Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 3. Концепции профилактики употребления алкоголя, табака и наркотиков



  • 3.1. Аддиктология, превентология или собриология?
  • 3.2. Подходы к профилактике употребления алкоголя, табака и наркотиков
    • 3.2.1. Религиозный подход
    • 3.2.2. Научное обоснование трезвости
      • 3.2.2.1. Превентивный подход (стратегия «уменьшения вреда»)
      • 3.2.2.2. Собриологический подход
  • 3.3.Собриологическая концепция профилактики
    • 3.3.1. Актуальность собриологической концепции профилактики
    • 3.3.2. Отказ плюс запрет плюс профилактика в образовательной среде
    • 3.3.3. Профилактическая деятельность по ограничению доступности
    • 3.3.4. Пропаганда трезвого здорового образа жизни
    • 3.3.5. Профилактика в семейной среде
      • 3.3.5.1. Зарубежный опыт
      • 3.3.5.2. Отечественный опыт
    • 3.3.6. Профилактика в системе образовательных учреждений
      • 3.3.6.1. Деятельность образовательного учреждения по формированию трезвенного мировоззрения
      • 3.3.6.2. Деятельность образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию
      • 3.3.6.3. Деятельность образовательного учреждения по воспитанию безопасной/жизнеспособной личности
      • 3.3.6.4. Формирование трезвой воспитательной среды в образовательном учреждении
    • 3.3.7. Профилактика в досуговой среде
  • Выводы к главе 3

Аддиктология, превентология или собриология?

В России независимо друг от друга профилактические исследования проводятся несколькими творческими коллективами.

Под руководством академика РАМН П. И. Сидорова разрабатывается общая превентология – междисциплинарная наука о формировании здорового образа жизни и предупреждении саморазрушающего поведения. Одним из направлений частной превентологии является наркологическая превентология, которая занимается предупреждением зависимостей от психоактивных веществ.

Автор выделяет несколько стратегий профилактики: 1) социальную – создание условий для раскрытия творческого потенциала человека, обеспечение социальной защиты; 2) психолого-экологическую – научение самосохранительной стратегии поведения; 3) педагогическую – воспитание здоровой гармоничной личности, имеющей нравственный иммунитет к любым формам отклоняющегося поведения.

Необходимыми условиями успешности профилактических программ являются системный подход и внятная антинаркотическая и антиалкогольная политика [7:2].

В московском Институте педагогики и психологии в лаборатории профессора В. В. Барцалкиной работают над программой «Аддиктология. Превентология». Цель программы – подготовка аддиктологов, превентологов – специалистов по профилактике химических и нехимических зависимостей. Будущий специалист – обязательно сам приверженец трезвого здорового образа жизни. Двойные стандарты для такого специалиста исключены!

Учёные Международной академии трезвости (МАТр) в течение последнего десятилетия разрабатывают свой, собриологический подход, к профилактике зависимостей. В центре внимания собриологии – пути отрезвления общества. Цель – не «стратегия уменьшения вреда», а трезвость. Собриологи верят, что пьянство, курение, наркомания побеждаются только полной и бескомпромиссной трезвостью.

Сумеют ли учёные объединиться в русле одного подхода, покажет время. Рассмотрим проблему профилактики употребления алкоголя, табака и наркотиков с позиций разных подходов в религиях и науке.

Подходы к профилактике употребления алкоголя, табака и наркотиков

Религиозный подход

Известно, что употребление алкоголя запрещено в таких мировых религиях, как буддизм, индуизм, ислам и ещё примерно в 400 религиозных сообществах (см. часть 1, глава 2).

В Священной книге христиан Библии вином называют и свежий виноградный сок, и виноградную гроздь, и ферментированное (перебродившее) вино [2]. Алкогольное же вино в библейские времена было принято пить разбавленным в соотношении 2:5 (две части вина и 5 частей воды). Употребление его не запрещено, но состояние опьянения и пьянство сурово осуждаются.

В современном Христианстве точки зрения на алкоголь можно разделить на три течения: модерационизм, абстенционизм и прогибиционизм.

Модерационизм (умеренность). Этой позиции придерживаются Римская католическая Церковь, Англиканская Церковь внутри Протестантизма. Эта концепция также принимается большинством лютеранских церквей.

Модерационисты утверждают, что вино – это дар Божий, и его не нужно запрещать.

Абстенционизм. Этой позиции придерживаются многие баптисты, пятидесятники, методисты и другие евангелические и неопротестантские группы.

Абстенционисты утверждают, что в давние времена употребление вина было оправдано, во-первых, для того, чтобы обеззараживать питьевую воду. Во-вторых, вино в библейские времена было слабее и разбавлялось водой, поэтому пьянство не было таким распространённым. Изобретение дистилляционных технологий привело к появлению крепкого и дешевого алкоголя, который уменьшил экономические барьеры для пьянства. Абстенционисты утверждают, что умеренность – причина пьянства, поэтому в современных условиях ответственность христиан должна быть иной: лучше полное воздержание.

Прогибиционизм – это движение за полный запрет алкоголя. Этой точки зрения придерживаются Конвенции Южных баптистов, адвентисты седьмого дня и др. прогибиционисты.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.