Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Половые особенности развития в школьном возрасте



В школьный период развития:

  • Девочки задают втрое больше вопросов, чем мальчики.
  • Девочки быстрее растут, чем мальчики. Физиологически они созревают примерно на 3 года раньше.
  • Юноши отличаются повышенной вспыльчивостью.
  • Девочки предпочитают работать с вербальной (словесной) информацией, а мальчики с абстрактной.
  • Девочки больше склонны к изучению гуманитарных предметов, а мальчики – естественных.
  • Мальчики более склонны к самостоятельной исследовательской деятельности, они предпочитают решать проблему, а не действовать по шаблону.
  • Мальчики больше философствуют, отдают предпочтение логике, девочки – чувствам.
  • Мальчики предпочитают область невозможного – отсюда интерес к виртуальности, к компьютерным технологиям, фантастике. Девочки более рациональны и прагматичны.
  • Мальчики предпочитают открытое соперничество, решение споров в открытой борьбе. Девочки склонны к интригам, предпочитая скрытую борьбу.
  • Свои чувства мальчики выражают открыто, а девочки скрывают свои чувства и намерения, могут долго ждать, чтобы признаться в своей симпатии или, наоборот, отомстить обидчику [10:93-107].

Что касается проблемы наркотического поведения, то в юношеский период девочки чуть позже приобщаются к одурманивающим веществам, зато в старшей школе по темпам приобщения они даже опережают мальчиков. Девочки скрытны, эмоциональны, через голос разума до них достучаться труднее. И последствия наркотизации девочек более тяжелые, чем мальчиков, особенно духовно-нравственные последствия. Наркотизация девочек часто становится частью порочного образа жизни в целом.

5.2. Цели, задачи и содержание трезвенного воспитания в школе

Согласно педагогическому словарю, цель это – «осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека», а целью образования является «образовательный идеал, задаваемый социальным заказом и реализуемый через различные подходы» [9:163].

Цели и задачи трезвенного воспитания в школе определяются возрастными особенностями учащихся на каждой из ступеней обучения. Однако есть задачи, общие для всех этапов развития. Это, согласно нашей собриологической концепции, – духовно-нравственное развитие и воспитание, а также воспитание безопасной/жизнеспособной личности.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту (ФГОС) второго поколения для общеобразовательных школ, входит в Фундаментальное ядро содержания современного школьного образования.

Напомним, что духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России предполагает возврат к традиционным национальным ценностям: патриотизм, семья, дети, межконфессиональный мир, соборность, любовь к природе, науке, литературе, искусству. Именно трезвость, а не одурманенное состояние было и остаётся одной из важнейших ценностей нашей традиционной культуры.

Концепция безопасной/жизнеспособной личности предполагает оказание всесторонней помощи человеку в современных непростых условиях, формирование защитных факторов личности, и всё это не вызывает возражений. Однако борьба за собственное выживание может иметь и отрицательные формы. В сочетании с концепцией духовно-нравственного воспитания и развития концепция воспитания безопасной/жизнеспособной личности будет иметь гуманистическую направленность.

Стратегической целью трезвенного воспитания, очевидно, является преобладание в обществе нравственных, жизнеспособных личностей, для каждой из которых трезвость – нравственная категория.

Что касается собственно профилактики, то перед учителем можно поставить три глобальные задачи:

1) дать учащимся объективную информацию о ценности трезвости и отрицательных последствиях употребления АТН соответственно возрастной ступени развития;

2) скорректировать психологические отклонения личности, мешающие нормальной социализации; сформировать навыки положительного общения;

3) помочь детям в обретении жизненных целей, в учёбе и организации полезного досуга, в профессиональной ориентации, в принятии ответственности за себя, за своё будущее, за своих близких, за всё, что происходит вокруг. Ответственность за собственное здоровье расценивается как проявление ответственности вообще.

Эти задачи определяют три компонента содержания трезвенного воспитания в школе:

  • Образовательный (информационно-педагогический): специфический – знания о действии одурманивающих веществ и понимание последствий их употребления; неспецифический – знания о себе, понимание своих чувств, эмоций, знания о возможных способах работы с ними, заботы о себе; знание этических категорий и этических норм; знание своих традиционных национальных ценностей.
  • Психолого-коммуникативный. Это – развитие эмоций и чувств, коррекция определённых психологических состояний личности, препятствующих нормальной социализации личности: работа с чувствами вины, страха, неуверенности в себе, проблемами ответственности, принятия решений, чувством личной защищенности; это – упражнения на выработку адекватной положительной самооценки; это – формирование навыков положительного общения со сверстниками и родителями; это – создание благоприятного климата в коллективе, психологическая адаптация подростка из группы риска в учебном коллективе и др.
  • Социальный компонент. Помощь в социальной адаптации подростка, привлечение родителей к созданию условий для успешного обучения в школе и дома; организация здорового досуга; помощь в профессиональной ориентации и в решении проблемы занятости. Развитие активной жизненной позиции, воспитание гражданина и патриота.

Что касается особенностей трезвенного воспитания на каждой из ступеней развития, то на основании изучения лучшего отечественного опыта [6;7;8;11;12;13;14 и т. д.] и собриологической концепции трезвенного воспитания можно предложить следующее:

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.