Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Религиозный компонент духовно-нравственного воспитания



Много споров вызывает религиозный компонент духовно-нравственного воспитания.

Религия, наряду с этикой, идеологией, духовным потенциалом художественной культуры и опытом мировоззренческого самоопределения человека, составляет неотъемлемую часть духовно-нравственной культуры. В. В. Зеньковский в своей христианско-педагогической антропологии указывал, что смысл духовно-душевного воспитания выходит за пределы внешних факторов; не только на основе внешних факторов делается выбор. Для преодоления этой однобокости воспитания он предлагает учитывать иерархическое строение духовно-душевной природы человека, что присуще православной антропологии.

Смысл воспитания, по В. В. Зеньковскому, раскрывается в идее спасения. Спасение связано с проблемой веры в душу ребёнка, понимания её как основы воспитания, которая в педагогике актуализируется со времени Я. А. Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо. С позиций христианской антропологии, становление и воспитание человека как целого – это преодоление сил греха, отсечение периферии души и осуществление своего прообраза – образа Божия в индивидуальной жизни, подготовка не только к земной, но и к вечной жизни [24:90-97].

Существует и важный светский аргумент в пользу религиозного компонента воспитания. Академик Б. Т. Лихачёв указывал, что трагедия большинства известных к настоящему времени воспитательных и дидактических систем состоит в чрезмерном уповании на формирование сознания. Однако то, что проникает в бессознательную сферу ребёнка, минуя сознание, будь то непосредственный жизненный опыт или содержание образования, перерабатывается бессознательным мышлением. В результате часто между сознательным и бессознательным возникает противоречие, разрастающееся до размеров конфликта [22:40-44].

Выше мы уже говорили о том, что на сферу бессознательного можно воздействовать и через другие каналы: музыку, театр, кино, стихи, песни, художественную литературу, игровую деятельность, педагогический психоанализ, рекламу (герменевтический и эко-психотерапевтический подходы). Религия во многих культурах является важнейшим каналом воздействия на сферу бессознательного, потому что через религию усваиваются базовые ценностные понятия.

Религиозная педагогика, в которой психоаналитические подходы занимают особое место, интуитивно учитывает все реальные процессы становления личности, раскрытия индивидуальности, взаимодействия сознательного и бессознательного. Сознательное, согласно её представлениям, олицетворяет Божественное начало; бессознательное – греховные страсти, искупление, дьявольское искушение. В душе человека идёт постоянная борьба Добра и Зла. Этим и определяется вся методика религиозного воспитания [22:40-44]. Вот почему трезвость из религиозных убеждений является такой устойчивой даже без особых мировоззренческих знаний.

Однако для продуктивного участия Церкви в развитии школьного образования необходимо решить ряд проблем. Какое религиозное образование нужно школьникам? Конфессиональное? Это вполне оправдано, так как большинство населения относит себя к православной культуре. Вторая по распространённости конфессия в России – ислам. Но не разделит ли религиозное образование наше общество по конфессиональному признаку? Не выльется ли это в «зоологический патриотизм»? (В. Соловьев). Может быть, лучше неконфессиональное, вне связи с конкретной религией?

Остроту проблеме придаёт нравственный максимализм христианства, а также то, что Ислам в западных СМИ стали называть агрессивной религией.

Во избежание названных опасностей Ф. Н. Козырев предлагает строить религиозное воспитание не на идеологическом, а на предметном основании. Религиозные предметы должны быть введением в мир традиционных религий в разнообразии их форм. Вклад в формирование идентичности учащегося достигается за счёт представления о собственной религиозной традиции. При этом автор отмечает огромный развивающий потенциал религии как учебного предмета и указывает, что это важный предмет гуманитарного цикла, который вносит огромный вклад в духовно-нравственное и эстетическое воспитание учащихся [21:62-71].

Базовые принципы изучения религий в светской школе: добровольность, возможность выбора и многообразие. Главным заказчиком содержания и способов изучения религий должно быть общество – семья, религиозные общины [27:51-61]. Экспериментальное изучение предмета «Основы православной культуры» на факультативной основе начато в школах России в 2010 году.

В современной России вопросы духовно-нравственного свойства многие хотели бы решать вне религии. В статье 28 Конституции Российской Федерации такое право гарантируется Конституцией.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.