Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности православного воспитания



Как утверждает игумен Георгий (Е. В. Шестун), развитие человека в православной традиции можно определить как реализацию истинного Я, открытие в себе образа Божия.

Опыт православного воспитания показывает, что духовную жизнь человека нельзя пробудить, сохранить и взрастить только через развитие его психофизических функций. Одухотворение личности должно проходить в соответствующих условиях. Это – создание условий для пробуждения и развития духовной жизни, сохранение внутреннего мира ребёнка от власти страстей и греха, развития всех разумных сил души (ума, воли и чувства), познание себя и мира как Божественного творения, осознание своего призвания и ответственности за свою жизнь.

Воспитание в православной традиции понимается как подготовка к вечности. В основе православного миросозерцания лежит мысль о невозможности спасения вне Церкви. Воцерковление личности приводит к её спасению. Это и является в наши дни основной педагогической проблемой в православии.

В основе православного подхода лежит понимание того, что знания не берутся, а приобретаются и дополняются интуицией, живым опытом Богообщения. Образование сводится не к доказательству истины только силою разума, а к её познанию через откровения, свидетельства и описания.

Основой духовно-нравственного становления в православной традиции является семья, которая, согласно церковному преданию, рассматривается как «малая Церковь». Главой «малой Церкви» является Господь. Семья устроена иерархически: муж – глава жене, она верна и послушна ему, дети находятся в послушании у родителей. Принятие семейной иерархии должно быть актом свободной воли каждого.

Православная семья – наследница нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных дедами, прадедами и пращурами. Семья призвана воспринимать, поддерживать, передавать из поколения в поколение духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию.

Православное воспитание в семье направлено на создание условий, способствующих рождению духовной жизни и её развитию в человеке. Дети с помощью Божьей благодати и родителей побеждают в себе зачатки греховности.

Весь уклад жизни православной семьи связан с церковным календарем. Соблюдаются посты и постные дни, молитвенные правила. Понятие дисциплины – это и фактор духовного становления, и помощь неокрепшим духовным силам человека.

Воспитательные ориентиры учитывают возрастные особенности духовно-нравственного становления человека и выделяют четыре основных периода жизни.

  1. Первый год жизни.
  2. Дошкольный период.
  3. Период школьного обучения.
  4. Юношеский период.

Воспитательные установки в первый год жизни включают:

  • любовь и доверие к родителям, воспитываемые тесным телесным, душевным и духовным общением;
  • раннее и частое приобщение к Таинствам Церкви;
  • удаление от ребёнка развращающих впечатлений.

Следует обратить внимание, что в православном религиозном воспитании удаление ребёнка от развращающих впечатленийявляется важным уже на первом году жизни! Это значит, что трезвость, как и прочие добродетели, воспитывается с грудного возраста, через образ жизни родителей.

Воспитательные установления дошкольного периода ориентированы на приоритетное становление речи и воли. Главное – воспитание послушания и целомудрия ума, здоровых понятий о том, что есть добро и что есть зло. Воспитательные средства – разговоры с ребёнком, вопросы, чтение, собственное поведение.

Воспитательные ориентиры в период школьного обучения обусловлены тем, чтобы в процессе овладения основами наук было сохранено благоприобретённое в семейном воспитании. Необходимо поощрять не только успешную учёбу, но, в первую очередь, добронравие (добротолюбие), богоугодную жизнь.

Воспитательные усилия в юношеский период проистекают из понимания этого времени как возраста вскипания телесной и духовной жизни. Задача воспитания – помочь юному человеку сохранить принципы христианской жизни. Воспитательные средства – опора на христианские обеты, духовное наставничество (его может выполнять один из родителей).

Юношеский возраст – пора выбора профессии. Ориентация на рынок труда и голый прагматизм в современном образовании, по мнению игумена Георгия, вытесняют понимание уникальности человеческой личности. Профессиональная подготовка, при отсутствии осознания цели и смыла жизни, не защищает человека от внутреннего беспокойства. Поэтому цели образования должны включать в себя осознание человеком своего предназначения и ответственности за свою жизнь перед лицом вечности, открытие Божьего в человеке [18:53-61].

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.