2.3.5. Условия усвоения духовно-нравственных ценностей
2.3.6. Концепция развития и воспитания безопасной/жизнеспособной личности
2.4. Специальный (профилактический) подход к трезвенному воспитанию
2.4.1. Зарубежные модели школьных профилактических программ
2.4.2. Отечественные модели школьных профилактических программ
2.4.2.1. Дореволюционный этап
2.4.2.2. Ранний послереволюционный этап
2.4.2.3. Современный этап
Выводы к главе 2
Методологические подходы к образовательному процессу
Подход в педагогическом смысле – это «методологическая ориентация учителя или руководителя учреждения, побуждающая к использованию определённой характерной совокупности взаимосвязанных идей, понятий и способов педагогической деятельности» [35:69].
«Подход отражает, в той или иной мере, оформленную концептуализацию педагогической реальности» [6:38].
Понятие «подход» понимается как комплексное педагогическое средство, включающее три основных компонента:
основные понятия, используемые в образовательном процессе;
принципы как исходные положения или правила осуществления педагогической деятельности, которые и оказывают главное влияние на отбор содержания, форм и способов организации образовательной деятельности;
методы и приёмы построения образовательного процесса [36:69].
Образовательный процесс необходимо осуществлять на основе определённых методологических подходов. В современной педагогической литературе существует ряд описаний педагогических подходов.
С нашей точки зрения, в трезвенном воспитании без широкого понимания образовательного процесса в целом не обойтись. Поэтому мы рассмотрим методологические подходы к трезвенному воспитанию на двух уровнях: общепедагогическом и специальном (профилактическом).
Общепедагогический уровень помогает понять общую картину образовательного процесса.
Специальный (профилактический) уровень раскрывает специфику процесса трезвенного воспитания.
Рассмотрим эти подходы.
Общепедагогические подходы
Педагогическая мысль разработала десятки различных общепедагогических подходов к образованию, причём образование понимается как единство обучения, воспитания и развития. Наиболее известны классификации Н. Ф. Головановой, В. В. Анисимова, Г. К. Селевко [6:38-47; 1:217; 36:69-73].
Опираясь на данные предшествующих исследований, мы предлагаем свою классификацию подходов, представляющих интерес с точки зрения профилактики.
Формирующий подход
Сторонников этого подхода (И. З. Гликман, А. И. Кочетов, Б. Т. Лихачёв, Г. Н. Филонов) отличает убеждённость, что воспитание ребёнка напрямую зависит от воспитательного воздействия словом, примером, делом. Технологически воспитание на основе формирующего подхода организуется в поведенческой модели: «показать образец» – «объяснить» – «упражнять». Формирующая технология позволяет управлять поведением ребёнка через поощрение социально положительных действий и ограничение социально неприемлемых. В основе модели лежит бихевиористический взгляд на личность.
«Воспитание как формирование» всегда ориентировано на систему устойчивых мотивов воспитанников, на основе которых вырабатываются определённые качества личности. Набор этих качеств напрямую связан с политикой и идеологией. Отсюда – «Правила для учащихся», «Кодекс чести» и т. п. Отказываться от формирующего подхода в трезвенном воспитании, на наш взгляд, не следует. Трезвость – это в какой-то мере и идеологическое понятие. Те учебные заведения, которые в свои Уставы, Правила для учащихся, Кодексы чести включают запреты на употребление одурманивающих веществ, на фоне массовой наркотизации только выигрывают.