Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Минареты мечети Сулеймание

Мечеть Кутубия (Марракеш, Марокко)

В мечети сочетаются элементы марокканской и андалузской архитектуры; она покрыта цветной лепниной и отделана ярко окрашенной мозаикой. Со временем украшения исчезли. Мечеть увенчана пятью куполами.

Парящий в небе минарет мечети виден из любой точки Марракеша, а в ясный день — и далеко за городом. Имеющий высоту 70 м минарет является древнейшим и наиболее полно сохранившимся из трех Великих башен Альмохадов — две другие башни — это Хиральда в испанской Севилье и Башня Хасана в Рабате. Минарет был закончен при Аль-Мансуре.

Идеальные пропорции минарета — отношение его ширины к высоте 1:5 — и классический марокканский дизайн делают его жемчужиной мировой архитектуры ислама. Впоследствии этот минарет многократно копировался, но всех уголках мусульманского мира.

На вершине минарета находится квадратный фонарь, поддерживающий круглый купол с четырьмя позолоченными шарами. К числу деталей, широко использовавшихся в других марокканских сооружениях, относится узкая полоса синей керамической декоративной плитки, выложенной вокруг вершины.

Иран, Средняя азия

Одним из старейших в Иране является минарет мечети Барсиан вблизи г. Исфагана, который был сооружен еще в 1097 году. Минарет цилиндрической формы, построенный из кирпича и гипсового раствора, имеет высоту 36 и диаметр 6 метров. Внешне минарет украшен только ромбовидными и квадратными кирпичами в виде узора, известного под названием "хезарбаф" (тысяча узлов).

Французский иранист Андре Годар характеризует мечеть Барсиан как уникальное четырехарочное строение, которое стало знаменательной вехой в искусстве сооружения мечетей в Иране. Внешняя поверхность ее минарета покрыта многочисленными цепочками коранических аятов, исполненных куфийским письмом, которые завораживают взор любого посетителя

- бухарский минарет Калян (1127 г.), - самый высокий (около 50 м) из сохранившихся. Его отличает не только изящество силуэта, но и высокохудожественный рельефный декор. Примечательно, что сооружаемые позже минареты Бухарского оазиса представляли собой стилизацию или уменьшенную копию минарета Калян. Отличительная черта бухарских минаретов - необычная, форма фонаря, чуть нависавшего над стволом.

Ислам-Ходжа Минарет запоминается легким и стройным силуэтом, увенчавшим "внутренний город". Его высота составляет 57 метров (включая фундамент). Ствол Ислам-Ходжи, имеющий диаметр внизу 9,5 м, энергично сокращается кверху и заканчивается только небольшим венчиком карниза и куполком над помещением глашатая.

Кирпичный декор минарета Каляна подчеркивает его монументальность, основательную связь с землей. Точёный ствол минарета Ислам-Ходжа опоясан сверкающими лентами облицовок и устремлен в небо, в дымке которого растворяются, тают его мозаики из голубых, синих, белых, бирюзовых изразцов. По красоте и изяществу с этим минаретом может сравниться только минарет Калян в Бухаре, который был задуман гораздо раньше минарета Ислам-Ходжи.
В его сооружении и подготовке декоративного орнамента принимали участие лучшие мастера своего времени Балта Вайсов, Ишмухаммад Худайбердыев, Каландар Кучум и др.
Верхняя площадка минарета на высоте 45 м является самой высокой точкой обзора панорамы Хивы. Сквозной фонарь на его вершине имеет сталактитовый карниз, навершие и керамические решетки-панджара.

 

 

Одними из красивейших и высочайших минаретов в Иране считаются минареты Соборной мечети г. Йезда. Сама мечеть и строилась и перестраивалась на протяжении целого столетия начиная с 12 века. Пара минаретов этой мечети возвышается на 52 метра, а в диаметре они имеют около восьми метров. Минареты облицованы уникальными кафелем с узорами, которые сочетают в себе арабески, растительные рисунки и прекрасную голубую, зеленую и коричневую расцветку.

Один из старых архитекторов и художников провинции Йезд Мухаммад Али Дехкан Бенараки, описывая эти строения, говорит: "В строительстве этого прекрасного комплекса, в частности минаретов мечети, не использовалось железо, и все конструкционные элементы скреплялись с перекрестными арками за счет соломенного и гипсового растворов. В кафельной облицовке минаретов, однако, использовались наилучшие материалы и высочайшее мастерство иранцев". Стоит заметить, что Соборная мечеть Йезда входит в списки памятников национального культурного наследия Ирана.

 

Минарет периода Османской империи похож на остро заточенный карандаш: он высок, в плане ствол башни обычно представляет собой многогранник или круг, иногда башня покрыта вертикальными желобами, идущими от основания к вершине, бывает украшена традиционным тюркским орнаментом.
Мощное основание минарета редко стоит прямо на земле, фундамент должен быть заложен на достаточной глубине – обычно котлован роют до твердой породы. Для строительства фундамента применяют гравий и другие вспомогательные материалы.
По периметру башни минарет имеет навесной опоясывающий балкон «шерефе», который опирается на «мукарны» - ряды нависающих друг над другом декоративных выступов, напоминающих ячейки сот. Основную башню венчает небольшая цилиндрическая башенка «петек» с конической крышей, покоящейся на двух рядах «мукарны», обычно крыша покрыта свинцовыми листами, ее венчает шпиль с полумесяцем.
Каменная кладка обычно служит как при строительстве, так и при отделке. Тесаный камень, который ценится строителями монументальных сооружений за свою прочность и долговечность, стал традиционным материалом при возведении такой неотъемлемой части архитектурного комплекса мечети как минарет, и также выполняет одновременно конструктивную и декоративную функцию.
Устойчивость минарета обеспечивается, в первую очередь, за счет лестничного колодца внутри цилиндрической или рифленой башни. Для поддержки балкона, часто имеющего балюстраду, обычно служат мукарны, расположенные под ним, они же несут и орнаментальную нагрузку. Некоторые минареты, например, при мечети Шехзаде, украшены по всей высоте башни.
Среди архитектурного многообразия первых мечетей Османской империи особенно выделяется простой, сдержанный по конструктивному и декоративному решению тип минарета. Авторство многих таких архитектурных сооружений принадлежит величайшему архитектору оттоманской эпохи Синану.

 

Минареты мечети Сулеймание

Комплекс, построенный по приказу Сулеймана Великолепного, в свое время был самым большим среди подобных сооружений османского зодчества, превзойдя по размерам комплекс мечети Фатих, державший «пальму первенства» в течение ста лет. Мечеть находится в центре комплекса, ее окружают четыре медресе, медицинский колледж, магазины, школа изучения Корана, больница, приют для душевнобольных, бесплатная столовая для бедных, купальни, школа и два мавзолея.
Размер и сложность проекта позволяют говорить о нем скорее как об образце городского проектирования, нежели об архитектурном комплексе в классическом смысле слова. Доказательством тому служит функциональная и конструктивная организация строений.
В их расположении прослеживается геометрическая упорядоченность, которая была достигнута благодаря выдающемуся мастерству зодчего, сумевшего спроектировать завершенную архитектурную композицию на неровном участке одного из крутых холмов Стамбула с видом на залив Золотой Рог. Две из четырех медресе размещены одна над другой на северо-восточном склоне, остальная часть комплекса решена за счет многочисленных террас.
Проектируя купол и двор мечети, Синан решил не изобретать ничего нового, хотя он и отказался от квадратного двора, предпочтя ему прямоугольную форму размерами 44 на 57 метров; традиционное решение он выбрал и для четырех минаретов – в обоих случаях мы видим отголоски архитектурной концепции мечети Трех балконов в Эдирне.
Но там минареты построены с соблюдением классической симметрии, тогда как минареты мечети Сулеймана, имея прекрасные пропорции, отличаются по высоте и архитектурным элементам: два более высоких, расположенных по углам двора, у самого здания мечети, имеют по три балкона, тогда как более низкие – в северной части двора – по два. Этот контраст размера великолепно подчеркивает динамику композиции, восходящей с севера на юг, а также ее пирамидальную форму, делая силуэт мечети наиболее примечательным среди других архитектурных сооружений, расположенных на склонах залива.
Более высокие минареты, которые так же как и меньшие, имеют традиционные свинцовые крыши, в 17 веке были достроены в высоту, достигнув своих сегодняшних размеров – 76 метров. Все четыре минарета в плане являются многогранниками, все десять балконов поддерживаются причудливо-резными ячейками консолей, узорчатые балюстрады отличаются по рисунку от традиционного геометрического орнамента.
Прямо под свинцовыми крышами башни отделаны керамической плиткой, которая при попадании света создает эффект «окон». Квадратные основания башен имеют гладкую поверхность, по углам каждого находятся пилястры, достигающие по высоте верхнего края портиков у западного и восточного входов, а подножия пилястр возвышаются на высоту стены, окружающей двор.
Первоначальная грубоватая форма цоколей башен благодаря позднейшим перестройкам приобрела более изящный вид, поэтому в целом каменные башни не выглядят тяжеловесными, сохраняя свою прочность. Более того, участки ствола между балконами слегка сужаются в верхней части, таким образом, возникает ощущение легкости и стройности всей башни минарета.


Минареты мечети Шехзаде

Комплекс мечети Шехзаде стал первым крупным сооружением, построенным Мимаром Синаном по заказу султана. Комплекс включает мечеть, медресе, начальную школу, больницу, бывшие конюшни, караван-сарай. Здесь же находятся захоронения наследника и придворных султана.
Первоначально султан Сулейман задумал построить сооружение в свою честь, однако после внезапной смерти сына султана комплекс был назван по имени Шехзаде (принца) Мехмета. Комплекс расположен на плоской возвышенности над городом, недалеко от здания Старого дворца, где теперь расположен Стамбульский университет, а также мечетей Фатих и Баязид.
Центральный купол мечети поддерживают четыре полукупола. Крестообразный план мечети обеспечивает форму строения, наиболее характерную для архитектурной традиции Османской империи. Первыми мечетями, основание которых напоминает крест, вписанный в квадрат – стали мечеть с Тремя балконами в Эдирне, старинная мечеть Фатих, мечеть Михрима-султан в Юскюдаре.
В мечети Шехзаде впервые в османском зодчестве цельные стены были заменены колоннадой. Минареты мечети отличаются богатым декором. Внимание зрителя привлекает отделка розовым и белым мрамором, а также замысловатый орнамент рельефов, покрывающих основания обоих минаретов (их два, потому что мечеть, хотя и построенная в честь принца, была возведена по приказу султана). Минареты расположены на северо-восточной и северо-западной сторонах мечети.
Боковые внешние галереи упираются в основания минаретов, каждый из которых имеет по два шерифе, поддерживаемых слоистыми декоративными выступами мукарны. Высокие заостренные крыши являются результатом более поздних перестроек. Первоначально они имели более короткую и широкую форму, в соответствии с модой 16 века. Контрастируя с полусферами куполов и массивными десятиугольными башенками мечети, минареты позволяют придать завершенность ансамблю куполов, обеспечивая динамику и утонченность всего архитектурного решения.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.