Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопреки общепринятым канонам



К 90-летию со дня рождения одного из самых известных российских скульпторов Вадима Сидура приурочено открытие выставки "В поисках человека" в обновленном музее мастера.

Это первая монографическая ретроспективная экспозиция скульптора, подготовленная Музейно-выставочным объединением "Манеж", в которое входит Музей Вадима Сидура. Именно здесь собрана, по словам арт-директора МВО "Манеж" Андрея Воробьева, самая обширная коллекция произведений скульптора - более 250 произведений и свыше 500 графических работ.

Творческий метод Сидура был настолько своеобразен, что отнести его к какому-либо существовавшему в советское время художественному течению было невозможно. Он отказывался следовать общепринятым канонам изображения, в связи с чем в течение всей жизни подвергался притеснениям со стороны властей. Долгое время его искусство считалось оппозиционным. Оно было признано только после смерти художника. За более чем тридцать лет творческой деятельности Сидур создал тысячи графических и скульптурных работ. Сегодня на обновленной площадке Музея Вадима Сидура можно увидеть самое полное собрание работ мастера.

Материалы полосы подготовила Марина АЛЕКСАНДРИНА

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ НЕБЫТИЯ

 

Тверская, 13 ;09.08.2014 ; 95 ; Нина ЮХНО

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ НЕБЫТИЯ

В Манеже проходит выставка, посвященная 100-летию начала Первой мировой войны. Масштабный проект, подготовленный Департаментом культуры столицы и МВО "Манеж", -событие в череде памятных мероприятий. В силу исторических обстоятельств мы мало знаем о тех годах, не известны герои войны и их подвиги, у войны бедное отражение в русском искусстве и литературе. Тем значимее попытка в мемориальной инсталляции передать незнакомый нам дух того времени, представить историю войны через срез участия в ней общества.

Знаменательно название выставки - "На переломе... Россия в Великой войне, 1914 - 1918". Великой Первую мировую принято называть на Западе. В нашем речевом обороте она долгое время существовала как Первая империалистическая. Октябрьская революция отбросила глубокую тень на события тех военных лет, негативное отношение к ним стало мощным орудием пропаганды. Нет музеев, посвященных историческим событиям, как и обелисков тем, кто доблестно защищал Россию. Поэтому для сегодняшнего зрителя представляют интерес все материалы, отобранные для выставочной экспозиции. Представлены документальные материалы, среди них приказ Николая I от 31 декабря 1915 года о ведении войны до победного конца. Оружие тех лет - германская винтовка системы маузер, русская винтовка Мосина, ручной французский пулемет, французская шашка, револьвер системы наган, а также военная форма, личные предметы медсестер. Значительное пространство Манежа заняли два одноместных самолета, один из них подлинный британский Sopwith, пущенный в серийное производство в 1917 году (экспонат прибыл из музея в Монине, таких экземпляров в мире сохранилось только два), и современная копия немецкого Fokker E.I, который появился на свет в 1913 году. Экспонатов много, рассказал куратор выставки Дмитрий Озерков, но многие не подписаны. Пусть зрители сами постараются прочувствовать артефакт. Особое место занимает печатная графика. Это военно-агитационные плакаты из уникальной коллекции кинокомпании "Талан". Наглядное свидетельство того, как смещались акценты пропаганды, изменялись взгляды на войну. Центром экспозиции стала высокая поэзия - фальшстенки, расставленные по главному проходу, несут на себе стихи великих русских поэтов о войне. Гумилев, Цветаева, Маяковский, Есенин, Ахматова, Волошин, знаменитые блоковские строки "Петроградское небо мутилось дождем...".

Фото Василия ГРАЧЕВА

ШЕДЕВРЫ АВАНГАРДА

 

Тверская 13 (Москва) ;30.01.2014 ; 11-12 ;

ШЕДЕВРЫ АВАНГАРДА

В самом обозримом будущем, называется период в год, в центре Москвы, на 2-й Тверской-Ямской улице, должен открыться музей знаменитого русского художника-авангардиста второй волны Анатолия Зверева. Его основу составит коллекция работ Зверева, которую в дар будущему Музею A3 передала Алики Костаки, искусствовед, дочь и наследница великого собирателя русского авангарда Георгия Костаки. Сейчас значительную часть этих работ можно увидеть в Новом Манеже на выставке «Анатолий Зверев. На пороге нового музея».

Покидая по вынужденным обстоятельствам Советский Союз, Георгий Костаки оставил Родине бесценный дар - богатейшую коллекцию собранного им русского авангарда первого его периода, которая сейчас находится в Третьяковской галерее. В Грецию он вывез лишь пятую часть своего собрания, и среди него работы Анатолия Зверева 1955 - 1960-х годов - самого плодотворного и яркого периода в творчестве художника. Зверева «выпустили» легко и просто, уже признанный мировым искусством мастер для родной страны не представлял тогда никакого интереса. Через десятилетия, в 2000 году, правительство Греции выкупает у наследников Костаки оставшуюся часть бесценного ныне русского авангарда - она теперь хранится в Музее современного искусства в Солониках. Но в семье остается коллекция работ Зверева, которого Г.Д. Костаки называл своим Ван Гогом, откровенно выделял среди художников-шестидесятников. Именно благодаря провидению Костаки мир узнал Анатолия Зверева, а его гениальные работы сохранены для будущих поколений. Теперь они возвращаются на Родину.

Идея создания Музея Анатолия Зверева витала в воздухе давно. Пока не сошлись все составляющие, чтобы это стало реальностью. Директор Музея A3 искусствовед и меценат Наталия Опалева, его арт-директор и куратор выставки работ Зверева в Новом Манеже, устроительница первых показов работ художника в России Полина Лобачевская хорошо «представляют, чем будет заниматься музей и что еще нужно для реализации этого замечательного проекта». Музей будет иметь статус частного, но его организаторы надеются, что им заинтересуются государственные органы культуры и будут осуществлены интересные совместные проекты.

На вернисаже Алики Костаки подчеркнула, что расстается с коллекцией совершенно спокойно: «Делаю этот дар от себя и дочери ради папы и ради Толи. Анатолия Зверева нужно правильно показать, чтобы его увидели во всей силе. У меня всегда было чувство вины, что мы словно бы сокрыли невероятно интересного Зверева». В коллекции Костаки представлен лучший период в творчестве Зверева, кроме того, она служит гарантией, что все работы художника по длинные. Показом работ Анатолия Зверева, подчеркнул арт-директор МВО «Манеж» Андрей Воробьев, начинается в этом году серия выставочных проектов, которые будут знакомить публику с новыми московскими музеями.

Фото Василия ГРАЧЕВА

СТИХИЯ ПЯТИ КОЛЕЦ

 

Тверская 13 (Москва) ;11.02.2014 ; 17 ;

СТИХИЯ ПЯТИ КОЛЕЦ

За час до начала церемонии открытия в Сочи Олимпийских игр в российской столице, в ЦВЗ «Манеж», начала работу грандиозная выставочная экспозиция «Сезон побед». Она посвящена XXII зимним Олимпийским играм, XI Паралимпийским зимним играм 2014 года и еще одному событию мирового масштаба - 100-летию принятия олимпийской символики.

Выставка в московском Манеже включена в официальную культурную программу Олимпиады. Это с большим философским смыслом и стильный выставочный проект, который в том числе демонстрирует и огромные возможности Манежа как выставочного пространства мирового уровня. Центральная часть здания по воле команды кураторов обрела форму спортивной арены. Контентом выставки стали около 700 экспонатов, связанных со спортом, олимпийские раритеты, исторические артефакты, прибывшие из Государственного музея спорта, Исторического музея, Музея моды, собраний спортивных федераций, частных коллекций. Богатство своего фотоархива предоставили РИА Новости. Идеи олимпизма, возрожденные и провозглашенные в новое время Пьером де Кубертеном,

- это соединение спортивных и гуманитарных достижений. Поэтому на выставке особое место отведено российским и зарубежным произведениям современного искусства.

Сто лет назад, в 1914 году, на Олимпийском конгрессе в Париже была официально принята современная олимпийская символика - пять переплетенных колец. «На формирование концепции Кубертена повлияли раскопки в конце XIX века в Олимпии, идеи модного тогда философа Карла Юнга, - рассказал корреспондентам «Тверской, 13» арт-директор МВО «Манеж» Андрей Воробьев. - Кубертен считал, что спорт может стать важным посылом для возрождения культуры и искусства, он видел Олимпийские игры не только как спортивные состязания, но и различного рода литературные и художественные конкурсы». Собственно так и было до середины прошлого века. Пять переплетенных колец - не только пять континентов, это пять стихии, или пять энергий. Кольцо, круг - кроме того, символ постоянного движения, самосовершенствования. «Мы соединили спортивное снаряжение, костюмы, относящиеся к спорту предметы с произведениями современного искусства, которые подчеркивают символику спорта, - говорит Андрей Воробьев. - Постарались передать колоссальное эмоциональное напряжение, которое в первую очередь объединяет спорт и искусство. Момент, когда все силы человека работают на пределе, свойственен и спорту, и творчеству».

Пространство условно разделено на пять колец-стихий, каждая зона выдержана в своем цвете. Синем, желтом, черном, зеленом, красном. По длинной полосатой ковровой дорожке (полосы в сочетании тех же цветов) лежит путь от главного входа к «спортивной арене». Идея художника выставочного проекта Кати Бочевар. В каждом кольце своя энергия, ее воплощение и соответствующие этим представлениям зимние виды спорта. Синее кольцо - энергия воды. Идея - лидерство, воплощенное в силе духа и воле к победе. Здесь представлена хроника наших побед, фотографии победителей, трофеи и награды. Больше всего по замыслу кураторов этому отвечают бег на коньках, фигурное катание. Среди экспонатов дореволюционный раритет - коньки фигуриста Николая Панина-Коломенко, российского участника Олимпийских игр 1908 года. Стихия желтого кольца - дерево, идея - движение, виды спорта - лыжи. Представлена историческая коллекция различных видов лыж и снегоступов. Рядом инсталляция «Вперед в прошлое»

Собрав вместе инсталляции, видеоарт, живопись и фотографии, объединив искусство с предметным миром спорта, спортивной символикой, энергетикой знаков и свидетельств побед, в новаторском мультикультурном пространстве Манеж предлагает публике новый взгляд на Олимпийские игры.

Фото Василия ГРАЧЕВА

Энергетика авангарда

 

Тверская 13 (Москва) ;17.04.2014 ; 47 ;

Энергетика авангарда

Медиаэпопеей «Золотой век русского авангарда» в ЦВЗ «Манеж» официально открылся перекрестный Год культуры России и Великобритании. На площади в пять тысяч квадратных метров на 18 экранах развернулась огромная мультимедийная инсталляция. Знаменитый Питер Гринуэй, английский режиссер и экспериментатор, и его супруга голландский режиссер Саския Боддеке придумали некую параллельную реальность происходившим в российской истории событиям - с помощью инновационных технологий «оживили» величайшие образцы русского авангарда, при этом «организовав» их создателей вступить между собой в виртуальный исторический диалог.

На вернисаже арт-директор Манежа Андрей Воробьев отметил, что слово «впервые» при мировой премьере столь масштабного проекта приходится произносить несколько раз. Это первый авторский проект двух известных европейских художников, предназначенный специально для российской музейной площадки. В истории музеев России - первая масштабная мультимедийная выставка, прибывшая к нам не в гастрольном вояже, а созданная здесь, у нас дома. И, наконец, это первый production МВО «Манеж», который в дальнейшем предназначен для показа в других странах. Специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой назвал выставочный проект «великим размышлением не только о русском авангарде, но и о мире и человеке». Посетовал, что по известным причинам нет официальных представителей британской стороны, хотя в сотрудничестве с ними была проведена вся огромная подготовительная работа. Питер Гринуэй купался в восторге московской публики, подчеркнул, что главное сделала его жена Саския Боддеке (Михаил Швыдкой на английском успел тонко добавить, что у каждого великого художника должна быть своя Саския), и просил рассматривать глобальный проект как его собственное видение искусства русского авангарда. Но именно авторский взгляд западного художника на русское искусство нам особенно ценен. Куратор выставки Ольга Шишко, директор Музея экранной культуры, заранее предупредила, что перед нами предстает «кино будущего - полиэкранное, насыщенное и многоголосое, театральное, которое вобрало в себя полифонию всех видов искусств».

Напомним, что Питеру Гринуэю давно уже стало тесно в рамках одного вида искусств. Он любит повторять, что традиционное кино умерло в 1983 году, когда впервые в наших руках появился пульт дистанционного управления. С этого времени пришла эпоха интерактивного кино. Зачем всем в темном зрительном зале смотреть в одну строну, удивляется режиссер, когда две трети реального мира при этом остаются за пределами нашего восприятия. В своих последних видеопроектах Гринуэй использует все ресурсы новейших технологий, чтобы приблизить к нам «золотые века» мировой живописи.

Это уже успешно проделано с образцами итальянского и голландского искусства, настал черед русского. Для этого огромное пространство Манежа погрузили во тьму, чтобы на двух десятках экранов засверкали драгоценности русского авангардного искусства периода его возникновения и расцвета.

Мультимедийная инсталляция в Манеже представляет собой впечатляющий синтез кино, живописи, анимации, голоса, музыки и 3D-технологий. На экранах в оцифрованном виде появляются произведения русского авангарда, которые хранятся в лучших государственных собраниях страны и пребывают в частных коллекциях. Наши представления о той эпохе вдруг начинают приобретать глобальные очертания: это было не только время таких культовых фигур, как Маяковский, Малевич, Кандинский, Мейерхольд. Это был мир Родченко и Якова Чернихова, Татлина и Пудовкина, Вахтангова, Лентулова, Ремизова, Крученых, Владимира Шухова, Любови Поповой. Они начинают вступать между собой в созданные на основе документальных материалов диалоги и споры, рассказывать о себе и декларировать свои позиции. Мэтры «заговорили» друг с другом, даже если в реальной истории жизни не встречались. А каждый из них был красноречив и видел свое предназначение в разрушении и созидании исключительно вселенского масштаба. «Ты не замечаешь свободы, пока не потеряешь ее», - звучит с одного экрана. «Искусство - не зеркало, отражающее реальность, а молот, ее создающий», - утверждает голос на другом огромном мониторе. Сокровенные беседы ведут Лиля и Осип Брик, на пределе экспрессии вещает Эль-Лисицкий, к искренности творческого горения призывает Родченко. Героев отечественного авангарда сыграли молодые и пока еще неизвестные российские актеры, войдя в образы и одевшись в костюмы людей того порывистого времени. При этом задача достижения портретного сходства и документальности происходящего вовсе не ставилась, для Питера Гринуэя, внимательно изучившего ту эпоху, важен феномен русского авангарда, его дух и мощнейший энергетический посыл в наше время. В основе всего, по его словам, лежит поэтическая метафора, а не следование фактам истории.

Сейчас русский авангард - это уже предмет академической науки. О том, что он давно стал национальным брендом, тоже можно не напоминать. Страсти, борения, острейшие идеологические споры вокруг него, однако, не стихают. Русский авангард многолик. С одной стороны, он агрессивно наступал на сложившиеся культурные традиции, разрушал этические нормы, служил победившей революции. С другой - предлагал свои программы «жизнеустроения», новые художественные ценности, требовал от художника самоотреченности и высочайшей свободы духа. В итоге взрастил целое поколение людей, чьи имена вошли яркими звездами в историю мировой культуры.

Фото Даниила КАЛАЧЕВА

КОНЬЯК ДЕ ГОЛЛЯ, УДОЧКА ХЕМИНГУЭЯ И ХУДОЖНИК ИЗ «КОРОБОЧКИ»

 

Тверская 13 (Москва) ;31.05.2014 ; 65 ;

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.