка" открытых дверей Европейского союза как постоянного элемента европейской философия для России практически недостижима, и акцент во внешне политической и внешнеэкономической деятельности следует перенести на дальнейшее расширение союзнических отношений со странами СНГ, развитие двусторонних отношений с ведущими странами Европы, а не с Евросоюзом в целом.

В этой связи, видимо, России следует пересмотреть и политику в СНГ. Национальные интересы требуют поддержки в большей части ЕврАзЭС (Россия, Казахстан, Киргизия, Белоруссия, Таджикистан, Казахстана), а не упрашивать Украину в рамках "Единого экономического пространства". Что касается военных баз России, то Россия и впредь будет стремиться оставить свои военные базы на Украине и Южном Кавказе, что связано с усилением угроз терроризма с южных рубежей, и в качестве какого-то "противовеса" дальнейшему расширению НАТО, а также защите своих национальных экономических интересов. Эти интересы, в том числе, связаны с прокладкой нефти и газопроводов на Восток и к Персидскому заливу. Кроме того, следует ожидать усиления российских военных баз и военных объектов России на территориях стран Средней Азии.

Россия была и будет ключевым действующим лицом в Азии, где сегодня возникают главные угрозы безопасности. Без России невозможно иметь дело с многочисленными очагами напряженности на этом континенте- от Ближнего Востока до Корейского полуострова. Этот вывод надо признавать, но его не стоит неправильно интрепетировать", - говорит Сергей Рогов в статье "Россия и НАТО. Новые сферы взаимодействия.", опубликованной в "Красной звезде".

В экономике Российские интересы делятся пополам между ЕС и СНГ. Половину объема международного торгового оборота России приходится на долю ЕС. ЕС и входящие в него государства представляют собой наиболее важный источник прямых иностранных инвестиций в России.

Каковы предполагаемые конечные цели расширения НАТО и трансформации ВС США? Первая - использование благоприятной для США военно-политической ситуации, появившейся в ходе антитеррористической операции для всестороннего укрепления отношений со странами Центрально Азиатского региона. Вторая - создание условий, при которых другие центры силы (Россия и Китай), не смогли бы контролировать и направлять процессы в Средней и Центральной Азии в ущерб США. Третья - получив, не без согласия России, территории для размещения своих военных баз на территориях государств Средней Азии "для создания антиталибской коалиции", расширить и модернизировать военные базы и получить дополнительные военные объекты в регионе. Четвертая – обеспечить американскому бизнесу доступ к топливо–энергетическим ресурсам Центральной Азии и создать ситуацию "защиты энергетических интересов" американских нефтяных корпораций в Каспийском регионе, и противодействовать России и СНГ в прокладке нефтепровода Каспий –Иран -Персидский залив. Пятая – открыть рынки Центральной и Средней Азии для американских инвестиций, товаров и услуг, стимулировать структурные экономические реформы. Последняя цель, более глубокая, учитывая быстрой рост военного могущества КНР, - стать фактически "среднеазиатской военной силой", что значительно раздражает Китай, в связи с военным присутствием США с Центральной Азии.

В целом, после второй волны расширения НАТО "приобрело" около 200000 военнослужащих регулярных вооруженных сил (по данным статьи " У наших границ", опубликованной 1 апреля 2004 года в "Красной звезде", порядка 60 бригад разной степени готовности) . Наибольший войсковой добавок дала Румыния - порядка 100 000 военнослужащих, меньше всех самая маленькая часть во всех отношениях – Латвия (4800 солдат и офицеров). В ходе расширения НАТО и передислокации ВС США, кардинально изменилась вся сложившаяся в Европе после второй мировой войны военно-политическая система.

В стратегическом плане расширение НАТО увеличивает возможности оперативных группировок Сухопутных войск, ВВС и ВМС альянса на широком фронте от моря и до моря, а в связи с этим меняются и нарезки границ сухопутных и морских театров военных действий. Ранее занимаемая странами Варшавского договора зона, превращается в зону передовых рубежей блока НАТО. Самый главный вывод, который можно сделать, оценивая эффект расширения НАТО и трансформацию ВС США, это то, что в рамках альянса появляются неконтролируемая с точки зрения ДОВСЕ "серая зона".

В целом, с изменением стратегических интересов ЕС, НАТО, США, России, СНГ, ОДКБ меняются и отношения между союзниками и партнерами, и отношения между отдельными государствами и межгосударственными объединениями. В этих процессах нет ничего неожиданного, внезапного. Изменению отношений предшествует длительная череда консультаций, согласований, переговоров; подписание как отдельных документов, так и блоков документов. По многим параметрам находятся компромиссы и взаимоприемлемые варианты тех или иных спорных проблем и вопросов. По вопросам, которые не решаются в двусторонних переговорах, находятся приемлемые варианты при многосторонних консультациях. Если оценивать изменение отношений в совокупности, то можно сделать вывод, что по большинству проблем между Россией и ЕС, между Россией и НАТО, между НАТО и СНГ имеется больше общности, чем различий.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.