Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Задания для самостоятельной работы. Задание 1. Выберите правильный ответ



Задание 1. Выберите правильный ответ. Мотивируйте свой выбор.

1) Язык – это а) естественный знак;

б) искусственный знак.

2) Язык – это а) явление общественное;

б) явление индивидуальное.

3) Язык – это а) система знаков;

б) набор знаков.

4) Литературный языкэто

а) одна из форм существования языка;

б) один из уровней языка.

Задание 2.Закончите следующие фразы:

1) Без языка невозможно ……. .

2) Кодификация – это…… .

3) Литературный язык имеет две формы - ……. .

Задание 3.Напишите рассуждение на тему: « Почему родной язык надо изучать всю жизнь?»

ТЕСТЫ

Тест 1. Какое из приведенных утверждений является логическим определением понятия «язык»?

a) Язык – ключ науки, орудие правды и разума.

b) Языком учат, убеждают, наставляют.

c) Язык – естественно возникающая в человеческом обществе и развивающаяся система облеченных в звуковую форму знаковых единиц.

d) Язык – это то, что объединяет нас, когда мы говорим.

Тест 2. Какое из данных утверждений является неверным? Русский язык – это…

a) национальный язык Российской Федерации;

b) государственный язык Российской Федерации;

c) язык межнационального общения;

d) один из шести официальных языков ООН;

Тест 3. Найдите утверждение, не соответствующее действительности:

a) Язык – явление природное, биологическое, а значит существование и развитие языка подчинено явлениям природы.

b) Язык – это система искусственных знаков.

c) Языком обладают только люди – это вторая сигнальная система, которой нет у животных.

d) Общество не может жить, не пользуясь языком.

Тест 4. Найдите признак, который не относится к утверждению: Язык – это система…

a) которая состоит из множества элементов;

b) элементы которой представляют совокупность естественных знаков;

c) элементы которой образуют единство, одно целое;

d) элементы которой находятся в связи друг с другом.

Тест 5. Какой форме языка соответствует следующая фраза: В зале не было свободных местов:

a) литературному языку;

b) просторечию;

c) жаргону;

d) диалекту.

Тест 6. Какую форму существования языка иллюстрирует фраза: День работам, а ночь гулям да с оленями вперегонки бегам (С. Писахов)?

a) Жаргон;

b) диалект;

c) просторечие;

d) литературный язык.

Тест 7. К какой форме существования языка относится фраза: Сижу в резервейшн и сквозь решетчатые виндау смотрю на блевый скай.

a) К жаргонам;

b) к диалектам;

c) к просторечию;

d) к литературному языку.

Тест 8. Отметьте правильный вариант ответа фраза: Язык до Киева доведет – относится:

a) к жаргонизмам;

b) к диалектизмам;

c) к фразеологизмам.

d) к варваризмам.

Тест 9. Найдите правильное определение слова: Коммуникант – это…

a) аппарат для общения;

b) один из участников диалога;

c) общительный человек;

d) эрудированный человек.

Тест 10. Какое из данных ниже определений относится к латинскому выражению alma mater (альма матер) – это:

a) старинное традиционное название высшей школы;

b) старинный музыкальный инструмент;

c)медицинский термин (название болезни);

d) женщина с изысканными манерами.

 

 


Тема № 2.

Культура речи

С литературным языком тесно связано понятие культуры речи. Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи - своеобразная характеристика профес­сиональной пригодности для людей самых различных про­фессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менед­жеров, журналистов.

Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, забо­тится об их здоровье, оказывает людям различные услуги. Термин «культура речи» означает:

1) владение нормами устного и письменного литера­турного языка (правилами произношения, ударения, сло­воупотребления, грамматики, стилистики), а также уме­ние использовать выразительные средства языка в различ­ных условиях общения в соответствии с целями и содер­жанием речи;

2) раздел языкознания, исследующий проблемы нор­мализации с целью совершенствования языка как орудия культуры.

(Языкознание. Большой энциклопедический словарь. М., 1998.)

Под культурой речипонимается:

владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах;

умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определенной ситуации общения способ­ствуют достижению поставленных задач коммуника­ции;

соблюдение этики общения.

Таким образом, культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический.

Культура речи предполагает, прежде всего, правиль­ность речи, то есть соблюдение норм литературного язы­ка, которые воспринимаются его носителями (говорящи­ми и пишущими) в качестве «идеала», образца. Языко­вая норма - это центральное понятие языковой культу­ры, а нормативный аспекткультуры речи считается од­ним из важнейших. «Умение правильно говорить — еще не заслуга, а неумение - уже позор, - писал знаменитый Цицерон, - потому что правильная речь не столько достоинство хорошего оратора, сколько свойство каждо­го гражданина».

Однако культура речи не может быть сведена к переч­ню запретов и определений «правильно - неправильно». Понятие «культура речи» связано с закономерностями и особенностями функционирования языка, а также с рече­вой деятельностью во всем ее многообразии. Оно включает в себя и предоставляемую языковой системой возможность находить для выражения конкретного содержания в каж­дой реальной ситуации речевого общения адекватную язы­ковую форму.

Культура речи вырабатывает навыки отбора и употреб­ления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их ис­пользованию в речевой практике в соответствии с комму­никативными задачами. Выбор необходимых для данной цели языковых средств — основа коммуникативного ас­пекта культуры речи.

Коммуникативная целесообразность считается одной из главных категорий теории культуры речи, поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами. К ним относятся: точность, логичность, богатство речи, ее выра­зительность и чистота, а также уместностьречи.

Этический аспект культуры речи предписывает знание иприменение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления и т. п.; обращение на «ты» и «вы»; выбор полного или сокращенного имени, формулы обращения и др.).

На использование речевого этикета большое влияние оказывают экстралингвистические факторы: возраст уча­стников речевого акта (целенаправленного речевого дей­ствия), их социальный статус, характер отношений меж­ду ними (официальный, неофициальный, дружеский, ин­тимный), время и место речевого взаимодействия и т. д.

Этический компонент культуры речи накладывает стро­гий запрет на сквернословие в процессе общения, осуж­дает разговор на «повышенных тонах».

Использованная литература

1. Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов 8-е изд. испр. и доп. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. – 544 с. (стр. 69-71)

2. М.Ю. Сидорова, В.С. Савельев Русский язык и культура речи. Курс лекций для студентов нефилологических вузов. М.: Проект, 2002, с. 432

 

ВОПРОСЫ для самопроверки.

? Что понимается под культурой речи?

? Какие три аспекта культуры речи можно выделить?

? В чем сущность нормативного аспекта?

? Почему для хорошей речи недостаточно знания норм литературного языка?

? Какие качества речи относятся к коммуникативным?

? Что предписывает этический аспект культуры речи?

 

Задания для самостоятельной работы.

 

Задание 1. Составьте развернутый план по теоретическому материалу.

Задание 2. Напишите рассуждение на тему: «Какие качества характеризуют культурного человека?»

 

 

ТЕСТЫ

 

Тест 1. Найдите утверждение, не соответствующее действительности:

Под культурой речи понимается:

a) самостоятельная лингвистическая дисциплина;

b) использование слов в несвойственном им значении;

c) владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах;

d) выбор и организация языковых средств, позволяющих достичь поставленных задач коммуникации;

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.