Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 7. Организация профессиональной собриологической подготовки будущего учителя



  • 7.1. Цели, задачи и содержание подготовки будущего учителя к трезвенной деятельности
  • 7.2. Понятие готовности. Основные компоненты и уровни готовности
  • 7.3. Диагностика и самодиагностика готовности будущего учителя к трезвенной деятельности
    • 7.3.1. Мотивационно-волевой компонент готовности
    • 7.3.2. Содержательный компонент готовности
    • 7.3.3. Процессуальный компонент готовности
    • 7.3.4. Рефлексивный компонент готовности
  • Выводы к главе 7

7.1. Цели, задачи и содержание подготовки будущего учителя к трезвенной деятельности

Ранняя алкоголизация, курение, наркомания, токсикомания наносят огромный вред здоровью подрастающего поколения, подрывают нравственные и духовные основы общества. Необратимо страдает генофонд, разразился тяжёлый демографический кризис. Одурманенное и покалеченное наркотиками поколение не сможет вывести общество из кризиса. Самое важное сейчас – отсечь от саморазрушительного образа жизни детей и молодёжь. В решении этой задачи большая роль отводится школе, учителю. Но к трезвенной работе учителя нужно готовить.

Прежде, следует сказать несколько слов об общепрофессиональных качествах учителя. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) второго поколения, главной целью российского образования является развитие и воспитание личности гражданина России. Личность может воспитать только другая личность. Поэтому повышаются требования и к личностным качествам учителя: учитель – это носитель духовно-нравственных ценностей, укорененных в родной культуре; учитель – это гражданин и патриот своей Родины; учитель – это человек высокой общей культуры; наконец, учитель – это специалист, профессионал в своем деле. Целью высшего педагогического профессионального образования должно стать воспитание такой личности учителя. Поэтом, видимо, следует различать цели общепрофессиональной подготовки учителя и узкопрофессиональной подготовки учителя.

В педагогических исследованиях под целью обычно подразумевается предполагаемый результат учебно-воспитательного процесса, который заключается в формировании определённых знаний, умений, навыков, а также личностных качеств.

Напомним, что цель – это общая стратегия, а задачи – тактика, средства достижения цели.

Целью узкопрофессиональной собриологической подготовки учителя, при условии, что цели общепрофессиональной подготовки тоже должны быть поставлены, является формирование готовности к трезвенной работе в образовательном учреждении (детсад-школа-вуз).

Задачи профессиональной подготовки учителя:

1) сформировать трезвенные убеждения у самого будущего педагога-собриолога;

2) определить круг знаний, умений, личностных качеств педагога-собриолога.

В Международной академии трезвости определён круг знаний и умений, которыми должен владеть собриолог (А. Н. Маюров, А. Н. Якушев и др.). Опираясь на этот минимум, можно определить и круг знаний педагога-собриолога.

Для осуществления трезвенной деятельности педагогу-собриологу необходимо знать:

  • краткую историю наркотизма и трезвости;
  • причины употребления алкоголя, табака и наркотиков;
  • мифы и предрассудки об алкоголе, табаке и наркотиках;
  • медицинские последствия употребления алкоголя, табака и наркотиков;
  • теории зависимостей от алкоголя, табака и наркотиков;
  • социально-политические последствия употребления алкоголя, табака и наркотиков;
  • методику трезвенного воспитания на ранней ступени развития и в школе;
  • методику добровольческой работы
  • немедицинские методы и методики избавления от химических зависимостей;

Педагог-собриолог должен уметь:

  • работать с педагогической, психологической, медицинской и юридической литературой; самостоятельно пополнять знания по проблеме, отслеживать информацию по материалам периодической печати;
  • изучать факторы, способствующие приобщению школьников к алкоголю, табаку и наркотикам: макросоциальные (на уровне общества), микросоциальные (семья, группа сверстников), личностные (психологические и индивидуальные особенности);
  • проводить диагностику антинаркотической устойчивости, а также психолого-педагогическую диагностику трудновоспитуемости с целью выявления группы риска и на этой основе строить индивидуальную и групповую профилактическую и коррекционную работу;
  • планировать работу по трезвенному воспитанию школьников и просвещению педагогов и родителей, организовать трезвенную деятельность педагогов, учащихся и их родителей;
  • разрабатывать содержание и методику проведения лекций, бесед, дискуссий, ролевых и других видов игр, организовать неделю или месячник пропаганды трезвого образа жизни;
  • осуществлять взаимодействие с органами правопорядка, медицинскими учреждениями, кабинетами психологической помощи, административными органами, средствами массовой информации;
  • участвовать в разработке местных профилактических программ для школьников и молодёжи;
  • оказать помощь в избавлении от лёгких форм зависимостей по одному из немедицинских методов: Г. А. Шичко, С. Н. Зайцева и др.;
  • оценивать эффективность проводимых мероприятий.

К числу психологических умений, необходимых для трезвенной работы, многие современные зарубежные и отечественные авторы относят следующие:

  • владение методикой формирования положительной адекватной самооценки учащихся;
  • владение методикой формирования благоприятного психологического климата в коллективе;
  • владение методикой обучения принятию решений, в том числе, в ситуации предложения наркотического вещества;
  • владение методикой формирования коммуникативных умений учащихся;
  • владение методикой убеждения [2:99-108].

Таким образом, в настоящий момент круг знаний и умений, которыми необходимо овладеть учителю для осуществления трезвенной работы с учащимися, уже определён. Однако профессиограмма будущего специалиста гораздо сложнее, педагог-собриолог должен хорошо себе представлять, каким ему нужно стать, какими личностными качествами обладать, чтобы быть готовым к трезвенной работе.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.