В конце первого года жизни ребёнок становится на ноги, начинает ходить. Основную ситуацию развития можно выразить формулой: ребёнок-предмет-взрослый. Манипулируя с предметами, ребёнок всё время обращается за поддержкой к взрослому. Внутри предметной деятельности рождается предметная игра. Сначала ребёнок манипулирует предметом так, как показал взрослый. Предметная игра перерастает в сюжетно-отобразительную – ребёнок воспроизводит в своих действиях собственные наблюдения повседневной жизни: даёт новые названия предметам, придумывает новые манипуляции и действия (делает из перевёрнутого стула комнату, кормит и укладывает спать бабушку). На основе предметной складываются новые виды деятельности – рисование, лепка и т. д. На уровне мышления совершенствуется способность к обобщению. Первые слова ребёнка – это своего рода обобщение целого класса предметов или явлений. Речь начинает выступать в роли основного средства познания. После полутора лет складывается «телеграфная речь» – из необходимых ключевых слов. А к трём годам происходит усвоение грамматической структуры предложения.
Для большинства родителей детей годовалого-трёхлетнего возраста воспитание сводится к заботе о гигиене, питании, здоровье и физическом развитии малыша. Но существует и ряд специальных систем раннего воспитания.
Система воспитания Б. П. Никитина строилась на уверенности родителей в том, что нужно «всматриваться» в истинные потребности малыша: не нужно противостоять малышу во имя правил.
Подходы центра «Нравственная психология и педагогика» А. Ц. Гармаева и воспитание в православной семье не ставят задачу добиться каких-либо удивительных достижений в развитии ребёнка. В центре внимания – духовно-нравственное воспитание. Особый уклад жизни и регламентация отношений всех членов семьи призваны сформировать значимые духовные ценности и нравственные понятия.
Система раннего обучения маленьких детей начиная с 10-12-месячного возраста чтению, математике, игре на музыкальных инструментах разрабатывается в соответствии с идеями Г. Домана, М. Ибука. Доминанта этого направления – не упустить сензитивные периоды развития. Достоверных данных о долгосрочных последствиях таких экспериментов нет.
Кризис трёх лет – это, по Л. С. Выготскому, «семизвездье симптомов»: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, симптом обесценивания, деспотизм. У детей начинает формироваться воля, автономия, самостоятельность [6:181-200].
Дошкольное детство
Социальная ситуация развития в дошкольном детстве: ребёнок – «обобщённый» взрослый как носитель общественных функций – водитель, продавец, воспитатель, мама вообще. Классическая психологическая ситуация – феномен «Я сам». Однако мир слишком сложен для ребёнка, и разрешается это противоречие в игре, которая моделирует воображаемую ситуацию. Сюжетно-ролевая игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Этот вид игры глубоко изучен в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, А. П. Усовой, Ф. И. Фрадкиной. В детской игре есть две основные стороны: содержание и сюжет. Сюжет – отражаемая в игре область действительности. Сюжеты дети черпают из повседневной жизни своей семьи, близкого окружения; старшие дошкольники – из книг, мультфильмов, фильмов. Направлением детской ориентировки могут быть как светлые, так и тёмные стороны действительности.
Структура сюжетно-ролевой игры в развитой форме включает роль, воображаемую ситуацию и игровые действия. В игре дети овладевают способами поведения и имитируют реальные взаимоотношения людей. Другими видами деятельности являются продуктивная (рисование, лепка, конструирование), трудовая (посильная помощь взрослым, мелкие поручения), учебная (в сотрудничестве с взрослым ребёнок познает мир, задаёт множество вопросов, учится сопереживать и понимать, и даже считать и читать). Дошкольное детство – период первоначального развития личности. Мотивы деятельности носят обобщённый характер, усваиваются первые этические нормы и моральные чувства [6:201-224].
Таким образом, период детства от рождения до школьного возраста является важнейшим в жизни каждого человека. Подражательность имеется уже у младенца. Способность моделировать поведение взрослых в игре проявляется до трёх лет. С овладением речью ребёнок овладевает системой понятий о мире, и слова соотносятся с предметами и явлениями уже в раннем детстве. Система нравственных понятий тоже складывается в дошкольном возрасте. Поэтому нет никаких оснований надеяться на то, что дети «ещё маленькие и ничего не понимают».
4.2. Цель, задачи, принципы и содержание раннего трезвенного воспитания