7.1. Цели, задачи и содержание подготовки будущего учителя к трезвенной деятельности
7.2. Понятие готовности. Основные компоненты и уровни готовности
7.3. Диагностика и самодиагностика готовности будущего учителя к трезвенной деятельности
7.3.1. Мотивационно-волевой компонент готовности
7.3.2. Содержательный компонент готовности
7.3.3. Процессуальный компонент готовности
7.3.4. Рефлексивный компонент готовности
Выводы к главе 7
7.1. Цели, задачи и содержание подготовки будущего учителя к трезвенной деятельности
Ранняя алкоголизация, курение, наркомания, токсикомания наносят огромный вред здоровью подрастающего поколения, подрывают нравственные и духовные основы общества. Необратимо страдает генофонд, разразился тяжёлый демографический кризис. Одурманенное и покалеченное наркотиками поколение не сможет вывести общество из кризиса. Самое важное сейчас – отсечь от саморазрушительного образа жизни детей и молодёжь. В решении этой задачи большая роль отводится школе, учителю. Но к трезвенной работе учителя нужно готовить.
Прежде, следует сказать несколько слов об общепрофессиональных качествах учителя. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) второго поколения, главной целью российского образования является развитие и воспитание личности гражданина России. Личность может воспитать только другая личность. Поэтому повышаются требования и к личностным качествам учителя: учитель – это носитель духовно-нравственных ценностей, укорененных в родной культуре; учитель – это гражданин и патриот своей Родины; учитель – это человек высокой общей культуры; наконец, учитель – это специалист, профессионал в своем деле. Целью высшего педагогического профессионального образования должно стать воспитание такой личности учителя. Поэтом, видимо, следует различать цели общепрофессиональной подготовки учителя и узкопрофессиональной подготовки учителя.
В педагогических исследованиях под целью обычно подразумевается предполагаемый результат учебно-воспитательного процесса, который заключается в формировании определённых знаний, умений, навыков, а также личностных качеств.
Напомним, что цель – это общая стратегия, а задачи – тактика, средства достижения цели.
Целью узкопрофессиональной собриологической подготовки учителя, при условии, что цели общепрофессиональной подготовки тоже должны быть поставлены, является формирование готовности к трезвенной работе в образовательном учреждении (детсад-школа-вуз).
Задачи профессиональной подготовки учителя:
1) сформировать трезвенные убеждения у самого будущего педагога-собриолога;
2) определить круг знаний, умений, личностных качеств педагога-собриолога.
В Международной академии трезвости определён круг знаний и умений, которыми должен владеть собриолог (А. Н. Маюров, А. Н. Якушев и др.). Опираясь на этот минимум, можно определить и круг знаний педагога-собриолога.
Для осуществления трезвенной деятельности педагогу-собриологу необходимо знать:
краткую историю наркотизма и трезвости;
причины употребления алкоголя, табака и наркотиков;
мифы и предрассудки об алкоголе, табаке и наркотиках;
медицинские последствия употребления алкоголя, табака и наркотиков;
теории зависимостей от алкоголя, табака и наркотиков;
социально-политические последствия употребления алкоголя, табака и наркотиков;
методику трезвенного воспитания на ранней ступени развития и в школе;
методику добровольческой работы
немедицинские методы и методики избавления от химических зависимостей;
Педагог-собриолог должен уметь:
работать с педагогической, психологической, медицинской и юридической литературой; самостоятельно пополнять знания по проблеме, отслеживать информацию по материалам периодической печати;
изучать факторы, способствующие приобщению школьников к алкоголю, табаку и наркотикам: макросоциальные (на уровне общества), микросоциальные (семья, группа сверстников), личностные (психологические и индивидуальные особенности);
проводить диагностику антинаркотической устойчивости, а также психолого-педагогическую диагностику трудновоспитуемости с целью выявления группы риска и на этой основе строить индивидуальную и групповую профилактическую и коррекционную работу;
планировать работу по трезвенному воспитанию школьников и просвещению педагогов и родителей, организовать трезвенную деятельность педагогов, учащихся и их родителей;
разрабатывать содержание и методику проведения лекций, бесед, дискуссий, ролевых и других видов игр, организовать неделю или месячник пропаганды трезвого образа жизни;
осуществлять взаимодействие с органами правопорядка, медицинскими учреждениями, кабинетами психологической помощи, административными органами, средствами массовой информации;
участвовать в разработке местных профилактических программ для школьников и молодёжи;
оказать помощь в избавлении от лёгких форм зависимостей по одному из немедицинских методов: Г. А. Шичко, С. Н. Зайцева и др.;
оценивать эффективность проводимых мероприятий.
К числу психологических умений, необходимых для трезвенной работы, многие современные зарубежные и отечественные авторы относят следующие:
владение методикой формирования положительной адекватной самооценки учащихся;
владение методикой формирования благоприятного психологического климата в коллективе;
владение методикой обучения принятию решений, в том числе, в ситуации предложения наркотического вещества;
владение методикой формирования коммуникативных умений учащихся;
владение методикой убеждения [2:99-108].
Таким образом, в настоящий момент круг знаний и умений, которыми необходимо овладеть учителю для осуществления трезвенной работы с учащимися, уже определён. Однако профессиограмма будущего специалиста гораздо сложнее, педагог-собриолог должен хорошо себе представлять, каким ему нужно стать, какими личностными качествами обладать, чтобы быть готовым к трезвенной работе.