Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общие методы воспитания



Под методами воспитания в современной педагогике понимают «общественно обусловленные и педагогически целесообразные способы взаимодействия между взрослыми и детьми» [4:80].

Существует ряд классификаций методов воспитания. Большинство исследователей называет следующие группы методов:

1. Методы организации деятельности и опыта поведения – это пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации посредством поручений, упражнений, создания воспитывающей ситуации.

Человек как субъект труда, познания и общения формируется в процессе деятельности. В инструментарий этой группы методов входят:

  • Приучение. Оно обнаруживает наибольшую эффективность на ранних ступенях воспитания и развития детей. Оно состоит из показа образца воспитываемой формы поведения и создания положительного отношения к ней (прямо или косвенно). Одним из испытанных средств приучения является режим жизни и деятельности.
  • Упражнение. Метод приучения тесно связан с методом упражнения. Упражнение не означает механическую выучку и тренировку в духе поведенческой психологии (стимул-реакция-подкрепление), хотя на самых ранних этапах развития такое понимание упражнения возможно.
  • Педагогическое требование. Оно должно не только опережать развитие личности, но и перерастать в требование воспитанника к самому себе. Требование помогает наводить порядок в семье и в школе, вносит дух организованности в поведение детей. Существенное значение имеет соблюдение меры в предъявлении требований к ребёнку. К. Д. Ушинский предупреждал, что стеснив дитя разом множеством правил, можно вынудить его к нарушению тех или иных из них, в результате воспитательный эффект будет потерян. Требование бывает непосредственным/прямым (приказ, запрет, указание) и косвенным (совет просьба, условие), а также опосредованным, выраженным через общественное мнение или мнение актива группы. Например, сцены имитации пьянства и курения в детских играх необходимо решительно пресекать и осуждать ещё в дошкольном возрасте. В школьных и студенческих коллективах педагогическое требование «не пить, не курить» можно ввести в Устав учебного заведения, как например, это часто делается в школах или вузах Швеции или в Российском государственном социальном университете в Москве.
  • Общественное мнение. Общественное мнение выступает в оценках, суждениях, отношениях. В семье его формируют члены семьи; в школьном коллективе – все. Важно так управлять общественным мнением, чтобы не раздавить, не уничтожить личность, но помочь личности в исправлении недостатков.

2. Методы стимулирования деятельности и поведения – пути побуждения воспитанников к улучшению своего поведения.

  • Поощрение – стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки её поступков, порождение чувства удовольствия и радости. Поощрение особенно необходимо детям несмелым, неуверенным. К поощрению часто приходится прибегать в работе с дошкольниками и младшими школьниками.
  • Наказание. К этому методу отношение педагогов неоднозначное. Наказание корректирует поведение ребёнка, помогает ему осознать, что он сделал неправильно. Но наказание не должно причинять ребёнку страдания – ни физические, ни моральные, иначе можно добиться только отчуждения. Если ребёнок нарушил правило поведения случайно, достаточно ограничиться беседой, намёком или простым упреком. Всякое наказание должно предваряться анализом причин и условий, породивших нарушение поведения. В любом случае взрослые должны сознавать и собственную ответственность.

3. Методы формирования сознания – это методы воспитания, направленные на формирование правильных понятий, оценок, суждений, мировоззрения. К методам формирования сознания относятся:

  • Анализ воспитывающих ситуаций – способ показа и анализа путей преодоления моральных противоречий, возникающих в тех или иных ситуациях и конфликтах, или создания самой ситуации, в которой воспитанник должен сделать нравственный выбор и совершить соответствующие поступки. В реальной жизни постоянно рождаются ситуации, которые можно эффективно использовать. Задача педагога – вскрывать такие ситуации, обнаруживать скрытый в них конфликт или уже назревшую проблему и помочь в её решении.
  • Рассказ – последовательное изложение событий. Метод широко применяется при описании природных явлений, изложении фактического материала, явлений общественной жизни. К рассказу предъявляется ряд требований: логичность, чёткость изложения, образность, эмоциональность. Длительность рассказа варьирует в зависимости от возраста: от 5-10 минут в дошкольном возрасте и в начальной школе до 30 минут в старших классах.
  • Беседа – вопросно-ответный способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализу поступков и выработки нравственных оценок. Метод будет более эффективным, если беседа проводится по определённому плану: целью воспитывающей беседы, как правило, является нравственная оценка какого-либо явления, продумываются вопросы, которые можно или нельзя задавать, или можно задавать только наедине. Убеждающий смысл беседы тем выше, чем больше он опирается на опыт ребёнка. Беседы могут быть групповыми и индивидуальными. Это один из самых распространённых методов в работе дошкольниками и младшими школьниками.
  • Конференция – коллективное обсуждение книги, спектакля, фильма с целью выделения нравственных норм и формирования к ним определённого отношения. К обсуждению пьес, спектаклей, детских книг, в которых прямо или косвенно могут затрагиваться проблемы наркотизма и другие нравственные проблемы, можно привлекать уже старших дошкольников.
  • Пример – метод формирования сознания человека на образцах готовой программы поведения и деятельности.

4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. К ним относятся наблюдение, беседа, опросы, анализ результатов деятельности воспитанника, создание воспитывающих ситуаций, психодиагностика, тренинги [4:80-83; 7:330].

Методы воспитания распадаются на составляющие части, детали – методические приёмы. По отношению к методу они имеют частный подчинённый характер. Методы воспитания и методические приёмы могут совершать взаимные переходы. Например, беседа является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. Но она может стать методическим приёмом на разных этапах метода приучения.

Нередко методические приёмы отождествляют со средствами воспитания. К средствам воспитания относятся различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая), а также совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры (наглядные пособия, произведения искусства).

Выбор методов воспитания зависит от цели, ведущего типа деятельности в конкретном возрасте, содержания и закономерностей воспитания, возрастных, половых и индивидуальных особенностей.

Кроме общих методов воспитания, существуют специальные методы. В данном случае речь идёт о специальных методах трезвенного воспитания детей.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.