Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Раннее детство (от 1 года до 3 лет)



В конце первого года жизни ребёнок становится на ноги, начинает ходить. Основную ситуацию развития можно выразить формулой: ребёнок-предмет-взрослый. Манипулируя с предметами, ребёнок всё время обращается за поддержкой к взрослому. Внутри предметной деятельности рождается предметная игра. Сначала ребёнок манипулирует предметом так, как показал взрослый. Предметная игра перерастает в сюжетно-отобразительную – ребёнок воспроизводит в своих действиях собственные наблюдения повседневной жизни: даёт новые названия предметам, придумывает новые манипуляции и действия (делает из перевёрнутого стула комнату, кормит и укладывает спать бабушку). На основе предметной складываются новые виды деятельности – рисование, лепка и т. д. На уровне мышления совершенствуется способность к обобщению. Первые слова ребёнка – это своего рода обобщение целого класса предметов или явлений. Речь начинает выступать в роли основного средства познания. После полутора лет складывается «телеграфная речь» – из необходимых ключевых слов. А к трём годам происходит усвоение грамматической структуры предложения.

Для большинства родителей детей годовалого-трёхлетнего возраста воспитание сводится к заботе о гигиене, питании, здоровье и физическом развитии малыша. Но существует и ряд специальных систем раннего воспитания.

Система воспитания Б. П. Никитина строилась на уверенности родителей в том, что нужно «всматриваться» в истинные потребности малыша: не нужно противостоять малышу во имя правил.

Подходы центра «Нравственная психология и педагогика» А. Ц. Гармаева и воспитание в православной семье не ставят задачу добиться каких-либо удивительных достижений в развитии ребёнка. В центре внимания – духовно-нравственное воспитание. Особый уклад жизни и регламентация отношений всех членов семьи призваны сформировать значимые духовные ценности и нравственные понятия.

Система раннего обучения маленьких детей начиная с 10-12-месячного возраста чтению, математике, игре на музыкальных инструментах разрабатывается в соответствии с идеями Г. Домана, М. Ибука. Доминанта этого направления – не упустить сензитивные периоды развития. Достоверных данных о долгосрочных последствиях таких экспериментов нет.

Кризис трёх лет – это, по Л. С. Выготскому, «семизвездье симптомов»: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, симптом обесценивания, деспотизм. У детей начинает формироваться воля, автономия, самостоятельность [6:181-200].

Дошкольное детство

Социальная ситуация развития в дошкольном детстве: ребёнок – «обобщённый» взрослый как носитель общественных функций – водитель, продавец, воспитатель, мама вообще. Классическая психологическая ситуация – феномен «Я сам». Однако мир слишком сложен для ребёнка, и разрешается это противоречие в игре, которая моделирует воображаемую ситуацию. Сюжетно-ролевая игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Этот вид игры глубоко изучен в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, А. П. Усовой, Ф. И. Фрадкиной. В детской игре есть две основные стороны: содержание и сюжет. Сюжет – отражаемая в игре область действительности. Сюжеты дети черпают из повседневной жизни своей семьи, близкого окружения; старшие дошкольники – из книг, мультфильмов, фильмов. Направлением детской ориентировки могут быть как светлые, так и тёмные стороны действительности.

Структура сюжетно-ролевой игры в развитой форме включает роль, воображаемую ситуацию и игровые действия. В игре дети овладевают способами поведения и имитируют реальные взаимоотношения людей. Другими видами деятельности являются продуктивная (рисование, лепка, конструирование), трудовая (посильная помощь взрослым, мелкие поручения), учебная (в сотрудничестве с взрослым ребёнок познает мир, задаёт множество вопросов, учится сопереживать и понимать, и даже считать и читать). Дошкольное детство – период первоначального развития личности. Мотивы деятельности носят обобщённый характер, усваиваются первые этические нормы и моральные чувства [6:201-224].

Таким образом, период детства от рождения до школьного возраста является важнейшим в жизни каждого человека. Подражательность имеется уже у младенца. Способность моделировать поведение взрослых в игре проявляется до трёх лет. С овладением речью ребёнок овладевает системой понятий о мире, и слова соотносятся с предметами и явлениями уже в раннем детстве. Система нравственных понятий тоже складывается в дошкольном возрасте. Поэтому нет никаких оснований надеяться на то, что дети «ещё маленькие и ничего не понимают».

4.2. Цель, задачи, принципы и содержание раннего трезвенного воспитания

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.