Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правовые основы административной юстиции.



Предмет и метод учебной дисциплины.

1. Общая характеристика административной юстиции;

2. Правовые основы административной юстиции;

3. Методы учебной дисциплины;

Место права административной юстиции в системе российского права.

Литература: Чечек Д.М. « АЮ» ; Сорокин «АПП»; Старилов Л. Н. «Административная юстиция, теория и история» ; Николаева, Соловьев «Административная юстиция и административное судопроизводство».

Определить взаимоотношения человека с обществом – это древняя проблема заключающаяся в выработке эффективного механизма ограничения произвола государственных органов. Размышления над этой проблемой привели к разработке понятия «правовое государство». Юридический анализ этого термина впервые сделан Робертом фон Молем (министр юстиции Германии).

Гессен (РОСС) – «Правовое государство признает обязательным для себя как правительство, создаваемое им же, как законодателем и исполнительной властью».

Признаки правового государства:

· В нем твердо проводится верховенство закона

· В правовом государстве реализуется принцип единства права и закона (т.е. НА и по форме и по содержанию должен быть правовым);

· ПГ осуществляет концепцию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

· ПГ гарантирует субъективные права граждан по отношению к органам государства (т.е. административным органам).

Для нашего курса последний признак важнейший, т.к. гарантия субъективных прав обеспечивается возможностью граждан использовать судебную форму защиты, против любых действий административных органов (это не пустая фраза, т.к. стройная система защиты была сформирована не так давно – «каждому гарантируется защита прав граждан установленных в законном порядке» – фикция, т.к. закона не было…).

Это обстоятельство привело профессора … к выводу о том, что АЮ, является непременной принадлежностью правового государства.

В юридической литературе существует три подхода к пониманию термина АЮ:

1. Материальный аспект АЮ – это правосудие по административным делам;

1) Это сфера действия административной юстиции (до сих пор нет ни законодательной, ни теоретической ясности в этом вопросе);

2) Это задачи, которые стоят перед АЮ;

3) Это субъектный состав и основания публично правового спора

4) Это пределы полномочий органов административной юстиции. Если споры разрешают судьи, то какие полномочия у суда к примеру если ОИВ принял НА не соответствующий закону

2. – это система административных учреждений, а иногда административных судей;

3. - это процессуальный порядок, или административное судопроизводство.

В самом общем виде право АЮ или административно-исковое право (Коркунов) – это совокупность административно-процессуальных норм, регламентирующих судебный порядок разрешения споров между гражданами либо юридическими лицами с одной стороны и ОГВ с другой, возникающими в сфере государственного управления.

Нормы этого права преимущественно административно-процессуальные и они регулируют общественные отношения, складывающиеся при судебном разрешении спора, где одной из сторон являются обязательные участники – органы государственной власти.

Предметом отрасли АЮ являются те общественные отношения, которые складываются при судебном разрешении споров возникающих в сфере государственного управления, где одной из обязательных сторон является орган исполнительной власти. В курсе АЮ предстоит изучить институт административного иска; институт производства по делам об административных правонарушениях; получим представление о доказывании по административному делу; понятия «доказательства» и др.

Правовые основы административной юстиции.

К ним относятся НА, в которых содержаться правила определяющие порядок административно-процессуальной деятельности:

1) Конституция:

· Ч.2 ст.118 – осуществление посредством уголовного, гражданского, конституционного, административного судопроизводства.

· Ст. 46 К. – регламентировано каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения, действия, бездействия ОГВ, ОМСУ могут быть обжалованы в суд.

2) ФКЗ «О судебной системе»:

· Ст.26 – в ней предусмотрена возможность создания специализированных судов по рассмотрению административных дел. В ВС РФ создана комиссия по разрешению административных дел (это говорит о том что мы идем к созданию системы специализированных административных судов).

3) Закон «О мировых судьях в РФ»:

· Этим актом была поставлена точка в диллеме разрешение административного спора – это правосудие или что… (гл. 23 КоАП – органы разрешающие споры). Разрешение административных деликтов – это правосудие по административным делам.

К правовым основам АЮ относятся 3 – 5 разделы КоАПа, в которых сосредоточены правовые нормы, регламентирующие один из важнейших институтов ад. Судопроизводства.

К правовым основам так же – ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений нарушающих права и свободы граждан» (механизм реализации ст. 46 Конституции).

Так же главы с 23 – 26 ГПК – производство по делам возникающим из публичных отношений

Так же нормы третьего раздела АПК: ст. 29 АПК определяет что к АС относится разрешение экономических споров вытекающих из административных и иных публичных отношений. К числу этих споров относится (см. там).

Так же ФКЗ «О конституционном суде» - порядок разрешения споров о соответствии конституции НА Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства актов.

Так же административно-процессуальные акты субъектов РФ (т.к. совместное регулирование).

В Ю. литературе высказывалась позиция что необходимо создать специальный механизм регламентирующий Админ. Судопроизводства. Так на Лазаревских чтениях высказывалось мнение о постепенном переходе.. Саичева предложила что должен быть либо самостоятельный раздел в КоАПе, либо самостоятельный административно процессуальный кодекс по делам об административных правонарушениях. (это еще в 1998 г.).

Тихомиров предложил:

· создать основы административного законодательства

· основы административного судопроизводства (участники, действия, доказательства)

· принять закон «об административных судах».

Методы науки

Этообщенаучные и специальные методы. Широко используется системный метод, который состоит в том, что АПП и АЮ рассматривается не просто как какое то множество элементов, а как их организованная упорядоченная совокупность. Важную роль играет метод сравнительного правоведения. Зарубежные страны накопили большой опыт АЮ. Достоинство этих правовых институтов может помочь сформулировать аналогичные институты в отечественном законодательстве. Метод правового регулирования – между различными правовыми явлениями имеется определенное сходство, а потому, зная свойство и признаки одного из них - модели, можно с достаточной степенью точности судить о других. (например – вопросы доказывания в процессуальном законодательстве разработано очень хорошо, по административным делам же все в зачатке. По подобию уголовного судопроизводства например построить административное)

Место АЮ в системе

С точки зрения проф. Бельского – право АЮ представляет собой подотрасль АП. На сегодняшний день право АЮ можно рассматривать как Формирующуюся отрасль права. Если говорить о положении этой отрасли в системе прав России то следует обратить внимание на:

· отсутствие кодифицированного процессуального акта

· неразвитость адм. Законодательства.

Приводит ученых к мнению что АЮ как отрасли права не существует . в литературе распространена т.з. о том что АЮ как компактная совокупность административно-процессуальных норм представляет собой обособившуюся часть административно-процессуального права.

Аналогичная т.з. высказана Стариловым в работе своей. Он полагал что в структуре адм. Права необходимо включить право административно-юстиционное. Он основывался на:

1) АП имеет особый предмет – управленческие отношения. АЮ – способ судебно защиты. Но защита прав граждан – это одна из важнейших функций управления.

2) Основной формой управленческой деятельности является акт управления. Исследование законности актов управления.

3) Государство прибегает к принуждению, АЮ – это способ преодоления негативной социальной деятельности

4) АЮ связана с Адм. Процессом (любая деятельность органов управления носит процессуальный характер).

… тесно связано потому что на их основе реализуется правосудие (это формы реализации власти). Различные формы правосудия имеют больше общего чем различия. Комплексный подход обогатил бы каждую отрасль права. Такой комплексный подход впервые обоснован Н.Н. Полянским «концепция судебного права» - судопроизводство объединяется в более широкую комплексную отрасль права – т.н. «судебное право». В рамках этой отрасли «ксп» они сохраняют самостоятельность но исследуются в совокупности. Монография «проблемы судебного права».

Все процессуальные отрасли имеют больше общего чем различия…

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.