Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Упражнения на коррекцию эмоционально-волевых качеств



А. А. Востриков и А. А. Табидзе приводят целый арсенал упражнений на выявление и тренировку зрительных представлений, эмоций, чувств, состояний. Авторы исходят из того, что жертвами вредных привычек часто становятся дети со слабым эмоционально-волевым потенциалом. Сделаем попытку представить примерные сценарии уроков в виде кратких описаний предлагаемых упражнений.

  1. Развиваем эмоциональную выразительность. Подумай и скажи: какой человек тебе больше нравится: весёлый или грустный; выразительный или невыразительный, серый. Выразительный человек – это какой? Как он выражает свои чувства, эмоции? По нему сразу ясно, что он желает, о чем просит. А как он это делает? Как владеет интонацией, мимикой, жестами? Какие выразительные слова применяет? Теперь и ты можешь научиться выразительно показывать людям свои приятные чувства.
  2. Техника выразительной мимики. Что такое мимика? Мышцы лица могут быть развитыми и неразвитыми. Чтобы они были развитыми, нужно их тренировать. Для проведения гимнастики возьми зеркало и сделай следующие упражнения: нахмурься, сделай сердитые глаза; сморщи лоб и сделай удивлённые глаза; сделай радостное лицо; изобрази отвращение и т. д.
  3. Техника выразительной интонации. Проговори предложенные слова: спокойно, грустно, радостно, с сомнением, нежно, восторженно, с удивлением, с отвращением.
  4. Техника выразительного жеста. Что такое жест? Изобрази или скажи с помощью жеста «убедительно» и «выразительно»: укажи кому-то путь; укажи на себя; укажи на соседа; погрози; «Спокойно»; «Не балуй»; «Плохо»; «Опасность».
  5. Тренируем эмпатию. Эмпатия – это способность сочувствовать, сопереживать. Тренировка эмпатии связана с формированием трёх навыков: перевоплощение в кого-либо или что-либо; присвоение мыслей и чувств объекта перевоплощения; сопереживание чужой радости, боли и т. п. Представь себе лисичку, перевоплотись и почувствуй себя лисичкой. Изобрази: бежит лисичка, поворачивает голову вправо. Влево, оборачивается. Оглядывает свой пушистый хвостик.
  6. Этюды на телесное и чувственное перевоплощение. Представь, что ты старичок. Какое переживание ты испытал, когда мимо тебя пробежали мальчики и девочки и чуть не сбили тебя с ног? Представь, что ты Иван-царевич. Какое переживание ты бы испытал, если бы тебе пришлось сражаться со Змеем Горынычем? Представь, что ты Дюймовочка. Какие бы чувства ты испытывала, когда ухаживала за ласточкой? Почему?
  7. Развиваем эмоциональную устойчивость. Вообрази ситуацию, в которой тебя кто-то ругает, унижает. Что ты чувствуешь? Как защититься? Ты должен обратить внимание на свои эмоции и сказать себе: «Я испытываю вредные эмоции. Стоп. Эти эмоции мне не нужны». Вспомни что-то приятное. Сдержи волнения и переживания, сосредоточься на спокойном дыхании, начни дышать медленно и глубоко, чувствуя успокоение. Осмысли ситуацию. Вообрази, что смотришь на себя со стороны. Представь обидчика маленькой фигурой. Думай, как тебе выгоднее поступить.
  8. Обучаемся вызывать у себя хорошее настроение. Вообрази ситуацию, в которой у тебя плохое настроение – что-то не получается, кто-то испортил настроение, возникли неприятные воспоминания. Скажи себе «стоп»; представь себе что-нибудь приятное; сделай мысленный массаж лица; почувствуй, как у тебя улучшается настроение.
  9. Самопознание. Какие люди мне нравятся и почему? Какие качества кажутся отвратительными? А какие самыми лучшими? Какой я? Отношусь ли я к другим так, как хотел бы, чтобы люди относились ко мне? Что я должен сделать, чтобы меня полюбили в группе?
  10. План самосовершенствования: Как это делать? Когда это делать? Где это делать? Как часто это делать? Самоприказ, самоубеждение, саморазъяснение. Вообрази ситуации, когда тебе не хочется что-то делать. Побуди себя это сделать: прикажи, убеди, разъясни.
  11. Подражание герою. Вообрази ситуацию, в которой тебе не хочется что-то делать. Представь себе человека, которого ты уважаешь и хотел бы ему подражать. Как бы он поступил в этой ситуации? Ты мог бы поступить, как он? Представь, что ты подражаешь своему герою. Это получается легко и свободно, ты гордишься своими успехами.
  12. Образ жизни. Какой образ жизни вреден для здоровья? Каким должно быть питание? Какая пища вредна? К чему приводит пренебрежение к своему телу? Какая одежда может быть полезной и вредной? Какое жилище может быть полезным и вредным? Какое общение может быть полезным и вредным? Как можно проводить свободное время с пользой для здоровья и во вред здоровью? Какие есть полезные и вредные привычки? В чём для меня проявляются полезные привычки? Вредные привычки?
  13. Приёмы защиты от мнимого удовольствия. Представь себе вред твоему здоровью, который может принести употребление этих веществ; вообрази, какие страдания ты будешь испытывать, если такое употребление станет вредной привычкой; мысленно сравни мнимое удовольствие и страдания, которые они могут принести; почувствуй облегчение оттого, что отказался от употребления этого вредоносного изделия.
  14. Как не стать курильщиком? Что такое мода? Полезная мода проявляется в увлечении здоровым образом жизни. Человек, желающий быть индивидуальностью, никогда не следует массовой моде. Многие приверженцы массовой моды – слабые люди. Табак – наркотик, он вызывает быстрое привыкание и требует постоянного употребления. Если тебе кто-то предлагает закурить, то знай – он враг твоему здоровью. Как ты думаешь, почему твои родственники, даже если они курят, не хотят, чтобы закурил ты?
  15. Как перестать быть курильщиком? Какими качествами я обладаю, чтобы бросить курить? Кто в твоей семье может тебе помочь бросить курить? Как он может это сделать? Как ты будешь об этом просить? Каков мой план действий? Как я реализую свой план?
  16. Как отказаться от наркотика? Защити себя от разных способов принуждения принятия наркотиков. Вообрази ситуацию, когда кто-то из знакомых стал употреблять наркотик. Как ты к этому относёшься? Чего ты будешь избегать? Что ты должен сообщить его родителям, учителям, своим родителям? Почему? [3].

Игры-активаторы

Эти игры описаны в учебных пособиях по профилактике наркомании и ранней алкоголизации С. Б. Белогурова и В. Ю. Климовича. Они помогают подросткам лучше разобраться в себе, друг в друге, улучшают взаимодействие между детьми.

  1. Я люблю. Мы будем бросать друг другу мяч; тот, кто его поймает, должен назвать, что он любит: действия, предметы, еду, напитки.
  2. Я умею. Сейчас все будут говорить о том, что они умеют. Это может быть любое действие, умение, но нельзя называть одно действие дважды. Тот, кто ничего не назвал, выходит из круга.
  3. Я вижу. Поделимся на пары. Каждый должен будет говорить партнёру, что он делает в данный момент. Нужно называть только действия, а не качества. Можно сказать: я вижу, что ты посмотрела в сторону. Нельзя: я вижу, что ты весёлый/уставший/сонный или, что у тебя длинные волосы. Побеждает тот, кто сделает наибольшее количество высказываний.
  4. Я имею право. Учащиеся записывают на доске или листе ватмана варианты того, на что они имеют право. Какие из этих прав нарушают люди, употребляющие наркотики?
  5. Зеркало. Группа разбивается на пары. Один – ведущий, второй – зеркало. Ведущий начинает что-то делать, «зеркало» начинает это повторять. Затем пары меняются ролями.
  6. Разожми кулак. Упражнение проводится в парах. Задача – любыми способами, но без применения физической силы, заставить разжать кулак.
  7. Рассмеши друга. Учащиеся разбиваются на команды. Один из них изображает убитого горем человека. Другой старается рассмешить его любыми способами. Затем партнёры меняются местами. Затем пары объединяются в четвёрки, шестёрки и т. д. Процедура повторяется.
  8. Поводырь и слепец. В игру играет двое детей. Одному завязывают глаза. Другой исполняет роль поводыря. Пара должна преодолеть препятствия, подойти к доске и закончить рисунок, изображающий лицо без носа. Задача поводыря – давать только словесные советы и инструкции [6;10].

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.