Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правовые основы и назначение таможенного контроля.



Основы таможенного контроля.
Это прежде всего его цели, задачи, формы и порядок проведения таможенного контроля.
Но прежде всего, что понимается под таможенным контролем?

Исходя из ТК ТС можно сказать, что таможенный контроль представляет собой совокупность мер, проводимых таможенными органами, в целях определения и подтверждения статуса товаров, транспортных средств и лиц в таможенном деле, а также обеспечения соблюдения действующего таможенного законодательства. Назначение таможенного контроля — это определение соответствия требованиям таможенного законодательства таможенных операций и процедур, выполняемых участниками таможенных отношений.

К целям таможенного контроля относятся:

  • определение соответствия таможенно-правовых операций и действий, проводимых участниками в сфере таможенного дела, требованиям норм таможенного законодательства;
  • определение сooтветствия дoсматриваемых тoваров данным, заявленным в таможенной декларации;
  • определение сooтветствия досматриваемых товаров нормам, установленным сooтветствующими регламентирующими перечнями и списками;
  • контроль за разрешительным порядком перемещения товаров;
  • классификация тoваров по ТН ВЭД;
  • определение стоимости, количества, качества перемещаемого товара.

Основными задачами таможенного контроля являются:

  • установление законности перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;
  • обнаружение товаров, запрещенных к ввозу, вывозу товаров, перемещение которых через таможенную границу допускается только с соблюдением, установленных на этот счет положений, и предотвращение их незаконного перемещения;
  • выявление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу без документов;
  • определение тарифного наименования товара согласно ТН ВЭД, его цены, количества и качества.

Под совокупностью мер, осуществляемых таможенными органами, понимаются формы и порядок проведения таможенного контроля [гл.16 - 1].
В своей работе таможенные органы исходят из принципа выборочности [ст.94 - 1] и ограничиваются только теми формами проведения таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства ТС. Применение форм проведения таможенного контроля, которые не установлены ТК ТС, не допускается.

При выборе форм проведения таможенного контроля используется система управления рисками [ст.162 - 1], которая основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства (минимизация рисков) и применяется для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке и степени такой проверки.

Касательно выбора форм проведения таможенного контроля для импортера полезно будет знать следующее.

Таможня используя систему управления рисками может решить вопрос об определении степени выборочности применения мер по минимизации рисков в отношении товаров, перемещаемых юридическими лицами, осуществляющими производственную деятельность [2 – 4]. Выборочный таможенный контроль освобождает от отдельных форм таможенного контроля и сокращает время осуществления таможенных операций, что ведет к минимизации непроизводственных издержек. Это позволяет создавать «зеленый» сектор для крупных промышленных предприятий осуществляющих импорт сырья, оборудования и частей, используемых в производственной деятельности.
Для проведения соответствующего анализа и решения вопроса об определении степени выборочности применения мер по минимизации рисков юридические лица могут обращаться в ФТС России с соответствующим заявлением, форма которого приведена в указанных выше документах [5].

Перечислим формы проведения таможенного контроля, не вдаваясь в расшифровку их сути [гл.16 – 1]:

  1. проверка документов и сведений;
  2. устный опрос;
  3. получение объяснений;
  4. таможенное наблюдение;
  5. таможенный осмотр;
  6. таможенный досмотр;
  7. личный таможенный досмотр;
  8. проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
  9. таможенный осмотр помещений и территорий;
  10. учет товаров, находящихся под таможенным контролем;
  11. проверка системы учета товаров и отчетности по ним;
  12. таможенная проверка.


Следует особо отметить, что меры таможенного контроля имеют принудительно-пресекательный характер и нарушители таможенных правил могут быть привлечены к административной ответственности. Таким образом таможенный контроль не ограничивается только проверочными мероприятиями, установленными ТК ТС, а является системой реализации государственного принуждения.

Объектами таможенного контроля являются:

  • товары, в том числе транспорт, перемещаемые через таможенную границу и подлежащие декларированию;
  • таможенная декларация, документы и сведения о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством;
  • деятельность лиц, связанная с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемая в рамках отдельных таможенных процедур;
  • лица, пересекающие таможенную границу.

Товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию ТС и до момента [ст.96 - 1]:

  • выпуска для свободного обращения;
  • уничтожения;
  • отказа в пользу государства;
  • обращения товаров в федеральную собственность либо распоряжения ими иным способом;
  • и другие особые случаи

Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством ТС и законодательством его членов. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные напроведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными обязанностями. Для повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с другими контролирующими госорганами, сотрудничают с таможенными органами других государств и т.д. При необходимости проведения таможенного контроля другими контролирующими государственными органами (например санитарными), таможенные органы обеспечивают общую координацию таких действий и одновременное их участие для ускорения процедур контроля.

При необходимости дляпроведения таможенного контроля на договорной основе могут быть привлечены сторонние специалисты, обладающий специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств. Оплата услуг сторонних специалистов осуществляется за счет средств бюджета государства, если в ходе проведения таможенного контроля не выявлены нарушения таможенного законодательства. В противном случае за счет средств лица, в отношении которого или товаров которого проводится таможенный контроль.

Таможенные органы при выполнении таможенного контроля должны соблюдать права всех проверяемых лиц и не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные законом. При этом требования таможенных органов должны создавать минимальные препятствия для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Они несут ответственность, предусмотренную федеральными законами, за причинение убытков , причиненные неправомерными решениями или действиями. При этом убытки, причиненные лицам правомерными решениями, действиями таможенных органов, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами [п.2, п3 ст.104 - 1].

Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами.

Припроведении таможенного контроля таможенные органы при необходимости имеют право задерживать товары и документы на них даже если они не являются предметами административных правонарушений или преступлений [гл.21 - 1]

Таможенный контроль на этапе перемещения товара через таможенную границу можно представить как единый процесс, состоящий из нескольких этапов: прибытие товаров на таможенную территорию ТС, таможенный транзит, временное хранение товаров, декларирование, выпуск товаров или убытие с таможенной территории. Каждый из этапов таможенного контроля сопровождается таможенным оформлением товара, что предопределяет требование о предоставлении документов и сведений, необходимых для таможенного контроля и их перечень.

Таможня вправе запрашивать в письменной форме дополнительные документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля. При этом срок их представления должен быть достаточен для этого. По мотивированному обращению лица, ответственного за перемещение товара, указанный срок продлевается таможенным органом на время, необходимое для представления указанных документов.

Все документы, используемые при проведении таможенного контроля, должны храниться импортером и таможней в течение пяти лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, если иной срок не установлен законодательством государств — членов ТС. Те, кто проводит деятельность в сфере таможенного дела, также должны хранить эти документы течение пяти лет, но после года, в течение которого проводились таможенные операции. [п. 5 ст. 98 – 1]

Таможенный контроль может проводиться таможенными органами и после осуществления выпуска товаров, но только в течение трех лет со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. Опять же, если иной срок не установлен законодательством государств — членов таможенного союза. Но этот срок не должен превышать пять лет [1 – ст.99].

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.