Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие готовности. Основные компоненты и уровни готовности



По мнению большинства исследователей, под готовностью понимается набор квалификационных характеристик, система определённых требований к специалисту, его знаниям, умениям, личностным качествам.

В деятельности учителя выделяют мотивационный, эмоционально-волевой, теоретический и практический аспекты (Е. П. Белозерцев, О. В. Шмайлова, В. А. Адольф, Н. И. Ястремская, В. Ш. Масленникова, Т. Ю. Гущина, Т. В. Стручаева, В. В. Буткевич). В исследованиях В. А. Сластенина отдельно рассматривается рефлексивный компонент.

На основании изученной литературы, в модель готовности специалиста по трезвенному воспитанию мы предлагаем включить следующие четыре компонента: 1) мотивационно-волевой (личностный); 2) содержательный (теоретический); 3) процессуальный (технологический); 4) рефлексивный (методологический).

Мотивационно-волевой компонент. Мотивация, с точки зрения психологии, есть совокупность причин, определяющих ту или иную направленность поведения личности. Регуляция поведения личности осуществляется посредством влияния на субъективные переживания – стремления, желания, установки [3:219-220].

Основные мотивы, которые приводят студентов на спецкурс «Трезвый образ жизни» – это желание разобраться в проблеме, помочь друзьям, близким, будущим ученикам, самому себе, а также надежда на перспективу трудоустройства, повышение своей конкурентоспособности на рынке труда.

Воля предполагает возможность регулировать собственные психические процессы и действия, подчиняя их своим сознательным решениям. Воля проявляется через такие качества, как настойчивость, решительность, выдержка, смелость. В волевой регуляции поведения участвуют мышление, воображение, эмоции, мотивы. Развитие волевой регуляции поведения связано, прежде всего, с формированием богатой мотивационно-смысловой сферы, стойкостью мировоззрения и убеждений человека, а также способности к волевым усилиям в критических ситуациях [3:62-63].

Для проявления воли педагогу необходимо овладеть организационными и прогностическими умениями, техникой настойчивого поведения.

Развитие мотивационно-волевого компонента педагога-собриолога предполагает личную трезвость, убеждённость в необходимости трезвого образа жизни для учащихся, организованность, дисциплинированность, творческую самостоятельность, любовь к детям, одержимость идеей спасения подрастающего поколения от всех видов одурманивания, формирование ценностного отношения к трезвому здоровому образу жизни.

Содержательный (теоретический) компонент готовности предполагает, прежде всего, формирование базовых профессиональных знаний по педагогике и психологии: усвоение теории обучения, теории воспитания, методики воспитания, знание возрастных психологических особенностей и т. д. Причём важны не только сами знания, но и способы их получения, т. е. методологические знания. К методологическим знаниям относятся мировоззренческие, теоретико-познавательные знания как в конкретной области, так и в науке в целом, знания по методологии научного познания, об основных законах мышления и т. д.

С позиций общеметодологического подхода рассматриваются следующие признаки научно-педагогического мышления:

  • умение наблюдать, анализировать и объяснять данные наблюдений, отделять существенные факты от несущественных;
  • умение проводить эксперимент (постановка, объяснение и оформление результатов);
  • осознание гносеологического цикла (факты – модель – гипотеза – следствия – экспериментальная проверка следствий);
  • понимание структуры теоретического знания, построение на основе опытных данных идеализированной модели, нахождение связи между количественными и качественными сторонами явлений;
  • овладение общенаучными идеями и принципами; умение выделить главное в сложных явлениях природы, социальной жизни, абстрагироваться, анализировать и обобщать материал;
  • осознание методов научного познания в конкретной области; их соотношение с общенаучной методологией;
  • умение рассматривать явления и процессы во взаимосвязи; вскрывать сущность предметов и явлений, видеть их противоречия [2:9-12].

Кроме базовых профессиональных психолого-педагогических и методологических знаний, в содержательный компонент готовности также входит и система специальных знаний об алкоголе, табаке и прочих наркотиках, их химических свойствах, причинах и мотивах их употребления, медицинских и социальных последствиях, мифах и реалиях.

При формировании содержательного компонента готовности необходима инвариантность знаний. Нельзя объяснить каждое частное явление, необходимы не отдельные рецепты, а теории. Нужно также учитывать особенности теоретико-познавательного мышления: до тех пор, пока та или иная информация не будет сведена к чёткой, логичной схеме, формуле, таблице, диаграмме, формулировке и т. д., материал не может считаться до конца усвоенным. Это касается как обучающих (при построении учебных занятий), так и обучающихся (при самообучении). Понять – значит уметь упростить [1:49-52; 6:21-29].

При формировании содержательного компонента достигается функциональная готовность будущего специалиста. Однако необходим уровень операциональной готовности [4:66-70]. Поэтому в модель готовности также включается и технологический или процессуальный компонент.

Процессуальный или технологический компонент предполагает сформированность определённых практических умений: диагностических, коммуникативных, подготовленность к проведению отдельных направлений воспитательной работы, владение педтехникой. Можно знать много фактов о наркотиках, но не владея технологиями диагностики, формирования убеждений, установления взаимодействия с учащимися и их родителями и т. д., в конкретной педагогической ситуации можно оказаться совершенно беспомощным.

Педагогическая технология исследует тот же процесс, что и методика воспитания, но на другом уровне. Она изучает деятельность педагога в момент воспитательного воздействия, в момент его взаимодействия с воспитанником. В производственном процессе технология – это система алгоритмов, шагов, гарантирующих определённый результат. Так и в педагогике в значительной мере достижимо обучение технологии, гарантия определённого результата. Технология – это концентрированное мастерство [4:19-27].

Важным является и владение педтехникой: голосом, интонацией, мимикой, жестами. С этой точки зрения профессия педагога сродни профессии актёра.

Наконец, рефлексивный компонент предполагает саморефлексию, взаиморефлексию, способность к прогнозированию.

Рефлексия – (от английского слова reflection) означает «размышление». Это – постоянный самоанализ, как самой работы, так и своего места в этой работе, это – постоянный «суд совести», когда анализируются все просчёты и ошибки (Б. З. Вульфов).

Этот компонент готовности предполагает способность к постоянному самообучению, умение планировать свою работу, проектировать технологии, подбирать нужный материал для работы.

Между всеми названными компонентами готовности нет непреодолимой грани. Наоборот, они тесно взаимосвязаны. Например, формирование мотивационно-волевого компонента предполагает наличие трезвенной убеждённости, а значит и определённых трезвенных знаний. Теоретические знания необходимы и для формирования технологического компонента. Наконец, рефлексивный компонент – вершина всего достигнутого, результат высочайшего развития всех остальных квалификационных характеристик специалиста.

Ясно, что степень сформированности всех этих компонентов может быть разная. Поэтому необходимо также различать и уровни готовности. Обычно различают несколько уровней. Так, В. А. Сластенин выделяет три уровня готовности: репродуктивный, эвристический и креативный [4]. Многие авторы обозначают такие уровни готовности, как низкий, средний, высокий и т. п. Применительно к собриологической готовности договоримся взять за основу следующие четыре уровня: низкий, средний, высокий, очень высокий.

Низкий уровень готовности предполагает отсутствие системы знаний и умений, необходимых для трезвенной работы, наличие пронаркотических предрассудков и заблуждений; возможны вредные привычки. Договоримся оценивать этот уровень оценкой «2».

Средний уровень предполагает наличие личной мотивации при решении заняться трезвенной деятельностью, отсутствие вредных привычек или наличие прочной установки на избавление от них, репродуктивный уровень владения трезвенными знаниями и умениями (уровень воспроизведения, узнавания). Оценка «3».

Высокий уровень дополняется творческой активностью личности педагога, ещё более высоким (эвристическим) уровнем владения трезвенными знаниями. Чётко выражена трезвенная убеждённость и стремление к трезвенной работе, начинает формироваться рефлексия. Оценка «4».

Наконец, очень высокий уровень означает высокую степень развития рефлексии и творческой активности. Знания приобретают методологический характер. Это – уровень педагога-исследователя, «учителя учителей». Оценка «5».

Думается, что предлагаемая привычная в России пятибалльная система оценок облегчит проведение количественной оценки и самооценки умений и навыков будущего педагога-собриолога.

Таким образом, степень готовности будущего учителя к трезвенной деятельности предполагается оценивать по четырём компонентам: мотивационно-волевому, содержательному, процессуальному и рефлексивному и по четырём уровням: низкому, среднему, высокому и очень высокому по пятибалльной шкале оценок.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.