Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Метод условного рефлекса



А. Т. Губанов в своей книге «Система мер по формированию у детей и взрослых отвращения к наркотикам, алкоголю, курению, ко всему аморальному и дурному» предлагает собственную систему формирования у детей (от грудного возраста до трёх лет) стереотипа специальных рефлексов отвращения к курению, апробированную на собственных детях и внуках [2].

Методика формирования у младенца рефлексов отвращения к курению, разработанная А. Т. Губановым, состоит из советов родителям и собственно процедуры проведения мероприятия.

Родителям следует определить целесообразность проведения этой процедуры в зависимости от состояния здоровья младенца. Если ребёнок здоров, то лучше не упускать время и провести это мероприятие на первом же году жизни.

Процедура формирования отрицательного условного рефлекса к курению состоит в кратковременном лёгком задымлении или слабом окуривании ребёнка. Цель процедуры – сформировать у младенца специализированный условный рефлекс на табачный дым. Затем эти рефлексы путём продолжительных и последовательных речевых воздействий нужно перевести в стереотип нервных процессов.

В ходе создания условных рефлексов нужно добиться установления у ребёнка взаимосвязи табачного дыма со словами осуждения: «курить нельзя», «курить плохо» и т. п.

Процедура в младенческом возрасте состоит из подготовительного этапа и двух сеансов.

На подготовительном этапе курящий сосед, которому было поручено провести процедуру кратковременного окуривания одиннадцатимесячного ребёнка, несколько раз наведался в гости, чтобы ребёнок привык к нему и не испугался при проведении самой процедуры.

Первый сеанс состоял в том, что курящий сосед вошёл в квартиру с сигаретой во рту и стал пускать дым в сторону младенца. Родители стали громко возмущаться, разгоняя дым и притворно кашляя. Сосед быстро ушёл, а словесный сеанс воздействия ещё некоторое время продолжался со словами, что «курить плохо», что «табачный дым отвратителен» и т. д. Затем сеанс только словесного воздействия продолжился перед сном и рано утром, т. к. специалисты в области памяти утверждают, что воспринятый перед сном текст и его повторение рано утром способствуют лучшему запоминанию.

Второй сеанс задымления повторили через 20 дней. На этот раз младенец, едва увидев соседа с сигаретой, стал реагировать на него отрицательно, а почувствовав табачный дым, отвернулся и заплакал.

Аналогичный рефлекс у того же ребёнка сформировали на слово «наркотик». При этом использовался запах скипидара. Этих процедур было тоже две. В результате на слово «наркотик» ребёнок морщился и даже мог заплакать.

Поскольку в трезвенном воспитании главным принципом является принцип «Не навреди», были предприняты все предосторожности, чтобы процедура не причинила никакого вреда: она была кратковременной, неагрессивной и проводилась на здоровом ребёнке. Автор проводил этот эксперимент на собственном внуке [2:76-95].

Работа с детьми такого возраста является продолжением мероприятий, проведённых с младенцами. Целью работы с детьми такого возраста является закрепление созданных в младенчестве условных рефлексов отвращения к курению. Методика решения – слабое задымление или лёгкое окуривание – три сеанса; убеждение и внушение – продолжительно.

В результате у ребёнка сформировался стереотип нервных процессов, вызывающих отвращение к курению. Дальнейшее закрепление отрицательного условного рефлекса на курение проводилось в разных педагогических ситуациях. Например, дедушка, страдающий кашлем, рассказывает мальчику, что когда был маленьким, то курил, поэтому теперь болеет. А ведь можно находить много примеров из реальной жизни, чтобы периодически напоминать ребёнку, что «курить – это отвратительно». Аналогичным образом необходимо вырабатывать отвращение и к наркомании и токсикомании. При запахе клея, бензина и т. п., нужно демонстративно показывать, как осторожно нужно с ними обращаться, говорить, как это вредно, нужно немедленно проветрить комнату и т. п., чтобы у ребёнка сложился стереотип нервных процессов на токсичные запахи буквально на уровне рефлексов.

Можно предвидеть критику в адрес А. Т. Губанова, что, мол, зачем некурящим родителям заниматься такими ненужными и глупыми вещами, как искусственное окуривание ребёнка. Но в том-то и дело, что дети даже из самых благополучных семей не живут где-то на другой планете, а находятся, в том числе, среди весьма неблагополучных детей и подростков. А запах табачного дыма в современной России повсюду: на остановках и общественном транспорте, на улице, в подъезде, в парке, детской площадке и т. д. «Пассивное курение для пассивных», ребёнок должен научиться отстаивать своё право на чистый воздух с раннего возраста.

Что касается выработки специальных условных рефлексов к алкоголю, то известно, что ещё в Древнем Риме специально напаивали рабов неразбавленным вином допьяна, чтобы наглядно показать, насколько отвратительно пьянство. К сожалению, наша жизнь изобилует большим количеством поучительных отрицательных примеров, даже ничего не нужно искать специально. Важно только при виде пьяных не пропускать этих воспитывающих ситуаций и внушать ребёнку, что «быть пьяным – отвратительно, недостойно, противно, стыдно». Ребёнок способен усвоить эти понятия уже к трёхлетнему возрасту. В трёхлетнем возрасте малыш автора эксперимента пытался объяснить курящей женщине, что курить нехорошо [2:76-95].

Таким образом, метод условного рефлекса – своеобразная прививка от пороков, называемых «курение», «наркомания», «токсикомания», «пьянство». И средствами формирования условных рефлексов являются в данном случае личные неприятные ощущения ребёнка, отрицательная оценка взрослыми этих явлений на вербальном и невербальном уровнях.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.