Выставочная деятельность в развитии туризма позволяет использовать всевозможные способы для захвата рынка и достижения оптимального результата деятельности фирмы. Воздействуя на рынок и внедряя свой продукт, туристическое предприятие использует различные методы для ознакомления с ним потенциальных клиентов. На начальном этапе используется реклама и publik relations, а действия по продвижению продукта на более поздних стадиях жизненного цикла всё более усиливаются для привлечения повторных клиентов. Именно система маркетинговых коммуникаций, включающая рекламную компанию, publik relations, выставки, ярмарки, презентации и т.д. осуществляет программу продвижения, сбыта, так необходимого для любого предприятия.
Итак, одним из методов продвижения турпродукта является организация выставок, которые позволяют продавцам и покупателям встретиться на общей территории и заключить сделки. Выставочные мероприятия предоставляют туристскому предприятию возможность одновременного распространения и получения необходимой для соответствующей деятельности информации. Они помогают: оценить развитие отрасли, правильно ориентироваться в ценовой политике, в каком-то смысле перенять опыт коллег и, конечно же, получить экономический эффект от участия, который выражается в расширении клиентской базы турпредприятия и в количестве заключённых договоров с поставщиками туруслуг и турагентами. Преимущество также и в том, что туристское предприятие (экспонент) обладает многочисленными возможностями, чтобы превратить для клиента посещение выставки в праздник, например, при помощи организации шоу-программ, викторин, лотерей.
В мире проводится достаточно много выставочных мероприятий, так или иначе связанных с туризмом. Они специализируются по следующим направлениям:
отраслевые-строго по направлению деятельности. Это, прежде всего, специализированные туристские выставки, ярмарки, биржи.
косвенные-т.е. относящиеся к другой отрасли, но предполагающие раздел по туристской деятельности;
общие - когда на выставке определяется общий уровень развития направлений по нескольким отраслям сразу.
Степень заинтересованности в туристском продукте наиболее высока на специализированных выставках. Это могут быть как выставки, направленные на продвижение определенного регионального турпродукта, так и выставки для въездных туроператоров, проводимые по месту нахождения основного потребителя (FITUR (Мадрид); BIT (Милан), POW WOW (один из городов США) и др.
Особо выделяются международные туристские биржи - это выставочные мероприятия, на которых наряду с рекламой туризма проводится активная работа по установлению контактов и заключению сделок между производителями туристских услуг (гостиницами, транспортными предприятиями) и их продавцами (туристскими фирмами). Крупнейшими международными туристскими биржами считаются ITB (Берлин), WTM (Лондон)
Наиболее популярные международные туристские выставки, биржи и ярмарки представлены в табл.1.
Таблица 1
Наиболее популярные международные туристские выставки, биржи и ярмарки
Название выставки
Число посетителей
(в среднем) тыс. чел.
профессионалы
посетители
Всемирная туристская ярмарка в Лондоне
Международный салон по туризму в Париже
Международная туристская выставка ФИТУР в Мадриде
Международная биржа по туризму в Берлине
Международная туристская биржа в Милане
Каждая выставка является своеобразным срезом вполне конкретной рыночной ситуации, дает возможность не только осуществлять поиск соответствующих рынков, но и участвовать в выходе на эти рынки с помощью наиболее эффективных способов. Каждая выставка - важная и, что ценно, емкая в плане материальных затрат часть маркетингового плана любой организации, которая принимает в ней участие в роли экспонента, посетителя или, тем более, организатора.
Ценность исследований на выставках состоит в том, что они дают возможность получить большой объем данных быстрее и дешевле, нежели в обычных условиях; позволяют достичь углубленного понимания рыночной ситуации, не ориентируясь на затратный и долговременный массовый сбор данных; позволяют отслеживать динамику различных показателей, а число таких трендов может быть достаточно велико, поскольку проводятся с определенной периодичностью и по конкретной тематике; позволяют определить новые тенденции в развитии рынка, выявить образовавшиеся ниши и сосредоточить внимание на изучении тех сегментов, которые представляются самыми перспективными.
Таким образом, участники выставки образуют вполне конкретное сообщество и обладают огромным объемом самой разнообразной и надежной маркетинговой информации.
Несколько лет назад многие думали, что значение туристских ярмарок уменьшится из-за Интернета, поскольку это самый удобный для потенциальных экспонентов и посетителей способ обмена информацией.
На сайте выставочной компании можно поместить много полезной информации, как: план выставок, координаты и имена ответственных лиц, планы экспозиций; условия участия, списки участников, с которыми ведутся переговоры и с которыми подписаны документы; программы семинаров, конференций и пресс-конференций для каждой выставки. Однако туристский бизнес испытывает потребность в наличии прямой связи, а туристские ярмарки служат в качестве важнейшего инструмента коммуникации для пропаганды туризма на внутренних и межрегиональных рынках, способствуют росту продаж и представляют собой форум для взаимодействия между заинтересованными лицами и обмена опытом и технологиями.