Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

РАБОТЫ В ПОГРЕБАЛЬНОМ ПОКОЕ И ВСКРЫТИЕ САРКОФАГА



 

Работы второго сезона фактически начались в лаборатории, где Мейс занялся оставшимися еще с прошлого сезона великолепными колесницами и парадными ложами. Когда он с помощью Коллендера закончил их консервацию и упаковал, я приступил к перемещению двух статуй стражей, которые стояли перед входом в погребальный покой, а затем, в силу необходимости, снес простенок, отделявший его от передней комнаты. Иначе невозможно было бы справиться с большими погребальными ковчегами внутри погребального покоя и вынести некоторые из находившихся в них предметов погребальной утвари. Даже после этого теснота доставляла нам значительные трудности: мы вынуждены были передвигаться в очень ограниченном пространстве, выполняя наиболее сложную задачу- разборку четырех, не считая пятого внутреннего, находившихся один в другом саркофагов.

Помимо тесноты и высокой температуры, которая преобладала здесь, трудности возрастали вследствие значительной тяжести различных деталей, из которых были составлены саркофаги. Они были изготовлены из дубовых досок толщиной 5,5 сантиметра и поверх грунтовки покрыты великолепной тонко выполненной позолотой. Доски в общем превосходно сохранились, хотя ссохлись от пребывания в течение трех тысяч трехсот лет в столь сухой атмосфере; позолота же, наложенная на грунтовку, слегка рассохлась; в результате кое-где между деревянным остовом и орнаментированной золотой поверхностью образовались пустоты и позолота при каждом прикосновении разрушалась и осыпалась. Таким образом, перед нами стала проблема, как в этом весьма ограниченном пространстве отделять и передвигать весившие от четверти до трех четвертей тонны части саркофагов, не причиняя им чрезмерных повреждений. При этом возникали и другие осложнения, и одно из них заключалось в том, что отдельные составные части саркофагов соединялись скрытыми деревянными шипами, вбитыми в деревянную раму, в крышу, карнизы и резные украшения. Только легким нажимом можно было обнаружить места скрепле­ния различных частей и таким образом узнать место соединявших их шипов. Затем мы вводили туда плоскую пилу, перепиливали шипы, отделяли и извлекали части саркофагов. Открыв способ преодолевать такого рода препятствия после разборки внешнего ковчега, мы уверовали в себя и вообразили, что уже знаем, как обращаться с последующим саркофагом или саркофагами.

Однако хотя ближайший из следующих саркофагов был собран аналогичным образом, многие из скрытых шипов оказались из массивной бронзы, а на них было начертано имя Тутанхамона. Перепилить шипы, как в первом случае, было невозможно. Следовало изыскивать новые методы. В дальнейшем, вопреки нашим ожиданиям, постоянно возникали новые непредвиденные препятствия, хотя площадь, которой мы располагали для работы, увеличивалась. Но после того как в погребальный покой доставили помост и подъемные приспособления, они заняли почти все имевшееся в нашем распоряжении пространство. Когда удавалось отделить некоторые части, оказывалось, что вымести их из комнаты невозможно - не хватало места. Мы стукались головами, царапали себе пальцы, протискивались взад и вперед, подобно ласкам, и работали в самых невероятных позах. Если я не ошибаюсь, один из выдающихся химиков, помогавший нам в работах по консервации, при описании древних предметов в гробнице обнаружил, что он вместе с ними включил в свои записи и некоторые современные вещи. Тем не менее я рад отметить, что мы причинили больший ущерб себе, чем саркофагам.

Во время второго сезона перед нами стояли следующие задачи в связи с работами в погребальном покое.

Во-первых, мы должны были вынести из передней комнаты статуи стражей, на которых была начертана внушительная надпись: «Добрый бог, которым гордятся, властитель, которым хвалятся, царственный дух Ка, Горахте, Осирис, царь, владыка земель Небхепрура» [26].

В то же время мы должны были снести простенок, который отделял переднюю комнату от погребального покоя. Он был сооружен из высушенного кирпича с тяжелыми связующими деревянными прокладками и покрыт с обеих сторон твердой штукатуркой. Наконец, нужно было отделить части больших саркофагов внутри погребального покоя и таким образом открыть великолепный желтый саркофаг из кварцита, содержащий бренные останки царя. Это отняло у нас восемьдесят четыре дня тяжелого физического труда. Чтобы дать некоторое представление о сложности этой операции, достаточно упомянуть, что первый наружный золотой ковчег, заполнявший почти весь погребальный покой, имел 5,2 метра в длину, 3,35 метра в ширину и 2,75 метра в высоту и что четыре наружных саркофага состояли в общей сложности из восьмидесяти отдельных частей, каждая из которых требовала особого метода обращения и нуждалась в кропотливом испытании: нужно было установить, как с ней следует обращаться, чтобы свести до минимума возможные повреждения.

После того как простенок был снесен, перед нашими взорами отчетливо предстал большой наружный ковчег и мы впервые смогли оценить его величие, особенно восхитительную золотую отделку и инкрустации из синего фаянса, поверх которых были наложены позолоченные перемежающиеся эмблемы защиты - «джед» и «тет».

Затем мы должны были вынести из погребального покоя и доставить в лабораторию все более мелкие предметы погребальной утвари, обнаруженные между ковчегом и стеной погребального покоя, а также между отдельными саркофагами.

После этого надо было соорудить и внести в усыпальницу леса и подъемные приспособления, чтобы разобрать наружный ковчег. Когда наше, в силу необходимости, примитивное снаряжение было установлено на месте, мы начали снимать с петель очень тяжелые створчатые двери наружного ковчега. Они были подвешены на медных шарнирах, вставленных внизу и вверху в соответствующие гнезда. Это было утомительное и рискованное предприятие. Приходилось приподнимать брусья передней стороны ковчега, чтобы вынуть верхние и нижние шарниры, закрепленные на задних планках дверей. Нам пришлось вынести три отдельные части крышки. Они при помощи шипов прикреплялись к карнизу, состоящему из четырех секций выкружки с фризом. Последние в свою очередь шипами соединялись со стенками ковчега и удерживались посредством тяжелых медных скреп в форме буквы S. На каждой из них была надпись, указывающая ее правильное направление (северо-восток, юго-запад и т. д.).

После того как был снят карниз, следовало заняться стенками. Они держались теперь без всякой опоры, если не считать наших лесов и четырех угловых балок, в которых они закреплялись шипами. Стенки удалось вынуть сравнительно легко, однако за недостатком места их невозможно было вынести, и нам пришлось прислонить их к стенам погребального покоя в ожидании времени, когда появится возможность извлечь их отсюда - другими словами, когда будут разобраны и убраны внутренние саркофаги, которые пока что мешают выносить крупные вещи. С удалением угловых балок завершалась наша первая задача - разборка наружного ковчега.

Следующую и притом весьма сложную проблему создавал полотняный покров, полностью закрывавший второй саркофаг. Ткань была в весьма ветхом состоянии и угрожала полным распадом. Свисавшие края порвались от собственного веса и от тяжести нашитых металлических розеток. К счастью, в результате экспериментов доктора Александра Скотта, дюропрен (хлорированная резина, смешанная с каким-либо органическим раствором вроде цилена) оказался исключительно эффективным для закрепления поврежденного материала. Применение этого средства придало покрову достаточную прочность, так что мы смогли намотать его на деревянный валик, специально изготовленный для этой цели. Теперь можно было перенести покров в лабораторию, где по мере возможности материю надлежало окончательно обработать и снабдить подкладкой.

Когда полотняный покров и деревянный остов, который служил для него своеобразной опорой, были удалены, мы смогли заняться вторым саркофагом - прекрасным позолоченным сооружением, почти во всем сходным с ковчегом, если не считать отсутствия инкрустации из синего фаянса (табл. 63). Его створчатые дверцы запирались на засовы наверху и вни­зу. Их заботливо скрепили шнурком, подвязанным к металлическим ско­бам, и запечатали (табл. 66).

Глиняная печать на этом шнурке была нетронута и имела два различных оттиска: один с тронным именем Тутанхамона - Небхепрура над изображением шакала, попирающего девять врагов, а другой - только с печатью царского некрополя, без каких-либо иных пометок или отличительных знаков царского достоинства.

Это была большая удача. Теперь стало совершенно очевидным, что за этими двумя печатями мы найдем все нетронутым со времени погребения царя.

С большими предосторожностями шнуры были развязаны и створчатые дверцы открыты - и перед нами предстал третий саркофаг, также запечатанный и нетронутый - оттиски печатей на этом третьем саркофаге были такими же, как на втором.

На данном этапе нашей работы уже представлялась возможность, открыв эти новые дверцы, проникнуть в тайну саркофагов, столь ревниво охраняемую на протяжении столетий. Поэтому, отложив все остальное, я решил прежде всего проделать этот опыт.

В нашей напряженной работе это был волнующий момент. Мы увидели то, чего не был удостоен ни один человек нашего времени. Подавляя волнение, я осторожно перерезал веревку, устранил драгоценную печать, отодвинул засовы и открыл дверцы. И тогда я обнаружил четвертый саркофаг! По своему внешнему виду он походил на остальные, но по мастерству исполнения был еще совершеннее.

Решительный момент наступил! Волнующий момент для всякого археолога! Что скрывал этот четвертый саркофаг? В крайнем возбуждении я отодвинул засовы последних незапечатанных дверей; они медленно раскрылись: заполняя все пространство, стоял поистине ни с чем не сравнимый огромный желтый кварцитовый саркофаг (табл. 69). Крышка была плотно закреплена, и казалось, благочестивые руки только что прикасались к ней. Какой незабываемый миг! Зрелище производило особенно сильное впечатление благодаря разительному контрасту, создаваемому металлическим блеском золотых наружных саркофагов. Особенно поражали изваяния богинь на углах саркофага, распростерших руки и крылья вдоль его стен, словно защищая от непрошенных пришельцев.

Мы могли теперь воспользоваться приобретенным опытом и имели более ясное представление о работе, к которой тотчас должны были приступить. Оставшиеся три наружных саркофага следовало сперва разобрать на части и вынести из погребального покоя. Только после этого можно было обратиться к внутреннему саркофагу. Таким образом, мы проработали еще месяц, сперва разбирая второй саркофаг, а затем третий, пока не был полностью освобожден четвертый, наименьший из наружных саркофагов. Мы увидели, что он имеет форму золотой капеллы (табл. 64). Над его створчатыми дверцами и западной панелью находились изящные барельефы богинь-хранительниц мертвых, величавый облик которых подчеркивал их назначение. Стенки саркофага были покрыты религиозными текстами.

Между третьим и четвертым саркофагами мы нашли парадные луки и стрелы и рядом с ними два великолепных опахала-атрибуты членов царского дома, которые так величественно выглядят в сценах, где изображаются цари. Обычно их несут придворные, следующие за своими повелителями. Одно из найденных нами опахал лежало в головах, а другое - у южной стенки четвертого саркофага. Первое было обшито листовым золотом и украшено обаятельным изображением юного царя Тутанхамона в колеснице. В сопровождении любимой собаки он охотится на страусов в «восточной пустыне Гелиополя», как гласит надпись на рукоятке, чтобы добыть перья для опахал. На другой стороне опахала, также тонко украшенной рельефами, представлено триумфальное возвращение с охоты юного «господина Доблести». Его добыча состоит из двух страусов, которых несут на плечах двое слуг, идущих впереди, а перья сам царь держит под мышкой.

Второе опахало больше и, пожалуй, еще великолепнее. Оно сделано из эбенового дерева (табл. 65), покрыто листовым золотом и инкрустировано бирюзой, лазуритом и стеклом, окрашенным под цвет карнеола, а также прозрачным алебастром; на верху рукоятки начертана титулатура Тутанхамона. К несчастью, от страусовых перьев этих опахал сохранились только остатки. Хотя опахала и пострадали от насекомых, мы все же можем представить себе их первоначальный вид: белые перья чередовались с коричневым - на каждом опахале их было по сорок два.

Вопреки нашим ожиданиям крышка и карниз четвертого саркофага отличались от предшествующих трех по своей форме и представляли единое целое, а не были составлены из разных частей, как крышки и карнизы предыдущих саркофагов. Так как крышка оказалась чрезвычайно тяжелой, естественно, возникал вопрос, каким образом ее поднять и повернуть в таком тесном пространстве. Это была одна из наиболее трудных проблем, и пришлось затратить много дней напряженного труда, прежде чем мы смогли поднять крышку, осторожно повернуть ее и вынести в переднюю комнату, где она находится и сейчас. Разборка продольных и боковых стенок и дверей четвертого саркофага оказалась более легким делом. Саркофаг заключал в себе внутренний (пятый) саркофаг и, как выяснилось, был точно подогнан к нему. Это была последняя трудная задача, связанная с разборкой саркофагов. Таким образом, закончилась наша работа, длившаяся свыше восьмидесяти дней.

В процессе ее стало ясно, что древнеегипетские ремесленники столкнулись с огромными трудностями, устанавливая саркофаг в подобной тесноте. Тем не менее их задача оказалась легче нашей, ибо они имели дело со свежесрубленным и гибким деревом, с прочными и крепкими золотыми украшениями. В этом узком промежутке им в первую очередь необходимо было разместить вдоль четырех стен комнаты в должной последовательности части саркофагов: сперва вносились различные детали и панели первого, а затем поочередно каждого последующего саркофага. После этого, рассуждая логически, они установили четвертый - внутренний саркофаг, а за ним поочередно остальные. Очевидно, работа велась именно в этой последовательности. Плотничья и столярная работа, потребовавшаяся для этих сооружений, отличалась высоким мастерством. Каждая деталь была тщательно пронумерована и снабжена отметкой, указывающей направление, ориентировку. Строители саркофагов, безусловно, были больши­ми мастерами в своей области. В то же время очевидно, что погребение было совершено с большой поспешностью и рабочие, которым было поручено выполнение последних приготовлений, во всяком случае не отличались аккуратностью. Они довольно уверенно разместили отдельные части четырех наружных саркофагов вокруг внутреннего (кварцитового), но по небрежности перепутали их порядок по отношению к четырем сторонам света. Прислонив их наподобие щитов к четырем стенкам вокруг кварцитового саркофага, они поступили вопреки указаниям, начертанным на различных деталях. В результате после сборки дверцы саркофагов оказались обращенными на восток, а не на запад, сторона, прилегающая к ногам, смотрела на запад, а не на восток, как полагалось; соответственно были перемещены и боковые стенки. Эта ошибка вполне простительна, ибо комната была слишком мала для правильного расположения отдельных частей, но другие признаки указывали на явную неряшливость. Отдельные части были скреплены с риском повредить их позолоченные украшения. Глубокие следы от ударов какого-то тяжелого инструмента вроде молотка и по сей день видны на позолоте, кое-где отбиты части облицовки; мусор, оставшийся после работы, например древесные стружки, так и не был убран.

Когда была снята крышка четвертого саркофага, обнажилась крышка внутреннего кварцитового саркофага, а удаление трех стенок и дверей последнего из наружных саркофагов целиком освободило этот великолепный каменный памятник. Мы были полностью вознаграждены. Освобожденный от всех скрывающих его оболочек, стоял величественный саркофаг чудесной работы, вырезанный из монолитного блока прекрасного желтого кварцита. Он имел 2,75 метра в длину, 1,5 метра в ширину и 1,5 метра в высоту.

Было третье февраля, когда мы впервые смогли детально рассмотреть это изумительное произведение искусства, стоящее в одном ряду с прекраснейшими памятниками мира. Он имел пышный антаблемент, состоявший из полужелобка, образующего карниз, профилированного выступа и фриза с надписями. Но наиболее примечательные украшения саркофага - горельефные изображения богинь-хранительниц Исиды, Нефтиды, Нейт и Селкит, вырезанные на всех четырех углах и расположенные таким образом, что их распростертые крылья и протянутые вперед руки заключают саркофаг в объятия, как бы защищая его.

Вокруг основания тянется обрамление из эмблем защиты «джед» и «тет». Углы саркофага покоятся на алебастровых плитах. Между последним из наружных саркофагов и внутренним кварцитовым саркофагом не было никаких предметов, за исключением эмблемы «джед», помещенной с южной стороны для «подкрепления» и, возможно, «защиты» владельца.

Когда свет наших ламп упал на этот великолепный памятник, все его украшения заискрились, как последний торжественный призыв, обращенный к богам и людям. Здесь, у гроба юного царя, мы ощутили величие, которое придала ему смерть. В глубокой тишине, обострившей чувства, нам казалось, что прошлое встретилось с настоящим - время остановилось в ожидании.

Каждый думал - не вчера ли с пышными церемониями погребли юного царя в этом саркофаге? - так свежи были эти призывы, обращенные к нашему состраданию. И чем пристальнее мы вглядывались, тем сильнее становились наши иллюзии. Четыре богини, изваянные на углах саркофага, казалось, молили о защите порученного их попечениям. Разве не совершеннейшая египетская элегия, высеченная из камня, была перед нами?

Под цвет кварцитового саркофага была окрашена плита из розового гранита. Она треснула посредине, и ее закругленные верхние края сильно осели. Трещина была заботливо скреплена и выкрашена сверху в тон крышки. Без сомнения, первоначально предполагали перекрыть саркофаг плитой из кварцита, но, видимо, этому помешала какая-то случайность. Может быть, крышка еще не была готова к моменту погребения царя и ее заменили этой грубо обработанной гранитной плитой.

Трещина весьма осложнила заключительный этап нашей работы и потребовала нового напряжения. Однако трудности удалось преодолеть. Мы наложили по краям железные угольники. Затем обе части плиты были подогнаны друг к другу по линии излома, и это дало возможность поднять ее посредством блоков целиком.

Много необыкновенных событий произошло в Долине царей с тех пор, как она стала местом погребения фараонов Нового царства. Но да простит меня читатель за то, что я считаю данную сцену не менее интересной и драматичной. Для нас самих во всяком случае это был величайший момент - момент, которого мы страстно ожидали с тех пор, как стало очевидно, что открытая в ноябре 1922 года усыпальница должна быть гробницей Тутанхамона, а не тайником, где были спрятаны, как утверждали некоторые, предметы его погребальной утвари.

Никого из нас не минуло ощущение торжественности совершавшегося. В каком состоянии мы найдем мумию? Об этом думали все, хотя в гробнице царило молчание.

Блоки для подъема плиты были уже приготовлены. Я отдал приказ. В напряженной тишине огромная разломанная надвое плита, весящая более тонны с четвертью, поднялась со своего ложа. Свет упал на саркофаг. То, что мы увидели, несколько смутило и разочаровало нас. Ничего нельзя было различить, кроме тонких полотняных покровов (табл. 78).

Плита повисла в воздухе. Один за другим мы сняли покровы, и, когда последний из них был удален, возглас удивления вырвался из наших уст. Великолепное зрелище предстало перед нашими глазами: выполненное с исключительным мастерством золотое изображение юного царя заполняло всю внутренность саркофага. Это была крышка чудесного антропоидного гроба около 2,25 метра в длину, покоящегося на низких носилках, украшенных изображениями львиных голов. Несомненно, это был наружный гроб, заключавший в себе еще несколько и содержавший бренные останки царя. Крылатые богини - Исида и Нейт заключали гроб в свои объятия. Их сверкающие золотые изображения на гипсовой облицовке гроба как будто только что вышли из рук мастера. Они были сделаны техникой низкого рельефа, в то время как голова и руки царя представляли собой чрезвычайно тонко и изящно выполненные из массивного золота произведения круглой скульптуры, превосходящие все, что возможно себе представить. Это чрезвычайно усиливало впечатление. Руки, скрещенные на груди, сжимали царские эмблемы - крючкообразный скипетр и бич, инкрустированные толстым слоем синего фаянса. Используя в качестве ма­териала листовое золото, художник великолепно передал лицо со всеми его характерными чертами. Глаза сделаны из арагонита и обсидиана, бро­ви и веки - из искусственного лазурита. Своеобразный реализм сказывал­ся в том, что большая часть антропоидного гроба, покрытая узором в виде перьев, была сделана из блестящего золота, а обнаженные кисти рук, так же как и лицо, казались иными. Чтобы воспроизвести цвет человеческого тела, использовался особый сплав. Таким образом достигалось впечатление бледности, присущей покойникам. Лоб юного царя украшали две эмблемы - коршун и кобра - символы Верхнего и Нижнего Египта. Обе покрыты изящной сверкающей инкрустацией. Но, быть может, наиболее трогательным в своей простоте и человечности был крошечный венок из цветов, обрамляющий эти эмблемы. Нам хочется думать, что это последнее прощальное приношение овдовевшей молодой царицы, юной повелительницы обоих царств, своему супругу. Среди всего царственного великолепия, державного величия и блеска золота не было ничего прекраснее этих нескольких увядших цветков, еще сохранивших слабые следы прежних красок. Они свидетельствуют о том, сколь кратки в действитель­ности тридцать три столетия - это всего лишь вчера и завтра. В самом деле, этот незначительный и такой естественный штрих роднит древнюю цивилизацию с современной.

Итак, по лестнице, через круто понижающийся проход, переднюю комнату и погребальный покой мы проникли к золотым наружным саркофагам; теперь перед нами предстали внутренние саркофаги. Наши взоры были обращены к их содержимому, к покрытому золотом гробу, изображающему юного царя в образе Осириса; нам казалось, что его бесстрастный пристальный взгляд воплощал древнюю веру человека в бессмертие.

Образ фараона пробудил в нас разнообразные и смутные чувства. Их нельзя выразить словами, но прислушайтесь - вы услышите в тишине призрачную поступь удаляющихся плакальщиков.

Мы погасили наши лампы, поднялись по шестнадцати ступеням и вновь увидели голубой свод небес, где владычествует Солнце. Однако наши помыслы все еще были заняты великолепием усопшего фараона, и в нашем сознании звучал его последний призыв, начертанный на гробе: «О мать Нут! Да будут распростерты надо мною твои крылья, как извечные звезды».

ПАРАДНЫЕ КОЛЕСНИЦЫ

 

Каждая находка, обогащающая наши знания, заставляет с новой силой восхищаться техническим совершенством древнеегипетских ремеслен­ников, имевших в своем распоряжении сравнительно ограниченные средства. Изображения на стенах погребальных храмов, а также прекрасные образцы колесниц, открытые в Египте в течение XIX и XX столетии, доказывают, что египтяне были умелыми мастерами. Колесница из египетского собрания Флорентийского музея и другая, открытая М. Денисом в гробнице Иуи и Туи, хранящаяся в Каирском музее, служат тому наглядным примером. Они превосходно сконструированы, прочны и в то же время чрезвычайно легки, тщательно выполнены и отличаются совершенством линий. Их остовы сделаны из изогнутых кусков дерева, обтянутых кожей; одна колесница покрыта украшениями. Хотя подобные колесницы отнюдь нельзя причислить к парадным, тем не менее ими пользовались фиванские вельможи.

Парадные колесницы впервые стали известны благодаря кузову, открытому в гробнице Тутмоса IV. Он был найден Девисом и ныне хранится в Каирском музее. К несчастью, грабители еще в древности сильно повредили его: колеса, ось и дышло были поломаны, но сам кузов уцелел. Это не только совершенное произведение ремесленного мастерства, но и великолепный образец прикладного искусства. Снаружи и внутри кузов украшали батальные сцены и орнамент, выполненный плоским рельефом па необычайно легких филенках, вставленных в остов из изогнутых кусков дерева. Эти филенки, обтянутые холстом и зашпаклеванные, несомненно, когда-то были украшены золотом.

Однако полное представление о великолепии подобных колесниц мы смогли получить лишь после открытия лучше сохранившихся экземпляров в передней комнате изучаемой нами гробницы.

Мы нашли их здесь нагроможденными в беспорядке и, к несчастью, сильно пострадавшими от рук воров, которые очень грубо пытались ободрать наиболее ценные золотые украшения. Но не только грабители вино­ваты в этих повреждениях. Проход, ведущий в гробницу, был слишком узок. Колесницы не входили целиком, и их разобрали на части. Даже оси пришлось распилить пополам, чтобы доставить их в комнату, где все эти части были нагромождены одна на другую. И тем не менее, за исключением некоторых сорванных и исчезнувших незначительных деталей украшений и кусков кожи, превратившихся из-за сырости и высокой температуры в липкую массу, колесницы сохранились в целости, вплоть до остатков подстилок. Когда время позволит, можно будет попытаться собрать их заново.

Великолепные по своей художественности изображения должны оправдать любую затрату времени и труда на приведение в порядок этих колесниц. Сверху донизу покрытые золотом, каждый сантиметр которого украшен рельефными изображениями и обычными для египетского искусства сценами, они инкрустированы по краям тщательно выполненным орнаментом из полудрагоценных камней и разноцветного стекла в золотой оправе.

Кузова найденных нами колесниц, так же как и других, не имеют сидений. Возничий царя во время езды всегда стоял. Если ему и приходилось сидеть, то это случалось редко. Сзади кузова совершенно открыты, так что ездок может легко спрыгнуть на землю и в случае необходимости вскочить снова. Днища их сделаны из кожаных ремней, покрытых или звериной шкурой, или ворсистым полотном, благодаря эластичности которых легко можно было перенести толчки экипажа. Подобное устройство днища кузова было прообразом рессор - настоящие рессоры совре­менного типа применяются в колесном транспорте Европы с XVII века. До этого времени кузова экипажей подвешивались посредством длинных кожаных ремней к подпорке, укрепленной на нижней раме. Египетские колесницы имели еще одно удобство: колеса и оси у них сдвинуты как можно дальше назад. Таким образом возможно лучше использовать упругость дышла. Основу подобной колесницы составляют ось и два колеса. По указанным причинам эта основа помещалась под задним краем кузова, но поскольку тот частично покоился на дышле, а последнее постоянно было закреплено на оси, то оно также составляло часть нижней основы колесницы. Таким образом, так как кузов ее опирался на ось и дышло, последнее было особенно сильно изогнуто у самого края, чтобы дно кузова при запряжке коней сохраняло горизонтальное положение.

В результате подобного устройства вес кузова и колесничего переносился частично на колеса, частично на лошадей, но, так как колесничий стоял обычно у заднего края кузова, наибольшая тяжесть приходилась все же на основу экипажа.

Кожаными полосами кузов прикреплялся к оси и дышлу. Кроме того, дышло своим передним краем поддерживало кузов при помощи толстых ремней. Толстыми ремнями он был привязан также к переднему краю дышла. Таким образом, дышло играло роль не только ярма, но отчасти и основы экипажа.

Колеса с шестью спицами или радиальными планками обнаруживали в своей конструкции такие специальные познания египтян в механике, по сравнению с которыми мы ненамного продвинулись вперед. Они легки, хотя их спицы и втулки прочны, насколько это возможно для деревянного колеса.

Так как обнаруженные нами колесницы покрыты листовым золотом и поэтому являются уникальными, их нельзя разделить на части и подвергнуть более углубленному исследованию. Для этой цели я использую обломки одного колеса, найденного при изысканиях лорда Карнарвона в гробнице Аменхотепа III в Вадиейне - ответвлении Долины царей. Это колесо, несомненно, происходит из той же самой царской мастерской и древнее самое большее на двадцать пять лет.

Вместе с этими фрагментами колеса были найдены незначительные части днища кузова колесницы, а также остатки упряжи. Все они по форме и методам изготовления имеют сходство с идентичными деталями более совершенных колесниц из гробницы Тутанхамона. Сохранились обломки обода колеса, нижние части спиц и кусочки внутренней и внешней закраин втулки, к которой приклеились части кожаной упряжи.

Сделано колесо следующим образом: втулка и спицы составлены из шести деревянных сегментов, каждый из которых имеет форму буквы V. Соединяясь, эти сегменты образуют ступицу колеса, а их стороны - спицы. Таким образом, последние состоят из двух продольных половин, а ступица - из шести сегментов. Каждый из них имеет сбоку по гнезду, соответствующему шипу на соседнем сегменте. Следовательно, с обеих сторон ступицы имеется по шесть гнезд. В них вставлены шипы, которые соединяют ступицу на ободах двух цилиндрических закраин, подогнанных к ее внутренней и внешней стороне. Эти длинные цилиндрические закраины предназначены для того, чтобы удерживать колесо в вертикальном положении, когда колесница кренится в сторону. Вместе с тем они выполняют также важную конструктивную задачу: их шипы, вставленные в прорези втулки, обеспечивают сцепление отдельных частей и образуют прочную ступицу. Цилиндрические закраины, ступица и спицы при сборке обтягивались недубленой кожей, которая, высыхая, сжималась и плотно скрепляла их. Если мне удалось все это хорошо объяснить, то станет понятным, что остроумная по своей конструкции форма колеса сочетает легкость с надежностью креплений и значительной прочностью даже при большой нагрузке.

Хотя колесница подверглась очень грубому обращению, места соединений лишь с трудом можно увидеть невооруженным глазом - настолько совершенна работа столяра! Спицы кажутся вросшими во внешний обод колеса, и расшатывание скреплений исключается выступами шипов. Шины сделаны из кожи.

Мастерство конструкции колесницы в значительной степени зависит от умелого подбора материалов. Древние египтяне для различных частей колесницы выбирали различные породы дерева, как мы делаем это и поныне. Дереву механически придавали гнутую форму.

Для сооружения колесниц необходимо было совмещать приемы, редко сочетающиеся в одной отрасли ремесла, поскольку приходилось использовать самые различные материалы. В древнеегипетских стенных росписях и скульптурных изображениях художники не преминули подчеркнуть, какие детали колесниц изготовлялись столяром, какие - колесником, шорником и другими ремесленниками. Такая принадлежность упряжи, как ярмо (табл. 76), которое закрепляли на переднем конце оглобли и подвязывали к упряжным седлам поверх попон, так же хорошо служило и для опоры колесницы: оно удерживало лошадей на одном и том же расстоянии и в одном и том же положении по отношению друг к другу.

Стрекала, напоминающие шпоры, укреплялись между нагрудной упряжью и уздой с таким расчетом, чтобы лошади не уклонялись в сторону от установленного пути. Так как в гробнице найдены при каждой колеснице по два таких стрекала, можно предположить, что к каждой лошади подвязывалось только одно из них и притом с наружной стороны.

Судя по различным фрескам, где царь изображен в своей колеснице, лошади покрывались пышными попонами, на шею им надевали различные украшения, а на головах и в уздечках укрепляли плюмажи из страусовых перьев. Однако а гробнице мы ничего подобного не нашли. Имевшаяся кожаная упряжь и шлея, по-видимому, не сохранились, но большая часть украшений упряжи - из покрытого рельефом листового золота - оказалась на месте. Поэтому при тщательном и длительном изучении упряжь можно будет в основном реконструировать.

До сих пор мы не знаем, какого рода удила употребляли для управления лошадьми. Грабители забрали все изделия из металла, которые они были в состоянии унести, в том числе и удила. Судя по внешнему виду и поступи лошадей, изображенных на расписном ларце, найденном в гробнице, можно предполагать, что удила были тяжелыми, «уздечного» типа. Вожжи, очевидно, проходили сквозь кольца, подвязанные к нагрудной упряжи, и были достаточно длинными, чтобы их можно было обвязать вокруг талии царя, так что руки последнего оставались свободными для самозащиты, ибо царь постоянно выезжал один на своей колеснице. Применялись наглазники - несколько пар их сохранилось в гробнице. Колесницы обильно снабжены полными колчанами стрел, поскольку лук являлся главным оружием во время атаки. Одним из отличительных признаков царских колесниц служил золотой сокол с солнечным диском на голове, укрепленный на переднем конце дышла (табл. 75). Это был символ царского дома, так же как и плюмаж из страусовых перьев на головах лошадей.

Среди четырех колесниц, найденных нами в передней комнате (в кладовой и сокровищнице, пока еще не исследованных нами, есть еще колесницы), можно различить парадные колесницы и простые повозки. Последние более открыты и легче по своей конструкции. Вероятно, они предназначались для охоты и военных упражнений.

Отделанные золотом парадные колесницы с их пышными украшениями и сбруей должны были производить величественное впечатление во время торжественных шествий, в которых принимал участие царь, особенно если представить, как ярко отражалось сверкающее восточное солнце на полированной поверхности металла. Об этом говорится в надписи на одной из стел Эхнатона, устанавливающей границы его города: «Его величество взошел на великую колесницу из электрона, подобно Атону, когда он восходит на горизонте и наполняет страну любовью своей».

Я думаю, что из последующего несколько краткого описания и особенно из сопровождающих его иллюстраций, показывающих колесницы и их части, можно составить известное представление обо всем их великолепии.

Под ярким небом Египта, в шествии, полном блеска, переливающихся красок и богатства, они должны были создавать впечатление изумительной пышности своей пламенеющей в лучах солнца упряжью и колеблющимися на головах лошадей плюмажами. Вряд ли какой-либо другой народ превосходил древних египтян этой эпохи любовью к подобной роскоши. Об этом можно судить не только по изображениям, но и по тем предметам, которые время и обстоятельства сохранили для нас в гробнице.

Как можно заметить (табл. 73), кузова парадных колесниц не только открыты сзади, но имеют также полуовальные выемки с боков. К верхней раме кузова из изогнутого деревянного стержня примыкает второй обод, который, несколько выступая, образует карниз. Пространство между обоими обо дам и заполнено свободно расположенными прорезными изображениями, в центре находится традиционный символ объединения обоих царств, а с каждой стороны - плененные враги Египта. Золотая отделка передней части кузова покрыта рельефами и инкрустирована обычным орнаментом: тщательно выполненной спиралью, узором из перьев и завитками, а также изображениями глаз быка. Кроме того, с обеих сторон помещены пластинки с титулами царя. На наружной стороне кузова колесниц также начертаны царские титулы, которые поддерживаются символическим знаком союза обоих царств. На одной из колесниц к этим эмблемам привязаны изображения пленников из северных и южных стран. Внизу тянется чудесный орнамент: пленники со связанными за спиной руками (табл. 71) преклоняют колени перед Тутанхамоном в облике льва с человеческой головой. Торжествуя, он попирает чужеземных врагов Египта (табл. 72).

Обычный орнамент подобного рода, в котором покоренные народы олицетворены отдельными фигурами в условных позах, с характерными индивидуальными чертами и особенностями, рассматривался всеми как естественный символ могущества монарха.

Желание унизить врагов, отсутствие великодушия в сердцах победителей прекрасно выражены в сценах битв фараона. Фигуры, смешавшиеся в общей свалке, дышат несравненной силой и энергией.

Внутренняя сторона кузова другой колесницы, так же как и наружная, украшена простым узором из перьев, завитков и розеток. Кроме того, нижняя часть облицовки отделана инкрустированными золотыми и серебряными медальонами.

У обеих колесниц полуовальные вырезы по сторонам кузова обрамлены цветочным фризом. Он богато инкрустирован полудрагоценными камнями, стеклом и фаянсом.

В местах скрепления кузова с осью расположены пышно орнаментированные каменные наконечники, причем на одной из колесниц сверху помещена гротескная золотая голова бога Беса (табл. 73).

Деревянные оси колесниц охвачены золотыми обручами, расположенными на некотором расстоянии один от другого. Они украшены стеклом и полудрагоценными камнями, сочетания которых образуют причудливые цветы и начертания названий враждебных стран (табл. 74).

Спицы, ступица и ободки каждой пары колес покрыты тонкими золотыми листами; шины сделаны из кожи. Деревянные оглобли ничем не украшены, за исключением золотого наконечника. На нем укреплен сокол с солнечным диском на голове. Диск заполняет рельефное начертание тронного имени царя. Так как фараоны считались представителями бога Солнца на земле, не будет слишком смелой гипотезой предположить, что эти изображения должны были символизировать их происхождение от Солнца.

Каждое ярмо, сделанное из изогнутого куска дерева и прикрепленное к дышлу, было покрыто золотом. Загнутые концы одного из них украшены резными изображениями пленников-чужеземцев (табл. 76).

На краях упряжных седел, к которым прикреплялось ярмо, находятся головы бога Беса. Через его широко открытый рот пропущены ремни подпруги. Подобное сочетание украшений и скреплений из ремней, быть может, навеяно тем, что этот бог обычно изображается на предметах погребальной утвари с длинным, высунутым языком. Ремни, выпущенные изо рта, очевидно, напоминают об этом. Над упряжными седлами расположены спинки с валиками из арагонита, украшенные филигранью красного золота.

При каждой колеснице найдена пара напоминающих шпоры стрекал, о которых уже шла речь выше, а также всегда необходимые опахала от мух, сделанные из конских хвостов.

Можно смело утверждать, что эти парадные колесницы занимали в египетском церемониале такое же место, как парадные кареты в совре­менном кортеже [27].

ВСКРЫТИЕ ТРЕХ ГРОБОВ

 

Умудренные накопленным в прошлом опытом, мы сочли за лучшие возобновить нашу работу в гробнице как только спадет страшный зной, не дававший возможности продолжать изыскания. Мы старались довести до конца необходимые научные мероприятия и преодолеть последние возможные препятствия, чтобы как можно раньше открыть гробницу для публики во время туристского сезона.

Наши старания полностью оправдались, так как между первым января и пятнадцатым марта 1926 года гробницу посетило свыше двенадцати тысяч человек и в течение того же периода я получил двести семьдесят восемь заявлений с просьбой разрешить осмотр предметов, находящихся в лаборатории, и ознакомиться с работой в ней. Закупив необходимые для раскопок материалы, я покинул двадцать третьего сентября Лондон и двадцать восьмого прибыл в Каир.

Как обычно, в Каире нашлось немало дел, которыми надо было заняться, прежде чем отправиться в Луксор.

В Египте при раскопках приходится всегда предвидеть задержки, и надо уметь терпеливо их переносить. П. Лако, генеральный директор Службы древностей, был в отъезде в Европе. Первого октября я повидался с Эдгаром, замещавшим Лако в музее, и мы решили наладить в Долине электрическое освещение, с тем чтобы включить свет с одиннадцатого октября.

Одновременно я воспользовался случаем, чтобы обсудить с ним генеральную программу работ на данный сезон. Ближайшая задача, само собой разумеется, состояла в том, чтобы, во-первых, вынуть из кварцитового саркофага три гроба, вложенных один в другой, поочередно открыть их и исследовать; во-вторых, следовало подвергнуть детальному изучению мумию царя с помощью Дугласа Дерри, профессора анатомии Медицинской школы в Каср-эль-Айни, и доктора Салех-бей Хамди, бывшего директора этой школы; наконец, в-третьих, если позволит время, надо было осмотреть, вынести и зарегистрировать содержимое сокровищницы, расположенной по ту сторону погребального покоя. Всего этого с избытком могло хватить на целый сезон, принимая во внимание, что каждый предмет следовало подготовить для перевозки в Каир. Между тем последнюю часть программы, а именно относящуюся к работам в сокровищнице, выполнить оказалось невозможно: этому помешало число и состояние предметов, найденных на мумии царя. Поднять и вскрыть три царских гроба, вложенных один в другой, оказалось делом гораздо более длительным, чем мы предполагали.

Мы договорились также, что А. Лукас приедет со мной в Луксор шестого октября и вновь примет на себя обязанности химика во время работ по консервации.

Возникал вопрос относительно Лако, находившегося в отпуске в Европе. Когда выяснилось, что он вернется в Египет не раньше ноября, я предложил во избежание возможной задержки послать телеграмму и уточнить дату его возвращения. Если же оно будет отложено, запросить, не согласится ли он, чтобы Эдгар заменил его. На следующий день от Лако был получен ответ; он писал, что хотел бы сам присутствовать при обследовании мумии царя и что задержка, возможно, не доставит мне затруднений. Идя навстречу его желанию, я договорился с доктором Дерри и Салех-беем об отсрочке их приезда в Луксор до десятого ноября.

Ход археологических работ почти всегда складывается не так, как предполагают. Так как в силу различных обстоятельств, затянувших работы, нам пришлось в течение всего подготовительного периода иметь дело лишь с тремя гробами, о которых выше шла речь, то мы были готовы к обследованию мумии как раз к приезду Лако и докторов.

Третьего октября вместе с Лукасом я осмотрел экспонаты из гробницы Тутанхамона, выставленные в Каирском музее. Мы хотели изучить их с точки зрения сохранности, что было чрезвычайно интересно и важно, ибо нам приходилось все время иметь дело с древностями необычайно хрупкими. Вне всякого сомнения, трон потемнел с тех пор, как был выставлен в музее. Мы решили поэтому обработать его весной горячим воском. Предметы, которые можно реставрировать парафинированным воском, только выигрывают от этого. Поэтому данный метод, как нам кажется, - наиболее эффективный.

Пресса - великая и необходимая сила современной цивилизации. Однако временами она жаждет получить больше новостей, чем есть в действительности. К тому же пресса необычайно проникнута духом соперничества. Деловая информация об исследованиях в любой области крайне необходима, и мы надеялись, что система распространения новостей, созданная египетским, правительством, окажется на высоте. Однако вскоре после прибытия я был несколько разочарован, узнав, что корреспонденты, как местные, так и иностранные, не были в полной мере осведомлены.

Прежде чем покинуть Каир, я встретился с Абдель-Хамид-пашой Бедави, советником Министерства общественных работ, и разъяснил ему наши планы. Он выразил полное одобрение, и на следующий вечер я отправился в сопровождении Лукаса в Луксор. Отсюда мы переправились в селение Курну, то есть на западную окраину Фив.

Несмотря на жару, было приятно очутиться в знакомой, всегда захва­тывающей обстановке, в тихой Долине, еще не пробудившейся от летнего сна. Беглый осмотр быстро убедил нас, что гробница, склад и лаборатория находятся в полном порядке. С облегчением мы увидели, как прекрасно справились наши люди со своими разнообразными обязанностями. Возобновляя работу после перерыва в несколько месяцев, мы испытывали смутное чувство опасения: многое могло быть сделано не так, как нужно.

Я без промедления дал указание моим раисам [28] нанять рабочих - около двадцати пяти мужчин и семидесяти пяти мальчиков - и тотчас приступить к работе, с тем чтобы уже к следующему утру очистить вход в гробницу.

Возобновить работы в начале сезона не так легко, как это, может быть, многие себе представляют. Постоянно находятся новые дела. Как обычно, первые дни ушли на подготовку - приведение в порядок и испытание различных инструментов и снаряжения.

Чтобы начать работу в условиях, столь отличных от европейских, в местности, где нелегко приобрести многие самые простые приспособления и оборудование, требуется много предусмотрительности и тщательная предварительная подготовка.

В умении ограничить собственные потребности и использовать для дела то немногое, что имеется под рукой, заключаются основные особенности работы в пустыне. Даже оборудование и инструменты, специально заказанные в Англии или в иной стране, могли оказаться несоответствующими, и в этом случае их нужно было подгонять на месте, чтобы рабочие могли ими пользоваться.

Таким образом, несколько томительных дней пришлось потратить на подготовительные работы. Зато лица раисов озарились широкими улыбками, когда они впервые увидели преимущества одного нового приспособления, которое должно было оказать им практическую помощь в грядущих трудах.

Десятого октября, в шесть часов десять минут, начали откапывать вход в гробницу. Мужчины и мальчики убирали кучи мусора, которыми еще в конце предшествующего сезона мы для сохранности засыпали лестницу, ведущую в гробницу. Они трудились, как муравьи, и, хотя температура в Долине колебалась от 35 до 45°С и воздух был серым от пыли, работали с энтузиазмом. Было приятно наблюдать за ними. Так как на переноске мусора было занято много мальчиков, вход в гробницу расчистили на следующий день. Теперь мы могли присоединить нашу проводку к электрической сети гробниц и осмотреть внутренние помещения усыпальницы Тутанхамона.

Сперва мы удалили водонепроницаемую перегородку из бревен турецкого дуба и сосновых досок, которая защищала деревянную решетку перед входом в коридор, и затем открыли решетку. В другом конце наклонного хода мы удалили щит перед надежно запертой стальной дверью и опять вступили в переднюю комнату и погребальный покой.

И вновь овладело нами ощущение таинственности, благоговение перед давно минувшими, но все еще могущественными тайными силами, витающими над гробницей. Уверенность в том, что прошлое и настоящее связаны воедино, владеет мыслью археолога даже тогда, когда он поглощен техническими мелочами своей работы. А последние были достаточно разнообразны. Было хорошо, что в гробницу совершенно не проникла пыль с тех пор, как мы заперли ее в минувшем году. Только несколько крупинок штукатурки упало с потолка на черный покров, которым я прикрыл кварцитовый саркофаг.

Интересно отметить действие на насекомых различных дезинсекционных средств, примененных в гробнице. Правда, еще оставались насекомые, которых обычно находят в темных помещениях, - по форме они несколько напоминают рыб, - однако в общем дезинсекционные средства оказались достаточно эффективными, и вся эта нечисть была почти полностью уни­чтожена.

И вот опять наши электрические лампы озарили большой кварцитовый саркофаг. Под плоским стеклом, положенным на саркофаг, виднелся позолоченный гроб, и чем дольше мы смотрели на него, тем более глубокое впечатление, казалось, производил он. Нам представлялось, что вокруг витают тени древних богов.

Мы осмотрели гробницу и убедились, что все находится в должном порядке, а затем вновь закрыли ее. Потом мы отправились в лабораторию, вход в которую в течение всего лета был закрыт тяжелым деревянным щитом. Здесь мы не нашли ни пыли, ни насекомых и, так же как на складе, все было в полном порядке.

Таким образом, наша зимняя кампания началась. Долина, пробужденная за последние два дня от своего летнего сна криками рабочих и визгом мальчиков, вновь обрела мир и покой, которые царили здесь до тех пор, пока туристы не вторглись сюда и не нарушили эту тишину.

Передняя комната уже утратила свое великолепное убранство, а погребальный покой лишился золотых наружных саркофагов. Теперь в гробнице оставался лишь внутренний каменный саркофаг со вскрытыми в нем гробами, все еще хранившими свою тайну.

Итак, нам предстояло поднять крышку наружного гроба, находившегося в саркофаге.

Этот большой позолоченный деревянный антропоидный гроб (табл. 78) длиной 2,25 метра украшен головной повязкой «хат». Маска и руки сделаны из массивных листов золота. Гроб относится к типу «риши», так как в основном украшен орнаментом из перьев. Стиль «риши» был распространен в Фивах в переходный период от Среднего царства к Новому, а также во время правления XVII династии. В эпоху Нового царства, с начала XVIII династии, при погребении как высших сановников, так и простых людей стиль украшения гробов совершенно меняется. Однако гроб Тутанхамона, как мы теперь увидели, сохранил прежний облик, правда, с незначительным изменением: были добавлены изображения богинь-хранительниц. Таким образом, оказывается нарушенным обычный порядок вещей, так как вообще стиль быстрее изменяется в обиходе выс­ших, а не низших общественных групп. Не сыграла ли в данном случае роль какая-нибудь связанная с царем религиозная традиция? Когда-то богиня Исида защитила мертвого Осириса, охватив его своими крыльями, и так же она защищает нового Осириса, олицетворенного изображением.

Тщательное исследование гроба показало, что серебряные ручки - по две на каждой стороне - достаточно прочны и даже теперь выдерживают вес крышки. Ими смело можно было пользоваться, чтобы поднять ее. Крышка закреплялась десятью массивными серебряными шипами, вставленными в соответствующие гнезда, по четыре на каждой продольной стороне, один в головах и один в ногах, где они скреплялись прочными серебряными гвоздиками с золотыми шляпками.

Могли ли мы выдернуть серебряные шипы, посредством которых крышка была прикреплена к гробу, не сдвигая его с места внутри саркофага? Так как он почти целиком заполнял последний, особенно в головной части и в ногах, извлечь шипы было отнюдь не легко. Однако нам удалось осторожно удалить их, за исключением одного в головной части, где промежуток едва позволял вытащить его лишь наполовину. Поэтому пришлось перепилить шип, и только после этого удалось извлечь вторую половину.

Затем мы установили подъемные приспособления, без которых нельзя было поднять крышку. Эта установка состояла из двух рядов соединенных блоков, по три в каждом ряду, снабженных автоматическими тормозами и прикрепленных наверху к лесам. Блоки находились непосредственно над центром крышки против ручек. Последние были привязаны к блокам, и, таким образом, обеспечивалось полное равновесие. В противном случае могло случиться, что крышка, повиснув в воздухе, ударится о края саркофага.

Это был долгожданный и волнующий момент. Крышка поднялась легко и благополучно. Показался второй великолепный антропоидный гроб, покрытый тонкой, как паутина, полотняной пеленой, потемневшей и обветшавшей от времени. На ней лежали гирлянды из листьев ивы и оливы, перемежающихся с синими лепестками лотосов и васильков. Точно такой же небольшой венок висел на эмблеме, венчающей лоб. Под покровом местами просвечивали богатые многоцветные украшения из стекла, которым была инкрустирована изящная золотая отделка гроба.

Минувшим летом мы потратили достаточно времени, чтобы разработать методы для разрешения стоящей перед нами задачи, а также подготовили необходимые приспособления. Поэтому нам удалось за одно утро выполнить то, что могло занять по меньшей мере несколько дней.

Мы вновь закрыли гробницу, оставив все на своих местах до тех пор, пока не приедет Гарри Бертон, чтобы сделать фотографии.

До сих пор наша работа протекала достаточно успешно. Однако теперь мы заметили кое-что, весьма обеспокоившее нас. Второй гроб, который, насколько это можно было видеть сквозь ветхий полотняный покров, был превосходным произведением искусства, пострадал от сырости, и его чудесные инкрустации грозили отвалиться в отдельных местах.

Должен признаться, это привело меня в замешательство. Внутри гробов, вложенных один в другой, могла оказаться сырость. Если бы это действительно было так, то царская мумия могла сохраниться хуже, чем мы надеялись.

Пятнадцатого октября прибыл Гарри Бертон, и семнадцатого рано утром он успешно сфотографировал покров и гирлянды цветов, покрывавшие второй гроб, который оставался еще внутри первого гроба, стоявшего в каменном саркофаге.

Теперь мы могли подумать о том, как удобнее вынуть второй гроб и нижнюю часть первого. Трудности явно возрастали по мере того, как мы проникали в глубь саркофага. Было ясно, что оба гроба следовало поднять вместе, так как они требовали чрезвычайно бережного обращения. Поэтому мы вновь прибегли к помощи блоков. В гнезда для шипов первого гроба были вставлены стальные болты, к которым прикрепили тяги. Таким образом, оказалось возможным поднять гробы, почти не прикасаясь к ним. Несмотря на значительный вес последних, их удалось успешно приподнять чуть-чуть выше саркофага и сделать под ними настил из досок - задача не из легких, если учесть ограниченность пространства. Особенно тесно было в головах саркофага. Трудности увеличивала необходимость всячески избегать повреждения хрупкой позолоченной облицовки наружного гроба.

После того как все сфотографировали, я смог удалить венок и гирлянды и снять покров, окутывающий гроб (табл. 81). И вновь волнующее зрелище предстало перед нами: великолепнейшее произведение древнего гробовщика, подобного которому нам еще не приходилось видеть. Фараон был изображен в виде Осириса. Этот гроб, исключительно изящный по замыслу, имел очень красивые очертания. Покоясь в наружном втором гробу, на установленных нами импровизированных козлах, он представлял дивную и величественную картину.

Венок и гирлянды были положены в память «венца, данного Осирису при его торжественном выходе из Зала суда в Гелиополе».

Заботливость и тщательность оформления венка и гирлянд доказывают, что их изготовление у древних египтян, как и в более поздние времена, было особым искусством.

Массивные золотые украшения второго двухметрового гроба богато расцвечены инкрустацией из цветного стекла, имитирующего то красную яшму, то лазурит, то бирюзу. По форме он схож с первым (табл. 78), передает очертания мумии Осириса и также покрыт орнаментом «риши». Однако в деталях имеются, некоторые отличия. Так, голова царя повязана платком «немее», фигуры богинь-хранительниц Исиды и Нефтиды заменены коршуном Нехебт, защищающим фараона своими крыльями, и змеей Буто.

Нас поразило благородство замысла и мастерство исполнения этого прекраснейшего произведения искусства.

Перед нами вновь возникла сложная проблема, подобная той, которую мы решали два года назад, разбирая внешние саркофаги. Опять все происходило не так, как мы рассчитывали, поэтому применить наш прежний опыт не удавалось. Наружный гроб имел ручки, держась за которые можно было его опускать и подымать. Такие же металлические ручки мы надеялись найти у второго гроба. Однако они отсутствовали, и это поста­вило нас в затруднительное положение. Второй гроб оказался весьма тяжелым, а его украшенная поверхность - весьма хрупкой. Крышка его закреплялась, как и у наружного гроба, серебряными гвоздиками с золотыми шляпками, но извлечь их было невозможно - внутренний гроб прилегал к наружному так тесно, что в промежуток между ними нельзя было просунуть и мизинца. Таким образом, прежде чем вынуть внутренний гроб, следовало отделить его от наружного. Мы должны были проделать эту операцию с минимальным риском повредить хрупкие инкрустации, уже пострадавшие от сырости, причина появления которой была еще неизвестна.

Напряженное состояние, неизбежное при подобных работах, часто влечет за собой то, что исследователи чересчур ярко представляют риск непоправимой порчи редкого и прекрасного памятника. При археологических изысканиях в Египте в прежние годы несомненно многое было для нас потеряно из-за чрезмерно нетерпеливого и беззаботного обращения с древностями, а еще больше - из-за отсутствия в нужный момент необходимых приспособлений. Но даже в тех случаях, когда приняты все меры предосторожности, никто не может считать себя гарантированным от неуда­чи при несчастном стечении обстоятельств. Может казаться, что все идет прекрасно, пока внезапно - в самый критический момент - вы не услышите треск: это отвалились маленькие кусочки орнаментированной облицовки. Ваши нервы находятся в величайшем, мучительном напряжении. Что случилось? Все свободное пространство в тесном помещении заполнено вашими людьми. Что нужно сделать, как избежать катастрофы?

Угрожает и другая опасность. Поднимают крышку гроба, и вид какого-либо нового и прекрасного предмета отвлекает внимание рабочих. На одну секунду они забывают свои обязанности - и последствием этого может оказаться неисправимое повреждение.

Вот эти чувства вспоминает археолог, рассказывая друзьям, что он испытывал в моменты нервного напряжения. Только люди, имевшие дело с тяжелыми и ломкими древностями в трудной обстановке, могут понять, как изнурительны для нервов такое напряжение и сознание ответственности. А в данном случае мы к тому же не были уверены, что деревянный остов гроба достаточно хорошо сохранился, чтобы выдержать собственный вес.

Наконец после долгих совещаний и исследований, на что потребовалось около двух дней, мы разработали план действий. Чтобы отделить второй гроб от первого, необходимы были какие-то опорные точки. Напомним, что ручки отсутствовали, поэтому мы сочли наиболее целесообразным использовать металлические гвоздики, находившиеся под крышкой.

Внимательный осмотр показал, что, хотя промежуток между обеими гробами был недостаточен, чтобы выдернуть эти гвоздики, однако их все же можно было вытянуть на 6 миллиметров. Затем мы рискнули прикрепить к ним медную проволоку и подвесили гроб к лесам, находившимся над ним. Все это мы проделали успешно. Затем в толщу закраины наружного гроба мы ввинтили прочные металлические петли. Таким образом, можно было продеть канаты и, наматывая их при помощи блоков, опустить наружный гроб, а также отделить его от второго гроба.

На следующий день после завершения подготовительных работ мы смогли предпринять дальнейшие шаги. Это был один из важнейших моментов в исследовании гробницы. Избранный нами способ действий был противоположен тому, который следовало применить при обычном порядке вещей. Мы опустили наружный гроб и таким образом отделили его от внутреннего, вместо того чтобы вынуть последний. Нам пришлось поступить так потому, что потолок был очень низким и, кроме того, удавалось избежать чрезмерной нагрузки на древние серебряные гвозди.

Операция прошла удачно. Наружный гроб несколько опустили в глубь саркофага, и на мгновение второй гроб повис в воздухе на десяти прочных проволочных тягах. Затем под него были подведены прочные доски, достаточно широкие, чтобы закрыть отверстие саркофага, и второй гроб, получив, таким образом, прочную опору, стоял перед нами во всем своем величии (табл. 83). Проволочные тяги были удалены, механические приспособления убраны, мистер Бертон произвел фотосъемки, и мы могли направить теперь свои усилия на разрешение новой задачи - подъем крышки второго гроба.

Как уже отмечалось, инкрустированная поверхность последнего была чрезвычайно хрупкой. По мере возможности следовало избегать малейшего прикосновения к ней. Для того чтобы поднять крышку и в то же время избежать повреждений, мы ввинтили в нее в тех местах, где это не грозило порчей памятника, четыре металлические петли, которые могли служить ручками. К этим петлям мы прикрепили тяги подъемных приспособлений, извлекли серебряные гвозди с золотыми шляпками и не спеша подняли крышку.

Вначале казалось, что она приклеилась, но постепенно крышка отделилась. Когда она поднялась достаточно высоко, ее опустили на специально подготовленную сбоку деревянную подставку. Перед нами предстал третий гроб, которому, подобно предшествующим, была придана форма фигуры Осириса. Однако основные художественные детали его были скрыты плотно облегающим красноватым саваном (табл. 85). Только лицо, сделанное из полированного золота, оставалось открытым. Ожерелье из бус и цветов, покрывающее шею и грудь, было пришито к подкладке из папируса. Непосредственно над головной повязкой типа, «немее» находилось сложенное в несколько раз полотняное покрывало.

Бертон сразу все сфотографировал, и после этого я удалил ожерелье из цветов и полотняные покровы. И вот обнаружилась поразительная вещь: этот третий гроб длиной 1,85 метра был сделан из массивного золота!

Секрет необычайной тяжести гроба, поражавшей нас до сих пор, теперь был раскрыт. Мы поняли, почему так незначительно убывал вес после того, как мы убрали первый гроб и сняли крышку со второго. Даже тогда гроб был настолько тяжел, что поднять его могли лишь восемь сильных мужчин.

Маске этого золотого гроба (табл. 86) вновь было придано портретное сходство с царем, но черты его, хотя и условные, так как они символизировали Осириса, были более юными, чем на других гробах. Гроб украшал орнамент «риши» и фигуры Исиды и Нефтиды - сюжеты первого гроба. Их дополняли крылатые фигуры Нехебт и Буто (табл. 87). Эти фигуры богинь-хранительниц - эмблемы Верхнего и Нижнего Египта - резко выделялись на гравированном орнаменте, щедро украшавшем гроб, так как представляли собой пышные массивные накладки из перегородчатой эмали. Изображения богинь были инкрустированы полудрагоценными камнями.

Общее впечатление роскоши усиливало надетое поверх условного ожерелья «Сокол», также из перегородчатой эмали, двойное, свободно снимающееся ожерелье из больших дискообразных бус, сделанных из красного и желтого золота и синего фаянса.

Однако отдельные детали орнамента были скрыты под черным глян­цевитым слоем, образовавшимся от застывших благовонных жидкостей, которыми обильно был полит гроб.

В результате этот уникальный памятник был не только искажен, правда, лишь временно, как выяснилось потом, но и прочно приклеился к внутренней части второго гроба. Сгустившаяся жидкость заполнила промежуток между вторым и третьим гробами почти до уровня крышки последнего.

Именно эти священные благовония, несомненно, причинили повреждения гробам. Ведь все гробы находились внутри герметически замкнутого кварцитового саркофага и не могли испытывать воздействия извне. Следует добавить, что саван и ожерелье из цветов и синих фаянсовых бус также пострадали, хотя на первый взгляд казалось, что они находятся в хорошем состоянии. На самом деле они были так хрупки, что разрушались при малейшем прикосновении.

Мы подняли третий гроб вместе с нижней частью второго, который покоился теперь на саркофаге, и перенесли их в переднюю комнату, где оба были более доступны для обследования и обработки.

Необычайное величие последнего открытия подавляло нас. Этот чудесный уникальный памятник - гроб длиной 1,85 метра, тончайшей работы, сделанный из листового золота толщиной от 2,5 до 3,5 миллиметра - представлял собой массивный слиток чистого драгоценного металла. Сколь велики должны были быть богатства, погребавшиеся с древними фараонами! Какие сокровища некогда таила Долина! Ведь из двадцати семи монархов, которые когда-то были здесь погребены, Тутанхамон, вероятно, был наименее значительным. И как возбуждалась алчность и жадность грабителей гробниц! Можно ли вообразить более сильное искушение при виде этих золотых сокровищ?

Ограбление царских гробниц в царствование Рамсеса IX легче понять, если измерить золотым гробом Тутанхамона степень соблазна, влекущего к подобным преступлениям. Он должен был представлять сказочное бо­гатство в глазах каменотесов, ремесленников, водоносов и крестьян - вообще тогдашних рабочих, подобных тем, что были замешаны в дело об ограблении гробниц.

Эти ограбления, происходившие в период правления последних Рамессидов (1200-1100 годы до р. х.), засвидетельствованы официальными документами, известными ныне под названием папирусов Аббот, Амхерст, Туринского и Майера, открытыми в Фивах примерно в начале минувшего столетия. Вероятно, воры, которые предприняли безрезультатный набег на гробницу Тутанхамона, были осведомлены о массивном слитке, покрывавшем останки юного фараона, защищенные стенками саркофагов и тремя вложенными один в другой гробами.

Прежде всего мы позаботились о том, чтобы оградить от повреждений и, насколько это было возможно, сохранить тонкую инкрустацию второго гроба. Мы применили следующий эффективный способ. Гроб слегка обмели щеткой, чтобы удалить слой пыли, вымыли губкой, смоченной в теплой воде с аммонием, обсушили, а затем покрыли толстым слоем нагретого парафина. По мере охлаждения и затвердения парафин надежно закреплял инкрустации, так что можно было безнаказанно притрагиваться к гробу.

Большое преимущество этого метода заключается в том, что слой парафина легко удалить посредством нагревания, как только б

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.