Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Финансово-промышленные группы



В настоящее время в России имеется мощный, но не удовлетворяющий в достаточной степени потребностям общества промышленный комплекс. Его состояние усугубилось разрушением существовавших при плановой экономике хозяйственных связей, отсутствием зрелой рыночной инфраструктуры, потерей российскими товаропроизводителями значительной части внутреннего рынка, резким сокращением платежеспособного спроса, инфляцией, недостаточно быстрым формированием эффективных финансово-кредитных институтов, обострением проблемы взаимной задолженности предприятий.
Сложившаяся в промышленности ситуация создала предпосылки для образования финансово-промышленных групп в Российской Федерации. В 1994 г. зарегистрированы первые финансово-промышленные группы.
Финансово-промышленные группы напоминают по своей структуре холдинговые группы, т.е. головная (холдинговая) компания и подконтрольные ему дочерние компании. Однако несмотря на их близость, они все-таки являются различными образованиями, имеют различный статус. Статус финансово-промышленной группы несовместим со статусом холдинговой компании, как указывается в письме Госкомимущества РФ от 17 октября 1994 г. N ПМ-35/8814 "О некоторых нормах, регулирующих создание финансово-промышленных групп и холдинговых компаний". Если цель создания холдинговой компании - контроль над зависимыми компаниями, ФПГ не ставит перед собой задачу контролировать входящие в ее состав компании. Основной задачей ФПГ является повышение эффективности деятельности компаний путем их вхождения в группу и объединения усилий.
Согласно Федеральному закону от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах" под финансово-промышленной группой понимается совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо объединивших полностью или частично свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности, эффективности производства, расширение рынков сбыта товаров и услуг, создание рациональных технологических и кооперационных связей, увеличение экспортного потенциала, ускорение научно-технического прогресса, конверсии оборонных предприятий и привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест.
Таким образом, ФПГ представляет собой группу предприятий, учреждений, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, объединивших свои капиталы на определенных условиях. Совокупность юридических лиц, образующих финансово-промышленную группу, приобретает статус финансово-промышленной группы с момента ее государственной регистрации и внесения в государственный реестр финансово-промышленных групп. Несмотря на то, что ФПГ подлежит государственной регистрации, она не становится отдельным юридическим лицом. ФПГ состоит из участников - самостоятельных юридических лиц, являющихся самостоятельными субъектами права, и под деятельностью финансово-промышленной группы понимается деятельность ее участников.
Участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и учрежденная ими центральная компания финансово-промышленной группы, либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу.
Центральная компания финансово-промышленной группы является юридическим лицом, учрежденным всеми участниками договора о создании финансово-промышленной группы или являющимся по отношению к ним основным обществом и уполномоченным в силу закона или договора на ведение дел финансово-промышленной группы. Регистрация вновь учрежденной центральной компании финансово-промышленной группы осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для регистрации юридических лиц.
Центральная компания финансово-промышленной группы является, как правило, инвестиционным институтом. Допускается создание центральной компании финансово-промышленной группы в форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза.
Центральная компания финансово-промышленной группы в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими законодательными актами РФ, договором о создании финансово-промышленной группы:
выступает от имени участников финансово-промышленной группы в отношениях, связанных с созданием и деятельностью финансово-промышленной группы;
ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы;
готовит ежегодный отчет о деятельности финансово-промышленной группы;
выполняет в интересах участников финансово-промышленной группы отдельные банковские операции в соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности.
В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, кредитно-финансовые и иные учреждения, инвестиционные институты, организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Формирование ФПГ может происходить как в добровольном порядке, так и в административном (по решению правительства, межправительственному соглашению).
Таким образом, состав участников и организационно-правовые формы ФПГ могут быть разнообразными, учитывающими этапы полного цикла воспроизводства, финансовый и научно-производственный потенциал предприятий, их роль в овладении конкретными сегментами рынка. Основные варианты состоят в объединении участников ФПГ вокруг промышленного предприятия, научно-исследовательской или конструкторской организации, коммерческого банка, торговой фирмы.
ФПГ могут также различаться:
а) по формам производственной интеграции (вертикальная, горизонтальная, конгломерат);
б) по отраслевой принадлежности (межотраслевые, отраслевые);
в) по масштабам деятельности (международные, республиканские, региональные);
г) по степени диверсификации (многопрофильные, монопрофильные).
Имеется некоторая специфика формирования ФПГ в добровольном порядке. Так, участники ФПГ учреждают акционерное общество открытого типа, на которое в соответствии с договором возлагаются функции головной компании. Эти функции может выполнять любой из участников ФПГ, получающий контроль над остальными входящими в ФПГ участниками. При вхождении в состав такой ФПГ юридических лиц они должны делегировать на договорной основе вопросы принятия решений, распоряжения собственностью и доходами, что ведет во многих случаях к подчинению своих интересов интересам объединения. Установлены некоторые ограничения при формировании ФПГ в добровольном порядке:
не допускается передача акций в доверительное управление предприятию или приобретение акций предприятием, в уставных капиталах которых доля государственной собственности (и общественной) превышает 25%;
доля государственной собственности в объединенном капитале ФПГ не должна превышать 25%;
невозможно участие в составе ФПГ финансовых холдингов и иных объединений, имеющих материальные активы менее 50% своего капитала;
не допускается перекрестное владение акциями участниками ФПГ;
кредитно-финансовые учреждения, входящие в ФПГ, могут владеть лишь не более чем 10% акций любого предприятия - участника данной ФПГ, а также вкладывать в акции предприятий ФПГ не более 10% своих активов.
При формировании ФПГ в добровольном порядке по ряду позиций необходимо согласие некоторых государственных органов (антимонопольного комитета, комитета по управлению госимуществом) и руководителя исполнительной власти субъектов РФ, на территории которого расположены участники ФПГ. Данное согласие необходимо:
при вхождении в состав ФПГ предприятия с числом занятых более 25 тыс. человек, а также предприятия, занимающего доминирующее положение на отечественном рынке;
при вхождении в состав ФПГ более 20 предприятий и суммарной численностью занятых на всех предприятиях ФПГ более 100 тыс. человек;
приобретение ФПГ акций предприятий - участников других ФПГ.
Формирование в нашей стране ФПГ имеет большие перспективы, поскольку они (наряду с холдингами) позволяют сохранить и значительно усилить конкурентоспособность крупных производственных комплексов. В перспективе численность крупных и мощных ФПГ в отечественной экономике должна быть в пределах 150. Формирование в нашей стране ФПГ, как предполагается, сможет влиять на стабилизацию производства, усиление конкурентного характера экономических отношений, ускорение научно-технического развития, финансовую стабилизацию. По мощности данные ФПГ должны быть сопоставимы с ведущими зарубежными корпоративными объединениями, которые являются крупнейшими научно-производственными комплексами.
Создание холдинговых компаний и финансово-промышленных групп в нашей стране происходит прежде всего в сферах, определяющих научный, производственный, оборонный и экспортный потенциал Российской Федерации, таких, как нефте- и газодобыча и переработка, металлургия и машиностроение, лесная и деревообрабатывающая промышленность, угледобыча, производство стройматериалов, сырьевая и обрабатывающая промышленность, пищевая и легкая промышленность и другие отрасли национальной экономики, в которых холдинги и финансово-промышленные группы станут ведущим способом осуществления крупных инвестиционных проектов по их модернизации. В ведущих отраслях промышленности имеются достаточные организационно-экономические предпосылки для развертывания этой работы с привлечением крупных акционированных предприятий и коммерческих банков.

21.Трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интел­лектуальных качеств способна производить материальные блага или услуги. К трудовым ресурсам относятся люди как занятые в экономике, так и не занятые, но способные трудиться.

Понятие «трудовые ресурсы» используется для характеристики трудоспособного населения в масштабах всей страны, региона, отрасли экономики, профессиональной группы. В рамках отдельного предприятия наиболее употребляемое понятие – персонал.

Персонал предприятия – это совокупность физических лиц, состоящих с предприятием, как юридическим лицом, в отношениях, регулируемых договором найма. Основными характеристиками персонала являются: численность и структура.

Структура персоналапредприятия по совокупность отдельных групп работников, объединенных по какому-либо признаку. Все работники по степени участия в производственной деятельности разделяются на промышленно-производственный и непромышленный персонал.

Промышленно-производственный персонал непосредственно участвует в создании материальных ценностей: в производстве и его обслуживании (это работники основных цехов, вспомогательных и обслуживающих труд подразделений, аппарата заводоуправления, научно-исследовательских и опытно-конструкторских отделов и служб предприятия).

Непромышленный (непроизводственный) персонал – занят в обслуживании бытовой, социально-культурной сфере (медицинские, санитарные, жилищно-коммунальные службы), школах, детских садах, подсобных хозяйствах.

По характеру выполняемых функций выделяют категории промышленно-производственного персонала (ППП):

1. Рабочие – непосредственно участвуют в производственном процессе. Разделение труда по характеру участия в производственном процессе классифицирует рабочих на основных и вспомогательных.

2. Руководители – выполняют функцию управления:

  • высшего уровня – генеральные директора, зам. директора;
  • среднего уровня – начальники смены, участка, цеха;
  • низового уровня – мастер, бригадир.

3. Специалисты (работают в службах заводоуправления, цехах) заняты инженерной подготовкой, ведут исследования, разрабатывают технологию, организацию производства и труда:

  • высшего уровня – главный специалист, начальник управления, отдела, сектора, их заместители;
  • среднего уровня – инженеры, экономисты, юристы и другие;
  • низового звена – младшие специалисты, техники, хронометристы, распределители работ.

4. Служащие выполняют техническое обслуживание производства (копировальщики, чертежники, счетоводы, делопроизводители).

  • Старший служащий – бухгалтер, статистик.
  • Младший служащий – секретарь, курьер и др.
  • Структура персонала может быть рассмотрена по следующим признакам:

1. Профессиональная структура персонала организации - это соотношение представителей различных профессий или специальностей (экономистов, бухгалтеров, инженеров, юристов и т.д.), обладающих комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате обучения и опыта работы в конкретной области. Профессиональное разделение труда применяется для руководителей, специалистов, служащих, рабочих. Профессия – род трудовой деятельности работающего, связанный с выполнением комплекса работ, характеризующегося определенным методом воздействия на предмет труда путем применения соответствующих орудий труда. Специальность – вид трудовой деятельности, отличающейся от профессии более четко ограниченным кругом работ (слесарь- инструментальщик).

Отличают два понятия: профессия и должность. Под должностью понимают определенное служебное место в системе предприятия, связанное с выполнением соответствующих работ, характеризующееся определенными правами, обязанностями, ответственностью, полномочиями. Профессии различают по характеру выполняемых работ.

2. Квалификационная структура персонала - это соотношение работников различного уровня квалификации (т.е. степени профессиональной подготовки), необходимого для выполнения определенных трудовых функций. В нашей стране уровень квалификации рабочих характеризуется разрядом или классом (например, для водителей), а для специалистов - категорией, разрядом или классом. Например, по уровню квалификации инженеры-конструкторы могут занимать должности «главного», «ведущего», «старшего» конструктора I, II и III категории.

3. Половозрастная структура персонала организации - это соотношение групп персонала по полу (мужчины, женщины) и возрасту. Возрастная структура характеризуется долей лиц соответствующих возрастов в общей численности персонала. При изучении возрастного состава рекомендуются следующие группировки: 16, 17, 18, 19, 20-24, 25-29, 30-34, 35-39, 40-44, 45-49, 50-54, 55-59, 60-64, 65 лет и старше.

4. Структура персонала по стажу может рассматриваться двояко: по общему стажу и стажу работы в данной организации.

5. Структура персонала по уровню образования характеризует выделение лиц, имеющих высшее образование, в том числе по уровню подготовки - бакалавр, специалист, магистр; незаконченное высшее (более половины срока обучения); среднее специальное; среднее общее; неполное среднее; начальное.

Состояние кадров на предприятии определяется с помощью следующих коэффициентов:

1) коэффициент выбытия кадров:

, (5.1)

где Чув – численность уволенных за период работников;

Чср – среднесписочная численность работников за период.

2) коэффициент приема кадров:

, (5.2)

где Чпр – численность принятых за период работников.

3) коэффициент оборота кадров:

, (5.3)

4) коэффициент текучести кадров:

, (5.4)

где Чув – численность уволенных за период работников за прогулы, по собственному желанию, за нарушение трудовой дисциплины.

22. Повышение производительности труда — одна из важных задач, стоящих перед социалистической промышленностью, решение которой должно быть неразрывно связано с уменьшением себестоимости и снижением трудоемкости выпускаемых изделий.

Основными путями повышения производительности труда и уменьшения себестоимости изделий являются:

повышение уровня комплексной автоматизации и механизации технологических процессов;

создание новых, более совершенных и технологических конструкций машин;

расширение применения станков-автоматов и полуавтоматов, а также станков с программным управлением;

увеличение числа автоматических линий и заводов-автоматов;

повышение режимов резания за счет улучшения старых и создания новых конструкций режущих инструментов, применения твердосплавных, минералокерамических и алмазных инструментов;

снижение вспомогательного времени за счет совершенствования приспособлений и методов контроля;

получение заготовок пластической деформацией (штамповкой, высадкой, выдавливанием, накатыванием и др.), точным литьем, профильным прокатом и другими прогрессивными методами;

непрерывное совершенствование действующих и внедрение новых прогрессивных технологических процессов

29. Каждое изделие, товар имеют определенное назначение в сфере потребления и, следовательно, обладают полезностью. Полезность показывает, что продукция способна удовлетворять соответствующие потребности и имеет потребительную стоимость, показывающую, что на продукцию предъявлен спрос, величина которого зависит, в свою очередь, зависит от степени пригодности продукции к потреблению.

Таким образом, качество можно охарактеризовать как экономическую категорию, отражающую совокупность свойств продукции, обуславливающих степень ее пригодности удовлетворять потребности физических и юридических лиц в соответствии со своим назначением. Для оценки уровня качества применяется совокупность показателей, которые подразделяются на две группы: дифференцированные и общие. Дифференцированные представлены совокупностью единичных показателей, характеризующих то или иное свойство, совокупность свойств продукции.

Общие показатели характеризуют качество всего объема продукции: • доля принципиально новых (прогрессивных) изделий в общем объеме их выпуска; • степень обновления ассортимента; • удельный вес продукции, на которую получен сертификат качества; • удельный вес продукции экспортируемой в другие страны в общем объеме производимой продукции; • доля производственного брака; • коэффициент сортности продукции. Совокупность различных единичных показателей изделий позволяет определить уровень качества как меры пригодности изделия к потреблению, удовлетворению конкретного спроса. Для определения количественных значений показателей качества в зависимости от специфики продукции применяются следующие методы: измерительный метод – величина показателя определяется с помощью приборов, инструментов; регистрационный метод – основан на подсчете числа отказов при стендовых испытаниях изделий; органолептический метод основан на использовании органов чувств человека: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания.

Здесь достоверность найденных значений показателей качества зависит от природных способностей и уровня квалификации лиц их определяющих; социологический метод предполагает анализ мнений потребителей о качестве продукции; дифференцированный метод основан на сравнении единичных показателей качества с соответствующими показателями изделий-эталонов; комплексный метод заключается в определении обобщающего показателя качества продукции, рассчитываемого как средневзвешенная величина с учетом коэффициентов весомости (значимости) каждого расчетного показателя. В современных условиях повышение качества продукции является одним из весомых факторов повышения эффективности деятельности предприятия. Количественная оценка повышения экономического эффекта в результате роста качества основывается на следующих положениях: – повышение качества требует дополнительных единовременных и текущих затрат на производство продукции; – улучшение качества проявляется в сфере эксплуатации продукции, то есть у потребителя. Предприятие-изготовитель продукции несет дополнительные издержки на производство, но выигрывает при увеличении спроса на более качественную продукцию, сопровождающегося ростом объема продаж и цен; – экономический эффект у производителя продукции может возникать при снижении уровня брака. Экономический эффект на предприятии проявляется в получении дополнительной прибыли, определяемой по формуле ∆П = ∆ПV + ∆ПЦ (СД - СБР), (18) где ∆П – дополнительная прибыль предприятия, полученная под воздействием перечисленных факторов; ∆ПV – дополнительная прибыль, полученная предприятием при повышении спроса и объема реализации более качественной продукции; ∆ПЦ – дополнительная прибыль, полученная предприятием за счет роста цены реализации; СД – дополнительные затраты на производство и реализацию продукции повышенного качества; СБР – уменьшение затрат в связи с сокращением количества бракованной продукции.

В теории экономики предприятия под интегральным показателем обеспечения качества продукции понимается цена качества. Она включает сумму расходов затраченных на контроль качества и издержки, образующиеся вследствие непредвиденных отказов. Поэтому цена качества состоит из двух групп расходов: расходы на обеспечение качества продукции и издержки, связанные с неудовлетворительным качеством. Расходы на обеспечение качества продукции состоят из двух групп расходов: расходов, связанных с предупреждением выпуска изделий неудовлетворительного качества и расходы, связанные с контролем качества продукции. Первая группа включает расходы на подготовку и переподготовку персонала, и расходы на совершенствование технических средств управления качеством. Вторая группа включает расходы на контроль качества готовых изделий, расходы на проведение испытаний. Издержки, связанные с неудовлетворительным качеством продукции также состоят из двух групп расходов. Первая группа отражает издержки в сфере производства, которые состоят из затрат на исправление операционного брака и затраты, связанные с переделкой изготовленных изделий низкого качества. Вторая группа отражает издержки в сфере потребления, которые включают издержки на ремонт изделий в гарантийный период и издержки, связанные с рекламациями потребителей.

Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Выдерживать конкуренцию означает способность быть выбранным среди массы аналогичных объектов. Конкурентоспособность можно также определить как совокупность сравнительных преимуществ объекта, выраженных низкой ценой и высокими показателями, либо сопоставимой или более высокой ценой также с высоким уровнем показателей качества, по сравнению с аналогичными объектами на региональном, республиканском или мировом товарных рынках. Для количественной оценки конкурентоспособности и управления ее уровнем необходимо иметь информацию о полезном эффекте данного товара и товаров-конкурентов за нормативный срок службы и совокупные затраты за жизненный цикл объектов. Полезный эффект – это отдача объекта, интегрированный показатель, отражающий совокупность свойств объекта, используемых для выполнения определенной функции или работы, либо конкретными потребителями. Полезный эффект измеряется в натуральных единицах (например, производительность однопараметрических машин и оборудования), в денежном выражении, в условных баллах. В последнем случае полезный эффект определяется несколькими дополняющими друг друга параметрами. Чтобы получить полезный эффект необходимо понести совокупные затраты за весь жизненный цикл изделия, товара.

Конкурентоспособность однопараметрических товаров (например, машин и оборудования) количественно можно определить соотношением эффективности анализируемого образца товара на конкретном рынке и эффективности лучшего образца-конкурента, пользующегося повышенным спросом на данном рынке. Эффективность рассчитывается отношением полезного эффекта товара за нормативный срок его службы в условиях конкретного рынка к совокупным затратам за жизненный цикл товара. Например, полезный эффект однопараметрических машин можно определить по формуле П = ∑ mЧ х ФПЛ х К1 х К2 х … х Кn . (19) где mЧ – часовая паспортная производительность машины; ФПЛ - годовой плановый фонд времени работы машины, ч; К1, … К n – коэффициенты, характеризующие несоответствие показателей качества машины требованиям потребителя. Они снижают полезный эффект машины. Такими коэффициентами могут быть показатели снижения производительности машины по мере ее старения, ухудшения ремонтопригодности, безотказности, повышение уровня шума, вибрации и др. Все расчетные показатели, входящие в формулу рассчитываются за каждый год нормативного срока службы. Совокупные затраты за жизненный цикл единицы однопараметрического оборудования складываются из следующих затрат: • стоимость маркетинговых исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; • стоимость организационно-технологической подготовки производства новой машины; • затраты на производство новой машины; • затраты на транспортировку машины потребителю, ее монтаж, наладку, строительно-монтажные работы; • затраты на эксплуатацию машины в течение нормативного срока; • затраты на демонтаж и ликвидацию элементов основных фондов в связи с внедрением новой машины. Конкурентоспособность товаров, по которым невозможно количественно измерить их полезный эффект или совокупные затраты, оценивается путем экспериментальной проверки этих показателей в конкретных условиях потребления, либо по результатам пробных продаж, либо с применением экспертных и других методов

42.Маркетинговая деятельность – это деятельность по решению подразделением маркетинга стоящих перед ним практических задач в коммерческой компании (предприятии, фирме).

Главной целью маркетинговой деятельности является обеспечение коммерческого успеха компании (предприятия, фирмы) и ее продуктов на рынке (см. маркетинг), что чаще всего достигается через увеличение объемов продаж в натуральном и денежном выражении. Однако в зависимости от конкретной ситуации в конкретной компании цели маркетинговой деятельности могут быть и другими.

Содержание маркетинговой деятельности заключается в поиске взаимовыгодного компромисса между потребностями потенциальных потребителей и производственными возможностями (а также ключевыми компетенциями) компании с учетом возможных действий конкурентов. Традиционно в маркетинге считается, что в маркетинговой деятельности необходимо отталкиваться именно от потребностей рынка, однако это не всегда справедливо. Маркетинговая деятельность может быть направлена как на изменение продуктов и бизнес-процессов компании для соответствия существующему спросу (повышение итоговой потребительной ценности), так и на создание, развитие либо изменение рыночного спроса (потребностей потенциальных потребителей). Но поскольку прямое управление спросом, в отличие от прямого управления продуктами и бизнес-процессами, чаще всего технически невозможно, поскольку подразумевает манипулирование сознанием и мотивацией конечных потребителей, то считается более разумным ориентироваться на существующий спрос (потребности) и подстраивать под него предложения компании. С другой стороны, практически невозможно создать инновационный для отрасли успешный продукт, ориентируясь на существующий рыночный спрос. При этом очевидным является то, что даже разработку инновационного продукта необходимо начинать с ответа на вопрос: какие потребители будут его приобретать и зачем они будут это делать?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.