Анализ подросткового возраста – одна из самых спорных проблем возрастной психологии. Неоднозначно толкуется содержание ведущей деятельности, перечень новообразований. Единство мнений исследователей состоит лишь в том, что подростковый возраст – это период наиболее интенсивного развития личности.
Обычно этот период соотносится с возрастом от 10-11 до 14-15 лет. Способность к рефлексии направляется на самого себя. Основные психологические потребности ребёнка – стремление к общению со сверстниками («группированию»), стремление к самостоятельности и независимости («эмансипации»).
Для подростков характерны неустойчивость настроения, противоречивость, ранимость, депрессивные переживания. Важнейшим новообразованием является чувство взрослости. Появляется выраженный интерес к своей внешности. Интенсивно усваиваются формы поведения, связанные с половой принадлежностью.
«Чувство взрослости» – это психологический симптом начала подросткового возраста, «новообразование сознания» (Д. Б. Эльконин). Это период полового созревания, появления полового влечения.
В примитивных культурах подростковый кризис и связанные с ним проблемы отсутствуют, т. к. в этих культурах нет поляризации поведения взрослого и ребёнка, переход к статусу взрослого переходит постепенно, что опровергает гипотезу о биологической обусловленности кризиса полового созревания. Главные причины – социальные: период учёбы в индустриальном обществе затягивается. Социальная взрослость не совпадает с моментом полового созревания.
Подростковый возраст характеризуется как возраст завышенных притязаний: не всегда адекватные представления о своих возможностях приводят подростка к многочисленным конфликтам с окружающими и протестному поведению. Ведущей деятельностью остаётся учебная, но в психологическом плане она отступает на второй план.
Д. Б. Эльконин считал, что ведущей деятельностью детей в этом возрасте является общение со сверстниками. Если ребёнок не может занять своего места в системе общения ровесников, он «уходит» со школы и психологически, и часто буквально. В интимно-личном общении со сверстниками усваиваются моральные нормы и ценности.
Согласно точке зрения Д. И. Фельдштейна, ведущей деятельностью подросткового возраста является общественно-полезная, социально признаваемая и одобряемая деятельность. По мнению исследователя, групповой характер общения преобладает в том случае, если социально значимая деятельность отсутствует.
Переходность психики подростка состоит в том, что сохраняется склонность к реакциям, присущим для детей помладше:
Реакция отказа. Она выражается в отказе от обычных форм поведения – в отказе от общения, домашних обязанностей, учёбы.
Реакция оппозиции, протеста. Она проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому – прогулах, побегах, нелепых поступках.
Реакция имитации. Объектом для подражания становится взрослый, соответствующий представлению подростка об идеале – любимый актёр, музыкант.
Реакция компенсации. Несостоятельность в одной области компенсируется успехами в другой. В качестве компенсации могут быть выбраны асоциальные поступки.
Реакция гиперкомпенсации. Она обусловлена стремлением добиться успеха именно в той области, в которой обнаруживается наибольшая несостоятельность.
Собственно подростковые реакции:
Реакция эмансипации – стремление к самостоятельности, к освобождению от опеки взрослых.
Реакция «отрицательной имитации». Она проявляется в поведении, контрастном по отношению к неблагополучному поведению членов семьи.
Реакция группирования. Стремление к формированию спонтанных подростковых групп с определённым стилем поведения.
Реакция увлечения (хобби-реакция). Увлечение спортом, азартные игры больше характеризуют мальчиков; участие в самодеятельности, увлечения одеждой, литературой, музыкой, изобразительным искусством больше наблюдаются у девочек.
Реакции, обусловленные формирующимся половым влечением – повышенный интерес к половым проблемам, ранняя половая жизнь.
Важным направлением психического развития является формирование стратегий или способов преодоления проблем. Эти способы могут быть конструктивными и неконструктивными.
Конструктивные способы решения проблем направлены на активное преобразование ситуации, на преодоление трудностей, а именно:
достижение цели своими силами;
обращение за помощью к другим людям (родителям, друзьям, специалистам);
тщательное продумывание путей решения проблемы;
изменение своего отношения к проблеме;
изменения в самом себе («нужно искать причины в себе»).
Неконструктивные способы решения проблем направлены не на причину, а на уход от проблемы. Это:
формы психологической защиты («не обращать внимания», «ничего не предпринимать»);
импульсивное поведение («хлопнуть дверью», «закатить истерику»;
агрессивные реакции.
Познавательное развитие характеризуется тем, что формируется теоретическое дискурсивное (рассуждающее) мышление.
Л. С. Выготский считал проблему интересов «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка» и выделял несколько групп интересов («доминант»):
«эгоцентрическая доминанта» (интерес к собственной личности);
«доминанта дали» ( бóльшая значимость отдалённых событий, чем текущих);
«доминанта усилия» (тяга к преодолению, к волевому усилию);
«доминанта романтики» (стремление к риску, к приключениям).
Почему в этом возрасте так важны жизненные цели, выходящие за пределы текущих интересов?
Представление о себе самом («Я-концепция») – центральное новообразование старшего подросткового возраста. Многие переживания, связанные с отношением к себе как личности, отрицательные. Поэтому так важно учить подростка находить в себе сильные стороны [15:242-261].
Именно в подростковом возрасте могут состояться первые «дебюты» с пробами алкоголя и табака. Подростка толкают к этому и стремление следовать «моде», и поиски сомнительной романтики, но чаще всего – стремление к самоутверждению любой ценой, в частности, когда не удаётся самоутвердиться в чём-то значительном: в учёбе, в общении, в общественно значимой деятельности, в спорте. Подростковый возраст – пора активного взросления. Значит, нужно помочь подростку стать взрослым, но в чём-то положительном, посредством формирования истинной, а не ложной системы ценностей.
Юность
Граница между подростковым возрастом и юностью условна. В одних схемах периодизации возраст от 14 до 17 лет рассматривают как завершение подростничества, в других – относят к юности.
Юность – пора взросления. Многие исследователи сходятся на том, что отнесение к юности связано со специфическим задачами развития. Р. Хавигхерс в период взросления выделил такие задачи развития:
принятие собственной внешности;
усвоение мужской или женской роли;
установление более зрелых отношений с противоположным полом;
завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых;
подготовка к профессиональной карьере;
подготовка к браку и семейной жизни;
формирование социально ответственного поведения [15:263-264].
В юности происходит принципиальное изменение в размышлениях о будущем. Теперь предметом обдумывания становится не конечный результат, а пути и способы достижения. Ведущей деятельностью признаётся учебно-профессиональная (Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев). И. В. Дубровина считает, что о профессиональном самоопределении говорить ещё рано, что в старших классах формируется лишь готовность к самоопределению, т. е. к участию в общественно полезном труде.
В интеллектуальном развитии преобладает формально-логическое и операциональное мышление. Интерес к учёбе в старших классах повышается.
Складывается более реалистичная Я-концепция. Положительная Я-концепция, чувство самоуважения, самоценности благоприятно сказываются на постановке перспективных целей и стремлении к их достижению. Отрицательная Я-концепция приводит к пассивности, одиночеству, деградации, асоциальному поведению.
Юность – это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Это период расцвета умственной деятельности, жизненных планов и ценностных ориентаций [15:261-282]. Вырабатываются научно-теоретические, философские, нравственные, эстетические ориентации, появляется заинтересованное, личностное отношение к смыслу жизни.
Юность – противоречивая пора. Ощущение расцвета физических и интеллектуальных сил создают у юношей и девушек оптимистическое самочувствие. Но юности свойственны и противоречивые переживания, внутреннее недовольство, тревожность, метания.
Юношеская эмоциональность часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью оценок, с демонстративным отрицанием нравственных аксиом. Это отражение собственного морального поиска, стремление критически осмыслить «азбучные истины» и уже потом принять их как свои.
В трезвенном воспитании юность – благоприятная пора. Если юноше, девушке удалось к этому возрасту сохранить естественную трезвость, то им уже проще объяснить, для чего нужно оставаться трезвым. Ведь они мечтают о будущей карьере, любви, счастливой семейной жизни. Трезвый выбор, сделанный в юности – это устойчивый выбор.
К сожалению, если в детском и подростковом возрасте естественная трезвость была сломлена (как правило, в современной России это происходит через приобщение к пиву и табаку), то воспитать трезвое отношение к жизни уже гораздо труднее. Кроме того, к пиву и табаку нередко присоединяются наркотики.