Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Диагностика антинаркотической устойчивости



В педагогической науке идея воспитания на диагностической основе получила всеобщее признание. В профилактике употребления одурманивающих веществ в немедицинских целях принцип «не навреди» особенно актуален.

Диагностические умения – это система психологических и практических знаний, направленных на получение профессионально значимой информации.

Диагностика сформированности антинаркотической устойчивости может иметь следующие цели: выявление отношения учащихся к трезвости, трезвому образу жизни, алкоголю, табаку и наркотикам; выявление информированности учащихся об алкоголе, табаке, наркотиках, выяснение распространённости различных форм наркотизма и т. д.

Методы диагностики

Основными методами диагностики являются наблюдение, устный и письменный опросы (анкетирование, интервью), метод «баллотирования», метод «компетентного мнения», методы рисуночных тестов, незаконченных предложений, незаконченных рассказов и т. д., в зависимости от целей и условий исследования.

Наблюдение

Наблюдение осуществляется как по внешним признакам, так и по классификационным признакам группы риска. Если даже благополучный подросток стал хуже успевать в учёбе, опаздывает на уроки, стал чаще болеть простудными заболеваниями, возможно, он начал курить. Если подросток просыпает школу, снизил успеваемость, на уроках сидит сонный и уставший, общается в подозрительной компании, можно заподозрить употребление алкоголя. Принадлежность к пьющей семье ещё больше увеличивает этот риск. Наконец, самые стремительные изменения в личности подростка, юноши или девушки происходят при приобщении к наркотическим веществам. У них заметно меняется характер, поведение, обостряются проблемы с учебой и отношения с окружающими. В момент наркотического возбуждения человек ведёт себя странно: либо очень возбуждённо, либо подавленно, глаза стекленеют, налицо все признаки опьянения, но без характерного спиртного запаха, матери отмечают у подростка либо чрезмерный аппетит, либо полное его отсутствие, либо чрезмерную сонливость, либо необычное возбуждение. Иными словами, наблюдение всегда подскажет вдумчивому педагогу, что «что-то не так». Значит, требуется более серьёзное изучение. В этом могут помочь устный и письменный опросы.

Устный опрос

Устный опрос – это доверительные беседы с детьми, их друзьями, классными лидерами, преподавателями, врачами наркодиспансера, школьным врачом, родителями по заранее составленным вопросам.

Метод компетентного мнения – разновидность устного опроса, интервью с компетентными людьми; отличается от доверительных бесед большей формализованностью вопросов, их однотипностью с целью удобства дальнейшего сопоставления разных точек зрения.

В методах устного опроса и компетентного мнения можно использовать те же вопросы, что и в анкете, но устное общение отличается меньшей формализованностью, здесь можно задать много спонтанных вопросов, возникающих по ходу опроса, чего не сделаешь при анкетном опросе; кроме того, массовый устный опрос невозможен.

Анкетирование

Анкетирование или письменный опрос по заранее составленным вопросам, отпечатанным на специальных бланках.

Существуют определённые правила при разработке устных и письменных опросов:

1) нужно чётко знать, что Вы хотите выяснить; существуют ли какие-либо взаимосвязи изучаемого явления с другими и хотите ли Вы это выяснить. Составьте перечень всех тех явлений, которые, исходя из гипотезы Вашего исследования, должны быть изучены;

2) выберите формат вопросов, облегчающих обработку. Например, все вопросы имеют ряд альтернативных ответов, или ответы «да» и «нет», или имеют ранжированный ряд из некоторого числа ответов («одобряю», «не одобряю», «безразлично» и т. д.);

3) сформулируйте вопросы в первом приближении. Постройте свои вопросы так, чтобы каждый предыдущий вопрос подготавливал к искреннему ответу на последующий, сложные вопросы лучше сформулируйте косвенно;

4) проверьте опросник на себе и людях, которым Вы доверяете. Не задавайте вопросов, на которые Вам не хотелось бы отвечать самим;

5) проведите пробное исследование. Опросите 20-30 человек. Обработайте результаты так, как Вы собираетесь это делать впоследствии. Вопросы, которые провоцируют большинство отвечать «да» или «нет», лучше переформулировать, чтобы ответы на них стали равновероятными. Проведите пробное исследование столько раз, сколько необходимо для составления анкеты;

6) позаботьтесь о безупречном полиграфическом оформлении анкеты.

Ниже приводится образец анкеты, целью которой является выяснение распространённости алкоголепотребления, курения, наркомании и токсикомании по половому и возрастным признакам, по видам вещества (алкоголь, табак и т. д.) и типам употребления (случайное – 1-3 пробы; эпизодическое – иногда, по праздникам; регулярное – частое, привычное употребление; для алкоголя регулярным является употребление 2 раза в месяц и чаще).

Анкета «Вредные привычки»
Фамилию, имя не указывать. Обведите кружочками номера нужных ответов. Пол: а) муж; б) жен. Возраст (укажите число полных лет): ___ Отношение к алкоголю: а) не употребляю б) пробовал 1-3 раз (укажите, что именно) ____________________ в) употребляю несколько раз в год (что именно?) ____________________ г) употребляю 3-4 и более раз в месяц (что именно?) ____________________ Отношение к табаку: а) не пробовал б) пробовал 1-3 раза в) курю иногда, чтобы поддержать компанию (укажите количество сигарет) _____ г) курю регулярно, привык (укажите количество сигарет в день) _____ Отношение к наркотикам: а) не пробовал б) пробовал 1-3 раза (что именно?) в) употребляю иногда, чтобы поддержать компанию (что именно?) __________ г) употребляю регулярно, привык (что именно?) __________________ Отношение к токсическим веществам (таблеткам и препаратам бытовой химии с целью «одурманивания»): а) не пробовал б) пробовал 1-3 раза (что именно?) __________________ в) употребляю иногда, чтобы поддержать компанию (что именно?) _________________ г) употребляю регулярно, привык (что именно?) __________________ Примечание: здесь Вы можете указать отношение к анкете, ваши пожелания и предложения. _________________________________________________________________________

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.