Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Кризис духовности и национальная русская идея



Современное состояние российского общества характеризуется как кризис национального самосознания, кризис духовности. Система коммунистического воспитания подрастающего поколения была разрушена, и дети оказались в условиях культурного хаоса. Слабость институтов воспитания привела к тому, что основным источником ценностей для молодёжи стали СМИ, которые зачастую создают мифологию, антагонистическую по отношению к традиционным национальным ценностям. В качестве идеала утверждается богатое, сытое, лишённое нравственных ориентиров и угрызений совести существование. Основные приёмы и психотехники, используемые для «промывания мозгов», – это суггестии («Ты этого достойна»; «Не дай себе засохнуть»; «Пусть за пивом пойдёт самый умный»), демагогия, блокада рефлексии по средствам достижения целей, подмена ценностей, двойные стандарты, создание ситуаций ложного выбора, снятие личной ответственности и т. п. Вся современная массовая культура формируется вне рациональной сферы, разума, рассудка, мышления и враждебна человеку. Основываясь на принципе физиологического удовольствия, она буквально потрясает эмоционально-физиологическую сферу индивида, вырабатывает потребность в выключении рассудка [38:33-39; 22:40-44]. Все виды «легальных» и «нелегальных» наркотиков подаются уже внутри готовой модели.

Святитель Николай Сербский писал, что существует четыре основных импульса, движущих людьми: 1) личное благосостояние и собственные удовольствия; 2) семейные и кровные узы; 3) общественные законы; 4) совесть и чувство присутствия Бога.

Четвёртый импульс, по Сербскому, – это первая линия обороны. Если человек теряет совесть или страх Божий, он отступает на вторую линию обороны: пытается защититься своими законами. Не удержав вторую линию, отступает на третью («Мой дом – моя крепость), и так до последней линии. Именно в такой последовательности происходит деградация человека и его гибель [3:33-39].

В современном российском обществе все четыре линии обороны имеют серьёзные разрушения. Единственный, по мнению большинства исследователей, выход из сложившейся ситуации – это обращение к духовно-нравственному потенциалу нашей страны [10:113-117].

Русский философ Иван Александрович Ильин исследовал проблемы национальной духовности, национального духовного характера. Духовность, по И. А. Ильину, – это направленность личности человека, его особенное нравственно-эстетическое состояние, его искренняя приверженность таким ценностям, как истина, свобода, социальная справедливость, гуманизм, добро, красота, одержимость поиском смысла жизни.

Национальная идея, согласно воззрению автора, – это долговременная программа самосозидания народа, и русская национальная идея состоит в том, чтобы воспитать в русском народе душевный, нравственный, умственный и духовный склад русской души. Русский национальный характер Ильин определял такими качествами, как вера в Бога, любовь, духовная очевидность, свобода, совесть, преданность семье, патриотизм.

Правильное воспитание по Ильину – это, прежде всего, воспитание семейное.

И. А. Ильин пришёл к выводу, что духовное воспитание может осуществляться только в условиях свободного, творческого поиска идеала духовной любви и веры. Духовность – путь к истинному счастью. Невозможна «бессердечная школа», невозможна семья без любви [17:77-83].

О духовности иносказательно говорил и советский учитель литературы Е. Н. Ильин: «Духовность изначально – наш человечий (!) интерес друг к другу, к людям. Всегдашняя готовность услужить – бесплатно, ни за что». Из советских учёных-педагогов о труде душевном много размышлял В. А. Сухомлинский. Труд души, по В. А. Сухомлинскому – это страдания и боль страданиями и болями других, прежде всего, матери, отца, сестры, дедушки, бабушки. Важно отметить, что талантливый педагог видел душевный труд не только в сочувствии и страдании, но и в протесте, презрении, несогласии [37:245-251].

Духовно-нравственное воспитание – это процесс содействия восхождению детей к нравственному Идеалу через приобщение их к нравственным ценностям. Методологической основой духовно-нравственного воспитания являются традиции отечественной культуры и педагогики, представленные в различных педагогических подходах – аксиологическом, культурологическом и др.

Духовно-нравственное воспитание требует соблюдения следующих принципов: одухотворённость образовательного процесса, приоритет эмоционального в постижении мира, ориентация на нравственный идеал, воспитание примером, духовная укоренённость. Как это понимать?

Одухотворённость. Первостепенное значение имеет духовная атмосфера школы, а не обилие правил и требований, не специальные меры воспитания. И здесь важнейшая роль принадлежит учителю. Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не сможет раскрыть духовно-нравственные начала у своих воспитанников.

Соборность – добровольное единение людей, устремлённых к высшим духовно-нравственным ценностям. Это предполагает не только сотрудничество учащихся и учителей, но и сотрудничество с родителями. Именно соборность помогает установить связь поколений.

Иерархичность определяется теоцентризмом в православной педагогике. Над всем и во всём Бог. Школа и семья не могут воспитывать духовность без духовного авторитета. В лице естественного авторитета матери и отца ребёнок учится воспринимать авторитет другого человека.

Приоритет эмоционального в познании означает, что через эмоции проходит основная информация. На роль эмоций в поведении личности указывали Л. С. Выготский и К. Д. Ушинский.

Ориентация на нравственный идеал. Ребёнок всегда ищет образцы для подражания. Идеал – это образец. Эмоциональный пример в мыслях и поведении. Идеал нужен потому, что «чтобы не снесло течением, нужно всегда брать выше».

Воспитание примером. Примером служат живые конкретные люди: родители, воспитатели, друзья, герои фильмов, исторические деятели. Если поступки пронизаны идеалами добра, истинной красоты, то и ребёнку будет открыт путь к этим идеалам. Воздействие примера основывается на том, что явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, они не требуют раскодирования или перекодирования, в которых нуждается речевое воздействие [25:46-51].

Ребёнок интуитивно чувствует ситуацию двойной морали. И если родители хотят, чтобы их ребёнок не лгал, не пил, не курил, не сквернословил, без личного примера не обойтись. Те же требования относятся к учителю.

К сожалению, полностью оградить детей от этих отрицательных явлений не удаётся даже в хорошей семье, где этих порочных примеров нет, зато есть ещё один «член семьи» – телевизор, который агрессивно навязывает многие безнравственные вещи и выдает их за норму. Поэтому всё больше молодых семей в нашей стране отказываются от телевидения.

Духовная укоренённость. Свою духовность мы получаем от предков. Она заключена в обычаях и преданиях. Лично сопереживая обрядам, человек научается действительной жизни [25:46-51]. Истинная русская народная традиция – трезвость. К сожалению, в народные обряды в последние десятилетия были широко внедрены пьяные традиции, которые выдаются за вековые и которые уж никак не способствуют развитию духовности. Разумеется, всё дурное, злое необходимо искоренять.

Таким образом, основными для трезвенного воспитания могут стать следующие принципы:

  1. Духовно-нравственные начала у своих воспитанников может воспитать только обладающий соответствующими качествами учитель (принцип одухотворённости).
  2. Сотрудничество учителя, учащихся и родителей (принцип соборности).
  3. Формирование уважительного отношения к родителям, старшим, власти; там, где нет уважения и иерархии, всегда будет хаос и анархия (принцип иерархичности).
  4. Воспитание должно опираться на эмоции, а не только на логику (принцип приоритета эмоционального в познании).
  5. Ориентация на нравственный идеал трезвости (принцип ориентации на нравственный идеал).
  6. Требуя трезвости от детей, нужно быть трезвыми самим (принцип воспитания примером).
  7. Необходимо опираться на отечественные духовные традиции, а не привнесённое извне (принцип духовной укоренённости).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.