При выявлении распространённости наркомании достоверность исследования полезно проверить ещё одним методом – методом «баллотирования». Остановимся на нём подробнее. Дело в том, что наркомания – явление нелегальное, на искренние ответы особенно рассчитывать не приходится.
Суть метода в следующем: заготавливаются коробки с соответствующими надписями: «Не пробовал ни разу»; «Пробовал 1-3 раза»; «Употребляю иногда, чтобы поддержать компанию»; «Употребляю регулярно, привык».
Коробки тщательно заклеиваются, сверху прорезается отверстие, чтобы можно было бросить полоску бумаги. Целесообразно предварительно бросить в каждую коробку по 2-3 листочка, чтобы снять с опрашиваемых психологическое напряжение («раз кто-то уже признался, почему бы и мне этого не сделать»).
На столе оставляется памятка с просьбой указать на своём листочке название употребляемого вещества (анаша, маковая соломка, таблетки, прочее) и привязываются ручка и карандаш, чтобы кто-нибудь их по забывчивости не унес, что помешало бы опросу остальных.
С испытуемыми проводится краткий инструктаж, снимающий напряжение и объясняющий их действия. Опрашиваемые запускаются в класс по одному, получая стандартные листочки перед самым входом, чтобы не успели разглядеть, что листочки всё-таки разные. Например, мальчикам можно давать листочки в клеточку, девочкам – в линейку, либо таким же образом выделить трудных подростков. Время пребывания каждого в пустом классе строго ограничено.
Данный метод позволяет собрать следующую информацию: распространённость наркомании по типу употребления (экспериментальное, эпизодическое, регулярное), вид вещества, показатели по полу, трудновоспитуемости и т. д. [4:74-82].
Метод АТН
Метод АТН (алкоголь, табак, наркотики) разработан красноярским учёным С. С. Аникиным. Этот метод хорош тем, что позволяет практически без всяких материальных и временных затрат на подготовку и проведение исследования за считанные минуты выяснить ситуацию в конкретном коллективе или образовательном заведении. Перед началом опроса составляется рабочая таблица примерно следующего содержания:
Таблица 1. Распространённость вредных привычек
Вещество
Никогда не пробовали
Пробовали 1-3 раза
Употребляют иногда
Употребляют регулярно
м
ж
м
ж
м
ж
м
ж
Алкоголь
Табак
Наркотики
Итого
Конкретные вещества и их количество
Перед началом опроса проводится краткая инструкция учащихся. Ниже приводится та информация, которую следует сообщить учащимся.
Инструкция
Дорогие ребята/студенты! От вас требуется помощь в прояснении ситуации с алкоголем, табаком и наркотиками в вашей школе/нашем городе/университете и т. п. Опрос будет анонимным, безопасным и необременительным для вас.
Возьмите лист чистой бумаги и поделите его на три части. В правом верхнем углу укажите пол и возраст. Каждый из трёх разделов обозначьте буквами соответственно А (алкоголь), Т (табак) и Н (наркотики). Пользуйтесь следующими условными обозначениями:
0 – никогда не пробовал
* – пробовал 1-3 раза ( и больше никогда)
** – «Употребляю иногда».
«Употребляю иногда» следует понимать:
а) алкоголь – несколько раз в год по великим праздникам;
б) табак – иногда в кругу друзей, в ситуации общения, если угостят;
в) наркотики – иногда в кругу друзей, в ситуации общения.
*** «Употребляю регулярно»
«Употребляю регулярно» следует понимать:
а) алкоголь – 2 раза в месяц или чаще;
б) табак – привык настолько, что курю даже один вне ситуации общения и сам покупаю сигареты;
в) наркотики – привык настолько, что употребляю даже один вне ситуации общения.
Обязательно укажите, какой вид изделия вы пробовали или употребляете и в каком количестве.
Заранее спасибо. Обещаем, что эта информация не будет использоваться против вас! Ведь наш опрос – анонимный.
Заполненный лист опроса может выглядеть примерно так:
Пол жен.17 лет
А
Т
Н
** пиво бутылку
* 1-3 раза Winston
Обязательное указание вида изделия и его количество имеет ещё один важный смысл: в этом случае учащийся оставляет образец своего почерка, по которому можно догадаться, кто, например, пробовал наркотики.