Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Акцентологические нормы



Особенности и функции ударения изучает раздел язы­кознания, который называется акцентологией (от лат. accentus — ударение).

Ударение в русском языке свободное,что отличает его от некоторых других языков, в которых ударение закреп­лено за каким-то определенным слогом. Например, в анг­лийском языке ударным бывает первый слог, в польском — предпоследний, в армянском, французском – последний. В русском языке ударение может падать на любой слог, поэтому его называют разноместным.Сопоставим уда­рение в словах: компас, добыча, документ, медикамент. В этих словах ударение соответственно падает на первый, второй, третий, четвертый слоги. Разноместность его делает ударение в русском языке индивидуальным призна­ком каждого отдельно взятого слова.

Кроме того, ударение в русском языке бывает подвиж­ным и неподвижным.Если в различных формах слова ударение падает на одну и ту же часть, то такое ударение является неподвижным (берегу, бережёшь, бережёт, бе­режём, бережёте, берегут – ударение закреплено за окончанием). Ударение, меняющее свое место в разных формах одного и того же слова, называется подвижным (прав, правы, права; могу, можешь, могут). Большая часть слов русского языка имеет неподвиж­ное ударение.

Ударение имеет большое значение в русском языке и выполняет различные функции:

♪ От ударения зависит се­мантика слова (хлопок – хлопок; гвоздики – гвоздики).

♪ Оно указывает на грамматическую форму уки - имени­тельный падеж множественного числа, а руки - родитель­ный падеж единственного числа).

♪ Ударение по­могает различать значение слов и их формы: белок - ро­дительный падеж слова белка, а белок – именительный падеж слова, которое называет составную часть яйца или часть глаза.

Сложность в определении места ударения в том или ином слове возрастает, поскольку для некоторых слов су­ществуют варианты ударений. При этом есть варианты, которые не нарушают норму и считаются литературными, например, искристый – искристый, лосось – лосось, творог – творог, мышление – мышление. В других слу­чаях одно из ударений считается неправильным, напри­мер, надо говорить кухонный, инструмент, ходатайство, неправиль­но: кухонный, инструмент, ходатайство.

Целый ряд вариантов ударения связан с профессиональ­ной сферой употребления. Есть слова, специфическое ударение в которых традиционно принято только в узко­профессиональной среде, в любой другой обстановке оно воспринимается как ошибка. Например: искра - в профессиональной среде искра, эпилепсия – у медиков эпилепсия, флейтовый - у музыкантов флейтовый, компас – у моряков компас.

В публичных выступлениях, деловом общении, обиход­ной речи довольно часто наблюдается отклонение от норм литературного языка. Так, некоторые считают, что надо говорить средства производства, но денежные средства, прошли два квартала, но второй квартал этого года. Слова средства и квартал, независимо от значения, име­ют только одно правильное ударение.

Ошибки в ударении могут привести к искажению смыс­ла высказывания. Например, в одной из телепередач де­монстрировались произведения испанских художников. Показали картину, на которой был изображен берег реки, дерево с богатой кроной, сквозь листья которой просматpивaлocь голубое небо и зелень других растений. Под де­ревом сидел монах. Ведущий передачи сказал: «Эта кар тина называется «Отшельник в пустыне». Каждый, кто смотрел передачу, вероятно, удивился и подумал: какая же это пустыня? Все дело в том, что на картине изобра­жена не пустыня, а уединенное, безлюдное место, где живет отшельник, которое называется пустынь или пус­тыня. Неправильно произнесенное слово создало впечат­ление о несоответствии названия картины ее содержанию.

Чтобы не допустить ошибки в постановке ударения, сле­дует знать не только норму, но и типы вариантов, а также условия, при которых может быть использован тот или иной из них. Для этого рекомендуется обращаться к спе­циальным словарям и справочникам. Лучше всего прибе­гать к помощи «Орфоэпического словаря русского языка». Ценным пособием является «Словарь ударений для работ­ников радио и телевидения» (составители Ф. А. Агеенко, М. В. Зарва, под ред. Д. Э. Розенталя). Особенность дан­ного словаря состоит в том, что он фиксирует только пред­почтительный вариант. Правильное ударение дается также в орфографических, толковых словарях русского языка.

ВОПРОСЫ для самопроверки.

? Что такое литературная норма?

? В чем проявляется динамический характер нормы?

? Что является источником изменения нормы в языке?

? Как соотносятся между собой языковые варианты и норма?

? В чем отличие императивных норм от диспозитивных?

? В каких случаях можно говорить о вариантности, а в каких- о вариативности?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.