Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правовые основы государственной службы в таможенных органах РФ.



Государственная служба в таможенных органах (таможенная служба) является видом профессиональной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению государственных полномочий таможенных органов. Легальное определение данной деятельности дано в ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации".

Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

Под государственной службой в таможенных органах понимается профессиональная деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской и правоохранительной службы по обеспечению исполнения фискальных и правоохранительных полномочий в области таможенного дела, в том числе специальных функций по борьбе с таможенными преступлениями и правонарушениями. Служба в таможенных органах и организациях является федеральной государственной службой, находится в ведении Российской Федерации и финансируется за счет средств федерального бюджета.

Законодательство о службе в таможенных органах основывается на Конституции РФ и состоит из:

• Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации";

• Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации";

• Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и др.

На подзаконном уровне регулирование правоотношений в сфере осуществления служебной деятельности должностных лиц таможенных органов осуществляется на основании указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и ведомственных актов ФТС России.

Таможенная служба является компетентной государственно-властной деятельностью должностных лиц, которая реализуется на всех уровнях системы таможенных органов, в учреждениях, организациях и предприятиях, подведомственных ФТС России.

Характерные особенности таможенной службы как вида федеральной государственной службы:

• специфика целей и задач ФТС России;

• систематичность осуществления деятельности по выполнению государственных функций, реализации полномочий в таможенной сфере;

• особые условия и порядок поступления на службу;

• особые условия прохождения службы, связанные с применением физической силы, специальных средств и оружия;

• установление специального обеспечения (денежного содержания, социальных льгот, знаков различия, форменной одежды и т.д.)1.

Процесс прохождения службы в таможенных органах РФ опирается на общие принципы организации и деятельности государственной службы в Российской Федерации:

1) принцип федерализма— обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, в соответствии с которым таможенная служба относится к федеральной государственной службе и находится в исключительном ведении Российской Федерации;

2) принцип законности— обязывает служащих таможенных органов в своей деятельности неукоснительно соблюдать предписания Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

3) принцип единства правовых и организационных основ таможенной службы— обеспечивается единой системой таможенных органов, ее задачами и функциями. Единые служебные требования предъявляются к государственным служащим таможенных органов всех уровней;

4) принцип приоритета прав и свобод человекавыражается в том, что государственные таможенные служащие в процессе реализации своих полномочий обязаны признавать, соблюдать и защищать права, честь, достоинство и законные интересы человека;

5) принцип равного доступа граждан к государственной службеобеспечивает равные условия поступления на таможенную службу и прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами таможенного служащего;

6) принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих — необходим для правильной организации и нормального функционирования таможенной службы. Учитывая специфику и сложность правового и организационного регулирования в сфере таможенного управления, требуется как общая, так и специальная подготовка должностных лиц таможенных органов для осуществления их служебных полномочий;

7) принцип стабильности кадров — является гарантией построения эффективной системы администрирования в области таможенного дела. Должностное положение государственного таможенного служащего не должно зависеть от процессов реформирования таможенных органов, политических преобразований в стране и иных перемен в системе организации таможенной службы;

8) принцип гласности (доступности информации о таможенной службе) — обеспечивает конституционные права граждан Российской Федерации относительно их участия в управлении делами государства. Должностные лица таможенных органов обязаны знакомить каждого с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. ТК ТС и Закон о таможенном регулировании предусматривают обязанность должностных лиц таможенных органов осуществлять общее информирование и консультирование заинтересованных лиц относительно вопросов, касающихся таможенного законодательства Таможенного союза и Российской Федерации. Должностные лица таможенной службы должны обеспечивать своевременность, объективность и достоверность предоставляемой информации, соблюдая баланс гласности и служебной конфиденциальности;

9) принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами — подтверждает тот факт, что государственная таможенная служба не противопоставлена обществу, а тесно с ним взаимодействует. При этом таможенные органы независимы от вмешательства в их деятельность органов местного самоуправления и общественных объединений (ст. 9 Закона о таможенном регулировании);

10) принцип ответственности таможенных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим таможенного органа возложенных на него обязанностей образует состав дисциплинарного или должностного правонарушения и влечет дисциплинарную, административную, материальную или уголовную ответственность;

11) принцип внепартийности и свободы совести — означает, что таможенные служащие пользуются свободой вероисповедания и свободой принадлежности к политическим партиям, однако при исполнении служебных обязанностей они не вправе руководствоваться партийными решениями и религиозными убеждениями, а обязаны действовать в соответствии с правовыми актами;

12) принцип защищенности таможенных служащих от неправомерного вмешательства в их служебную деятельность — обеспечивает эффективность осуществления должностными лицами таможенных органов своих полномочий. Государственные таможенные служащие имеют право на защиту от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением ими должностных обязанностей. Они должны исполнять поручения только соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий.

Субъектами реализации государственной власти в сфере таможенного управления являются должностные лица — государственные таможенные служащие. Каждому таможенному служащему государство делегирует строго определенный объем полномочий в рамках замещаемой им должности.

Государственный таможенный служащий (должностное лицо таможенных органов) — гражданин Российской Федерации, исполняющий профессиональные служебные обязанности государственной службы в таможенных органах или учреждениях системы таможенных органов, которому присвоено специальное звание или классный чин по замещаемой государственной должности (ст. 3 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации").

Характерными признаками государственного служащего таможенных органов являются:

• принадлежность к гражданству Российской Федерации;

• замещение должности государственной службы в таможенных органах или учреждениях системы таможенных органов;

• обладание строго определенной административной компетенцией, закрепленной в должностном регламенте либо должностной инструкции;

• возмездность (платность) профессиональной деятельности в области таможенного управления, получение за выполнение должностных обязанностей вознаграждения из средств федерального бюджета;

• присвоение в установленном законом порядке специального звания или классного чина.

Должность в таможенных органах — это объем функций и правомочий по реализации компетенции соответствующего таможенного органа, нормативно установленный для одного лица.

Статья 8 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" в целях организации деятельности федерального органа исполнительной власти предусматривает возможность учреждения должностей государственной службы различных видов (правоохранительной, гражданской), а также учреждение должностей работников, не являющихся должностями государственной службы. Это правило реализуется в таможенных органах и позволяет создать многомерную систему разделения служебной и трудовой деятельности в сфере управления таможенным делом в России в целях исполнения разнообразных функций таможенных органов. Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации" подразделяет лиц, осуществляющих профессиональную деятельность в таможенных органах, па две группы:

1) сотрудники таможенных органов, замещающие должности правоохранительной службы в порядке, установленном данным Законом, которым в соответствии с вышеуказанным законом присваиваются специальные звания;

2) государственные гражданские служащие таможенных органов, замещающие должности гражданской службы в порядке, установленном данным Законом, которым в соответствии с вышеуказанным Законом присваиваются классные чины федеральной гражданской службы (см. ст. 11 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

Работники таможенных органов, которые не относятся к государственным служащим, осуществляю!' спою деятельность по трудовым и гражданско-правовым договорам (контрактам) на должностях работников таможенных органов. Перечень указанных должностей определяется руководителем ФТС России и преследует цели технического обеспечения деятельности таможенных органов. Профессиональные отношения работников таможенных органов регулируются законодательством РФ о труде, распространяющимся на работников бюджетных организаций. На работников таможенных органов не распространяется действие законодательства о государственной службе, кроме отдельных норм о социальных и медицинских гарантиях.

Согласно приказу ФТС России от 15.02.2011 № 318 штатный состав таможенных органов России сформирован в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Орган/учреждение таможенной службы РФ Численность сотрудников таможенных органов Численность федеральных государственных гражданских служащих Численность работников
РТУ
Специализированные РТУ
Таможни, непосредственно подчиненные ФТС России
Таможни, таможенные посты (со статусом юридического лица), расположенные в регионе деятельности РТУ 12 771 39 112
Учреждения, находящиеся в ведении ФТС России
Представительства таможенной службы РФ за рубежом
Всего 16 18G 13 321 12 131

Как видим, в таможенных органах и организациях таможенной инфраструктуры широко представлены все виды должностей госслужащих и работников таможенной сферы. Количественное внутриштатное соотношение сотрудников таможенных органов, государственных гражданских служащих и работников таможенных органов отражает специфику деятельности каждого таможенного органа, его внутреннюю специализацию, уровень сложности и природу труда государственных служащих. При этом статусная дифференциация должностей не затрагивает целостность единой федеральной системы таможенных органов РФ.

Современная должностная структура таможенных органов РФ явилась результатом административной реформы системы таможенной службы 2002 г. Сутью реформирования стало применение нового механизма построения таможенной службы, совмещающего прохождение федеральной гражданской и правоохранительной службы в одном государственном органе. Должности государственных гражданских служащих впервые были введены в штат таможенных органов Федеральным законом от 30.06.2002 № 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)". Законом был осуществлен перевод отдельных категорий сотрудников таможенных органов младшего и начальствующего состава на должности государственных гражданских служащих и должности работников таможенных органов. Количество должностей федеральной государственной службы и должностей работников организаций бюджетной сферы в таможенных органах РФ определяет Правительство РФ (см. постановление Правительства РФ от 12.08.2002 № 580 "О количестве государственных должностей федеральной государственной службы и должностей работников организаций бюджетной сферы в таможенных органах Российской Федерации").

Динамической стороной процесса реализации служебной деятельности в таможенных органах является прохождение таможенной службы. Прохождение государственной службы рассматривается как комплексный институт, представляющий собой систему правовых, организационных и социальных мер, определяющих порядок, процедуру, содержание и основные этапы прохождения службы, комплекс отношений, возникающих между государством и государственными служащими в процессе осуществления государственно-служебных отношений, а также определенные технологии прохождения службы.

В более узком смысле прохождение государственной службы —это совокупность событий, характеризующих служебно-правовой статус государственного таможенного служащего и динамику его изменения.

Процесс прохождения государственной таможенной службы как сотрудниками, так и государственными гражданскими служащими таможенных органов включает комплекс общих для этих категорий должностных лиц этапов и юридических фактов, основными из которых являются:

• поступление на службу в таможенные органы;

• ранжирование, т.е. присвоение специального звания сотруднику таможенных органов или классного чина гражданской государственной службы гражданскому служащему таможенных органов;

• периодическое прохождение проверки соответствия профессиональных качеств лица требованиям занимаемой им должности (аттестация или квалификационный экзамен гражданских служащих таможенных органов);

• перемещение по службе;

• прекращение служебной деятельности в таможенных органах.

При этом имеется ряд специфических отличий, присущих служебной деятельности каждой их двух категорий должностных лиц таможенных органов. Основными дифференцирующими критериями прохождения таможенной службы сотрудниками таможенных органов и государственными гражданскими служащими являются отличия:

• в нормативно-правовом регулировании их деятельности;

• содержании и регламентации квалификационных требований для поступления на должности таможенных служащих;

• установленном порядке замещения должностей;

• формах применяемых кадровых технологий для повышения профессиональных качеств кадрового состава;

• вопросах привлечения к дисциплинарной ответственности и системе применяемых дисциплинарных взысканий;

• закреплении границ предельных возрастных ограничений;

• процедурах присвоения классного чина или специального звания, обозначающих ранг лица, занимающего должность федеральной государственной службы;

• соотношениях величин должностных окладов и окладов за специальное звание и классный чин;

• основаниях и порядке прекращения служебной деятельности;

• системе социальных гарантий государственного служащего и членов его семьи.

Соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и специальных званий правоохранительной службы определяется указом Президента РФ.

Далее рассмотрим особенности прохождения государственной службы в таможенных органах на должностях сотрудников и государственных гражданских служащих.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.