Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Условия усвоения духовно-нравственных ценностей



Принятие духовно-нравственных ценностей – это усвоение знаний о нравственности, проведённых через личный опыт. Чтобы знания стали неотъемлемой частью личности ребёнка, его убеждениями и принципами, содержание образования должно иметь ценностную направленность, а усвоение содержания происходить в различных учебных и воспитывающих ситуациях с использованием активных форм деятельности.

Для этого, с точки зрения Т. Г. Жарковской, необходимо соблюдение двух основных условий: 1) создание предметно-информационной среды (совокупность материальных средств и условий для организации педагогического процесса) и 2) создание социальной среды (как совокупности человеческих отношений по Л. С. Выготскому).

Первое условие: создание предметно-информационной среды. Для духовного возрождения личности недостаточно только знаний. Никакая сумма наук не способна заменить любовь, веру, совесть, сострадание. Поэтому требуются концептуальные изменения самого процесса образования. Ещё Пифагор говорил, что недопустимо учить человека фундаментальным наукам без духовного фундамента, без умения руководить своими чувствами и мыслями [31:410-414].

В условиях, когда на каждого ребёнка ежедневно обрушивается безграничный поток информации, часто разрушительного свойства, важен исследовательский подход в обучении. На первый план выходит не количество усваиваемой информации, а обретение навыков самостоятельной её оценки.

Приоритетным направлением реформирования общего образования сегодня является обучение учащихся умению учиться или формированию универсальных учебных действий (УУД).

Формирование целостной картины мира не в состоянии обеспечить все школьные предметы вместе взятые. И само понятие «мировоззрение» невозможно сузить до рамок только научного. Во-первых, создавая «картину мира», наука сама строит гипотезы, модели, которые являются упрощением реальности. Во-вторых, наука – далеко не единственный путь познания мира. Нельзя игнорировать вненаучные знания: фольклорные, религиозные, художественные, житейские.

Различные формы познания взаимосвязаны, достаточно автономны, ни одна из них не имеет первенства перед другими. Как утверждал русский философ В. С. Соловьёв, истина «познаётся в тройственном акте веры, воображения и творчества» [12:49-53].

Возникает вопрос и об источниках, формах, средствах, субъектах создания предметно-информационной среды. Важнейшими источниками формирования нравственного сознания являются Библия и природа. Библия содержит в себе богатейший материал, касающийся древней истории человечества, объективный подход предполагает учёт этого материала и его освещение. Сохранение жизни на Земле невозможно без воспитания любви к окружающим людям, животным, растениям (экологический аспект духовно-нравственного образования).

Для духовного развития важна и эстетическая сторона восприятия жизни, позволяющая гармонизировать мировоззрение.

И. П. Подласый утверждает, что формирование духовного сознания идёт через утверждение прекрасного во внешнем и внутреннем мире. Духовность – основа образования. По мнению учёного, с учётом поликонфессиональности современного российского общества, в школе необходим курс духовности как отдельный учебный предмет (например, «Человек, его жизнь и счастье»), свободный от религиозной, этнической и национальной принадлежности. Духовности сможет учить только подготовленный учитель.

Идею о том, что нужен специальный предмет о духовности, высказывает и С. И. Маслов. Он утверждает, что сегодня существует необходимость выделения образовательной области «Духовно-нравственная культура» в отдельный предмет, и что нужен специальный учебник.

К формам и средствам реализации духовно-нравственных традиций отечественной культуры он относит тексты, задания, упражнения, иллюстрации. Приоритетными должны быть тексты двух типов: ценностно-ориентированные и эмоциогенные.

Основной функцией ценностно-ориентированных текстов является приобщение школьников к традиционным духовно-нравственным ценностям. События, явления, факты преподносятся здесь в соответствии с принятыми нормами и идеалами.

Эмоциогенные тексты нацелены на пробуждение нравственных эмоций и чувств. Как указывал В. В. Зеньковский, образы сказок, рассказов, стихи, рисунки, музыка являются как бы центром для воспитания чувств.

Особое место в таком учебнике должны занимать иллюстрации. Они несут в себе, наряду с содержательным, нравственное и эстетическое начало.

В числе методов духовно-нравственного воспитания С. И. Маслов называет методы эмоционально-ценностного акцентирования, пробуждение адекватных эмоций и эмоционально-ценностных противопоставлений.

Метод эмоционально-ценностного акцентирования заключается в том, что учитель всеми способами организует осознание учащимися своих переживаний или духовно-нравственной ценности объекта изучения.

Метод пробуждения адекватных эмоций предусматривает такую организацию процесса обучения, чтобы передаваемое содержание пробуждало нравственный эмоциональный отклик в учащихся.

Метод эмоционально-ценностных противопоставлений состоит в том, что учитель, показывая противоположные ценности, обостряет переживание у учеников нравственных чувств [25:46-51].

Второе условие: создание социальной среды. Для духовного развития личности необходимы гармоничные отношения, прежде всего, с самыми близкими людьми в семье. В течение длительного периода дошкольного и школьного детства развитие ребёнка зависит от «значимого взрослого». Главные показатели значимого взрослого: показатель кровного родства («родной-чужой») и духовной близости («близкий-чуждый»). Однако основа и главный критерий близости двух людей – это устойчивая духовная связь. Специфика духовной близости ребёнка и взрослого (в отличие от витальной, эмоциональной, социальной связанности) состоит в очеловечивании (одухотворении) взрослым жизненного мира ребёнка [38:33-39].

Чувство защищённости личности, разумеется, обеспечивается и всей совокупностью отношений с окружающими людьми. В обстановке лжи, лицемерия, двойной морали и прямой агрессии трудно рассчитывать на воспитание духовности у подрастающего поколения. Духовное и душевное здоровье детей зависит от состояния всех и каждого. И главный путь его сохранения – начать с себя, как советовал Серафим Саровский: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи».

Доктор психологических наук, член-корреспондент РАО В. И. Слободчиков считает, что для исправления сегодняшней ситуации необходима разработка инновационных образовательных программ, которые «призваны решать, в первую очередь, следующие задачи:

1) формировать духовно осмысленные и нравственно оправданные уклады жизни и деятельности людей в определённом культурно-историческом пространстве и укоренять в них человека, преодолевая тем самым его сегодняшнюю без-родность и без-домность;

2) выращивать жизнеспособные, соборные детско-взрослые общности, не оставляющие человека бес-призорным и бес-надзорным;

3) культивировать встречи поколений в их самоценных образах и формах жизни, не допускающих эгоцентричной капризности между людьми и хамского релятивизма внутри отечественной культуры» [38:33-39].

Для трезвенного воспитания в этих рассуждениях представляет интерес идея о двух основных условиях усвоения знаний о нравственных ценностях: 1) создание предметно-информационной среды с использованием эмоциогенных, т. е. пробуждающих нравственные эмоции и чувства, текстов и 2) создание социальной очеловеченной среды воспитания ребёнка.

Таким образом, концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности является основой для всех педагогических подходов в современной России. Не важно, какой из современных педагогических подходов будет выбран, главное, чтобы во главу угла ставились духовно-нравственные традиционные национальные и общепризнанные человеческие ценности. В центре – личность ребёнка как равноправного субъекта воспитательного процесса.

В современных условиях возросла актуальность воспитания культуры безопасности жизнедеятельности личности (гуманистический подход), говорится о необходимости уделять специальное внимание здоровью воспитанников, о воспитании у них опыта трезвого здорового образа жизни и безопасного поведения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.